Семь ипостасей славного сына ингушского народа

К 130-летию Магомета Котиева

К 130-летию славного сына ингушского народа Магомета Котиева (родился 25 октября, по новому стилю 7 ноября, 1886 года) мною подготовлена книга «Жизнь и деятельность Магомета Котиева», но она к юбилею по объективным причинам не была опубликована.

Впервые имя Магомета Котиева я услышала от турецкого чеченца Абдурахмана Оздил на Всемирном конгрессе чеченцев и ингушей, который проходил в Грозном в 1993 году.

— Мой прадед был родом Нясархо, звали его Г1оймарз. Он был офицером, учился в Сорбонне, родственником ему доводился Мехмет Кетей. Г1оймарз погиб на войне, когда моей бабушке было два года, и она очень мечтает встретиться со своими сородичами, проживающими в Ингушетии, — говорил А. Оздил.

Тогда я тщетно пыталась установить, кто были Г1оймарз и Мехмет Кетей, и не предполагала, что спустя четыре года окажусь в Турции, встречусь там с ингушской диаспорой, и более того — с именем Мехмета Кетея (Магомета Котиева) будет связано главное дело всей моей последующей жизни.

Уже занимаясь изучением жизни и деятельности Магомета Котиева, случайно от сотрудницы мэрии г. Назрани Лидии Оскановой, которая хранила в памяти рассказы стариков, узнала, что Г1оймарз был Оскановым из с. Плиево.

Родственником Мехмету Кетею (Магомету Котиеву) Г1оймарз приходился, так как мать Магомета — Нати Осканова — была родом из с. Плиево. Когда М. Котиев эмигрировал в Турцию, Оскановы-мухаджиры оказали ему, как племяннику, теплый прием и помогли с обустройством.

1. Педагог.

2. Просветитель.

3. Публицист.

4. Военный.

5. Общественно-политический деятель.

6. Переводчик.

7. Полиглот.

Учитель по призванию, М. Котиев стал публицистом, военным и общественно-политическим деятелем в силу исторических обстоятельств.

Природа наделила его глубоким умом, горячим сердцем и прекрасным слогом, которые служили до конца его жизни ингушскому народу.

Магомет Котиев является примером беззаветной любви к своему народу, образцом мужества и храбрости. Он участвовал в трех войнах — Первой мировой, гражданской, греко-турецкой, был награжден высшей наградой Турции «Истиклал медальон» — «Медаль Свободы».

Книга — итог многолетнего труда, в которой представлены новые факты из жизни и деятельности М. Котиева.

Сегодня хотелось бы поделиться с читателями некоторыми выдержками из книги.

(Материал предоставлен Б. Газиковым)

Речь, произнесенная Магометом Котиевым 1 августа 1911 г. на сходе в Крепости (решался вопрос о преобразовании Назрановского двухклассного училища в четырехклассное городское с двумя новыми языками: французским и немецким), свидетельствует о том, что он имел не только прекрасное светское образование, но и духовное.

«Господа доверенные и почтенные старики ингушского населения!

Сегодня вы собрались для решения трех вопросов. Из них самый важный — это вопрос преобразования Назрановского горск. двухклассного училища в четырехклассное городское. Общими силами необходимо нам настоять на том, чтобы у нас было четырехклассное училище.

Нас, ингушей, много, много темноты среди нас, и такой источник, как наше двухклассное училище, не дает столь света, чтобы хватило его на все наше, насчитываемое десятками тысяч, население. Насколько велика польза правильного воспитания и образования вам пояснил 3 уч. Назр. окр. наш дорогой гость и начальник, он же указал вам и разницу между образованным и необразованным человеком.

Я же постараюсь передать вам о том, как смотрел на просветительскую миссию наш Великий учитель, пророк Магомет.

Тут я позволю заметить, что за последнее время среди мусульман всего мира замечается движение к свету, т. е. учению. Теперь и женское образование, которое было в совершенном загоне, привлекает серьезное внимание обществ, и училища для женщин открывают с большой охотой.

Из нас, к сожалению, немногие понимают пользу просвещения, и большинство населения относится равнодушно к назревшему вопросу. Надо же нам знать, что каждая открывшаяся среди нас школа есть ключ к пониманию окружающей действительности, к пониманию самих себя, к отыскиванию идеалов в жизни и к стремлению осуществить эти идеалы. Звукообразное обучение дает возможность созерцать весь мир и является для жизни в высшей степени экономическим подспорьем, внося опыты тысячелетия в сокровищницу знания питомца. Ведь горько слышать, что ингуш — вор, способен только на дурное дело. А какая неправда! Разве мы не способны учиться, разве мы слабее других телом и духом, разве не обладаем восприимчивостью? Что такое воровство, кражи у самих же себя, убийства, кровомщения? Разве это не есть плоды воспитания наших детей! Вспомните, с каким наслаждением слушал ребенок рассказ о каком-либо ночном нападении, как загораются его глаза, с каким внутренним воодушевлением вскакивает с места и заявляет о своей могучей силе и готовности поделиться опасностями. Направьте эту силу по правильному пути и верьте, она дает изумительные успехи, и на место позорного столба среди нашего народа воздвигнется могучая народная сила, проникнутая любовью и верою к ближнему, обществу и отечеству.

