Муса Цечоев: «Мы в ответе за детей»

Интернат — не просто школа, а второй дом для ребенка

Интернат — это не просто школа, здесь живут дети-сироты, дети из многодетных, малоимущих и неблагополучных семей круглосуточно, и потому для них это дом, в полном смысле этого слова, а значит, и заботиться о доме и его жильцах надо с душой, с полной отдачей, чтобы по совести и с чувством исполненного долга.

Пройдясь по ухоженным коридорам и кабинетам, по палатам спального корпуса, стало приятно, что в таких условиях учатся и живут дети, которые нуждаются в особом внимании и заботе. Начало октября. Они только вернулись отдохнувшие и набравшиеся сил из оздоровительных лагерей Ингушетии и Кабардино-Балкарии, где провели первый месяц осени. Здесь тепло и уютно, прямо как дома. И создаёт эти условия профессиональный руководитель, сочетающий в себе моральные и деловые качества наставника, Муса Зелимханович Цечоев. На августовской педагогической конференции работа директора школы-интерната № 1 города Назрани была отмечена на высоком уровне Почётной грамотой Главы Республики Ингушетия. А коллеги характеризуют своего руководителя, как интеллигентного, принципиального, уважающего личность, способного чувствовать нужды и чаяния детей и преданного своему делу человека.

— Это просто находка для этого интернатного учреждения, — говорит нам начальник отдела образования по городу Назрани Роза Бекова. — Он работает всего год, но уже успел себя показать хорошим хозяйственником, организатором, при этом коммуникабельный, ответственный и, самое главное, душой болеет за своих подопечных.

Муса Зелимханович работал в администрации Главы республики, где показал себя организованным и ответственным управленцем, и когда ему предложили стать руководителем школы, он оказался в некоем замешательстве, но отказаться от доверия уже не мог.

— Педагогическая сфера для меня ограничивалась временем моего обучения, — говорит Муса Цечоев. — Мыслей, что стану директором школы, у меня не было даже в планах, хотя признаюсь, что в школьные годы, задержавшись как-то у кабинета директора, где на табличке было выведено «Борис Шадыжев», подумал: «А почему бы и нет». Вот так и вышло, мысли так сказать, материализовались. По образованию я госслужащий, и эти навыки помогли мне справиться со спецификой этой работы. Большую поддержку оказали и компетентные люди, в частности, Министерство образования и назрановский отдел в лице начальника Розы Бековой, которая помогла разобраться в рутине образовательной системы. Сложившийся за многие годы опытный педагогический коллектив также стал надёжной опорой в нашем общем деле.

Сам Муса вырос в дружной многодетной семье, где вопросам воспитания и образования придавали первостепенное значение, и потому он старается создать такие же условия и в доме-интернате. Ему удалось за короткий период провести колоссальную работу, улучшить материально-техническую базу и сплотить вокруг себя не только педагогический коллектив, но и детишек, которые любят и уважают своего директора, доброго и строгого, внимательного и заботливого.

Первое, на что обратил внимание новый руководитель — это качество питания. Было очень много нареканий со стороны Роспотребнадзора, требовалась полная реконструкция кухонного отсека, включая технику, закупку новой посуды, мебели. Сегодня здесь ситуация улучшилась в разы, жалоб нет ни со стороны родителей, ни со стороны надзорных органов.

Не менее серьезными были и вопросы спального корпуса. Одно только постельное бельё здесь не менялось с 90-х годов. А новое здание, что было сдано в эксплуатацию в 2014 году, простаивало с многочисленными нарушениями. Пришлось использовать личные связи и вынудить подрядчика устранить все неполадки. Очень ответственно подошли и к вопросам пожарной безопасности. В постоянном режиме здесь теперь работают более 20-ти камер.

Кроме того, проведена работа в учебном корпусе по замене отопления, в том числе и котлов, которые стояли здесь уже не один десяток лет. Проведён капитальный ремонт, который не был предусмотрен по плану. На государственную поддержку полагаться в наше кризисное время было нереально, и пришлось руководителю изыскивать средства, подтягивать неравнодушных людей. Это и чиновники, в лице Руслана Цечоева — министра финансов, который нашёл внебюджетные средства для решения наиболее насущных проблем, и выпускники, в лице руководителя Роспотребнадзора Бориса Камурзоева и начальника УФМС по Ингушетии Магомеда Батаева, которые оказали неоценимую помощь, и председатель Назрановского районного суда Али Оздоев, директор ФБГУ «Росаккредагентство» Лемка Измайлова и многие другие. Пошла навстречу и фирма «Орстхо», которая проводила отопительные работы.

Сегодня в интернате созданы идеальные бытовые условия для проживания и досуга детей. Здесь теперь новое футбольное поле, функционируют секции дзюдо, волейбола, прорабатывается вопрос при поддержке Руслана Цечоева, частого гостя интерната, о создании площадки для воркаута. Для девочек открыта швейная мастерская, со столами и швейными машинами помогла замминистра образования Пятимат Угурчиева. Открыт шахматный клуб благодаря поддержке Эрнесто Инаркиева, который подарил шахматный инвентарь. Он был в гостях у интернатовцев и провёл мастер-класс, по его словам, с юными шахматистами не из робкого десятка. Скоро откроется и краеведческий кружок для знатоков истории. Стали традицией в интернате встречи с духовенством, известными людьми и выпускниками. Тесно сотрудничает с интернатом и инспектор ПДН Зара Нальгиева, фонд «Тешам», активно проводится работа с подопечными семьями.

Есть у директора и своя мечта. Организовать при школе приусадебное хозяйство, чтобы приучать детей к труду, чтобы они могли работать на земле, управляться с лопатой, тяпкой, вилами, и в ближайшее время он даже намерен выйти с этим предложением на уровень руководства республики.

— Для нас очень важно заложить и укрепить в ребёнке стержень общечеловеческих ценностей, — говорит Муса Зелимханович. — Для них это дом, в полном смысле этого слова, а значит, и заботиться о доме и его жильцах надо с душой, с полной отдачей, чтобы по совести и с чувством исполненного долга. Мы в ответе за этих детей, в ответе за их нравственный и интеллектуальный потенциал, за их будущее!