Многие объясняют отсталость мусульманского мира суровым духом ислама, установившим будто бы неумолимые законы против просвещения духовного и развития телесного мира человека. Насколько это ложно и несправедливо, можно видеть из следующего. Ислам в стороне от стеснительных мер вообще, в частности — против угнетения науки. «Нет принуждения в религии», «Бог хочет всем облегчения». Вот излюбленные выражения Корана.

Если собрать все стихи Корана, посвященные науке, вникнуть в их смысл, то не останется сомнения, что ислам поднял арабов в былые времена на пьедестал величия, мирового значения. Но обстоятельства стали складываться так, что день ото дня мусульмане стали опускаться с высоты своего величия.

Веками мусульмане жили без желания к прогрессу, как умственно, так и нравственно, и картина получилась весьма грустная. Все мы очутились позади, представляем из себя детей, коим многому надо поучиться у просвещенных европейцев, опередивших нас во время нашего сна. А учение достается не дешево. Можно ли сказать, что мы следовали за Кораном? В Коране же мы находим вот что:

«Ищите науку, если бы она находилась на земле Китая». «Искание науки обязательно каждому мусульманину и мусульманке». «Учитесь от колыбели до могилы». «Ученые последователи мои равны израильским пророкам». «Умерший на пути образования при¬числяется к святым». «Обучение в детстве есть резьба на колене». «Ученый в совершенстве есть Бог, а ученье есть совершенства Бога». «Смерть ученого — гибель миру». «Служение Богу и благочестивая жизнь спасает человека на том свете, а образование спасает в обоих мирах».

Эти слова Корана ясно гласят, что надо изучать науки не только мужчине, но и женщине. Следовательно, обучавшиеся не есть преступники пред Богом и нарушители законов ислама, но наоборот, поборники его святого учения.

Только мы, ингуши, стали недавно на сторону света, все время скрываемого от нас за искусственно созданной стеной духовенством, находящим в этом удовольствие для себя, для единичной жизни; истинный мулла не скажет, что учение нас губит. Пред ним личное благо не имеет цены. Интересы многих ему дороже. И нам лучше следовать за такими светлыми лицами.

Братья ингуши! Очнитесь, оглянитесь кругом, смотрите, какой широкой рекой течет жизнь по земле, как ничтожны те, что бездействуют! Жизнь только в борьбе, а сила — в знании. Пора нам стать в ряды цивилизованных народов. Пора смотреть вооруженным глазом на грустное положение нашей родины и нации! Пора разлучиться с предрассудками и худыми наклонностями. Пора перестать быть слепым орудием в руках эгоистов и фанатиков! Довольно лепетать под тяжелыми ударами слепой судьбы! Пойдемте на мирную культурную работу, побольше школ, побольше дела, меньше фраз и философии.

Покажем же своими работами культурным соседям, что мы не давали обет на вечный сон, что мы можем быть полезными гражданами своей родине и отечества. Да поможет нам Творец Всесильный в нашем святом стремлении».

К нашему большому удовлетворению, сегодня еще живы люди, которые были лично знакомы с Магометом Котиевым. В книге есть раздел: «Воспоминания о М. Котиеве».

В 1970 году М. Котиева в Турции посетил внук известного религиозного деятеля шейха Дени Арсанова, сын шейха Бауди Арсанова, последователей накшбандийского тариката Ахмет Арсанов.

М. Котиев также был приверженцем накшбандийского тариката, в 1916 году семью Чори Котиева посещал и сам шейх Дени Арсанов.

Ахмет Арсанов решил во время своей поездки в Иорданию посетить Магомета Котиева и накануне отъезда встретился в Грозном с его сыном Ахметом и взял у него адрес его отца.

Когда в Иордании Ахмет Арсанов спросил местных чеченцев и ингушей, знают ли они Магомета Котиева, он получил утвердительный ответ.

— Магомет Котиев — турпал (герой), — сказали чеченцы, — он известен в кругах нашей диаспоры, он оказывает содействие в разных вопросах не только многим своим соплеменникам, но и другим выходцам с Кавказа.

Пожилой чеченец по имени Идок вызвался сопроводить Ахмета Арсанова в его поездке в Турцию.

Когда Ахмет Арсанов представился Котиеву, он встретил его со словами: «Ты сын моего друга, более почетный гость порог моего дома не переступал».

— Встреча была трогательной, она произвела на меня неизгладимое впечатление, — говорил Ахмет Арсанов. — Магомет Котиев принял нас очень радушно, мы переночевали у него, допоздна беседовали с ним, беседа была интересной и содержательной, говорили о многом, он рассказывал о своем пути на чужбину, о жизни и деятельности в Турции. Он был блестящим рассказчиком. Меня удивили его осведомленность по многим вопросам, его память, широкий кругозор и любознательность, а самое главное, несмотря на свой преклонный возраст (84 года — М. Я.) и пережитое им, он сохранил бодрость духа и жизнерадостность, — говорил Ахмет Арсанов. — Это и в самом деле был удивительный человек, и как сказали мне о нем в Иордании — он был настоящим Турпалом (Героем).

Ахмет Арсанов дал высокую оценку деятельности Магомета Котиева, отметив, что он один из тех немногих деятелей, кто приложил много усилий, чтобы мировое сообщество узнало о геноциде ингушей и чеченцев, что, несомненно, способствовало скорейшему возвращению их на родину.