Памятка руководителю

Каким нам видится компетентный руководитель. «Слышащий да услышит, видящий да увидит!»

Попросили давеча друзья написать что-нибудь про это, ну про своего несносного руководителя. «Вдруг «наш батенька» прочтёт и подумает, — решили они при этом, — а то сил нет терпеть». Хотя мало верится, что ситуацию может выправить статейка, но отказать друзьям не смогла. Да и подумалось, а ведь мысли материализуются...

А вообще, это хорошо, если с боссом вам повезло: разумный, уравновешенный, понимающий. А если он позволяет себе кричать, оскорблять, запугивать или действует в тихую, изощренно выживая вас из коллектива, что делать? Уж точно захочется бежать, хотя вас всё остальное устраивает. Но, как известно, руководителей не выбирают: кто достался, к тому и нужно приспосабливаться. Вот, исходя из этих понятий, мы решили начать наше исследование. Отправились искать ответ на вопрос: «Как быть?». И нашли-таки замечательный практикум немецкого психолога Михаэля Эйхберга, который выделяет всего шесть типов руководителей и даёт советы подчинённым, как им быть в каждом конкретном случае.

Итак, практически невозможно ни о чём договориться с так называемым руководителем — «деспотом», который, как правило, практикует авторитарный стиль управления, зарубает на корню всякую инициативу и не гнушается унижать своих подчиненных, да ещё и не признаёт ни в коем случае своих ошибок. Такого руководителя немецкий психолог советует терпеть, и ни в коем случае не показывать ему своих эмоций.

Удобно с руководителем — «патриархом», если же, конечно, будешь играть роль разумного ученика, потому что «патриарх» твёрдо уверен, что только он один знает, что хорошо, а все подчиненные должны беспрекословно следовать этому. Но, несмотря на это, он умеет вникать в проблемы своих подчиненных и порой принимает в них заботливое участие.

«Боец-одиночка» — отгорожен от подчиненных строгой секретаршей и закрытыми дверьми. Такой стиль предпочитают многие начальники. С таким руководителем все идеи должны быть детально продуманы, четко сформулированы, аргументированы и изложены на бумаге. Так, и только так можно продвигать идеи. Работать с такими руководителями можно, строго следуя часам и предписаниям, никакого развития и творчества.

Но вот самый тяжёлый тип, это руководитель — «железная леди». Холодна, авторитарна, самоуверенна, в совершенстве владеет правилами интриг и козней, знает слабые стороны своих подчиненных и с лёгкостью может надавить на них. Но психолог советует, не вдаваясь в полемику, дать почувствовать ей, что на вашей стороне профессионализм и опыт.

Есть ещё и такой тип руководителя, как «дилетант» — это уже трагедия для всех, руководитель случайный, как правило, некомпетентен, и тщательно пытается это скрыть. На глазах заваливает работу, но сохраняйте лояльность до лучших времён.

Самый демократичный тип руководителя, и мечта подчинённых — это руководитель — «старший брат» — практикует дискуссии и коллективную работу. Будучи сильной личностью, любит, чтобы рядом с ним работали такие же коллеги. В конечном счете складываются благоприятные условия и позитивный рабочий процесс.

Наверняка, каждый работающий или работавший приложил определённый тип к своему руководителю, и дай Бог, чтобы он больше походил на «старшего брата». Но, как правило, заняв кресло, многие руководители забываются и точно не помнят о том, что хоть и стал по статусу выше, но находится постоянно «под контролем своих подчинённых», которые быстро обнаруживают фальшь, лицемерие и безнравственность. В этом случае его моральная судьба окажется незавидной: он не может рассчитывать на авторитет, а это куда важнее, особенно в ингушском обществе, где все знают друг друга и связаны родственными узами.

Не согласиться с «типами» руководителей немецкого психолога, конечно же, нельзя, но в ингушском обществе, да и в любом другом, всегда импонировали руководители с преобладанием таких качеств, как вежливость, корректность и тактичность.

Вот нам и подумалось, что было бы просто замечательно составить «Памятку для руководителя» и вручать её вместе с должностью, в обязательном порядке, чтобы они, в свою очередь, потом клятвенно заверяли о своей готовности.

Проведя небольшой социологический опрос среди работающей категории населения, мы даже сделали наброски для будущей «Памятки», с коими хотели бы познакомить и наших руководителей. Может, кто внесёт поправки и дополнения?

Итак, хорошему руководителю должны быть чужды высокомерие, надменность, раздражительность, стремление силой власти навязывать подчиненным свои манеры и привычки. Он обязан всячески избегать ситуаций, в которых можно унизить подчиненного, оскорбить его достоинство и честь.

Даже если подчиненный провинился, то разговор не должен походить на разнос, и важно помнить, что замечание, сделанное наедине, куда продуктивнее, чем в присутствии других сотрудников. Компетентный руководитель такими методами не пользуется.

Существуют и правила взыскания со стороны руководства, не без этого. Но мудрый руководитель вначале отметит положительные качества работника, затем изложит суть нарушения и меру наказания. Критика при этом должна быть доброжелательной. А если она заведомо несёт негативный заряд, то это скорее псевдокритика — средство сведения личных счетов, раздувающее любые малозначительные просчеты сотрудника.

Самое достойное качество руководителя — сдержанность, при любом раскладе держаться ровно, предупредительно и приветливо. Ни плохое настроение, ни плохое самочувствие, неприятности или неурядицы не должны «отрываться» на сотрудниках криком и оскорблениями. Психологи давно доказали, что распоряжения в спокойном, уважительном тоне, куда более действенны, чем отданные в состоянии раздражения. Иначе говоря, демократичность в отношениях — это фишка руководителя умного и компетентного. Здесь не идёт речь о панибратстве, это скорее деловые отношения, основанные на уважении друг к другу.

Компетентный руководитель всегда помнит золотое правило, что чем больше в отношениях с людьми он опирается на неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.

А пока «Памятка руководителю» не внедрена в практику, нам остаётся лишь помнить, что босс, пытающийся самоутвердиться за счет авторитарности, крика и раздражительности, скорее всего, закомплексован и, по большому счету, несчастный человек. Поэтому лучше посочувствовать ему, воспринимать его снисходительно, как человека, которому требуется бережное отношение. А вас это лишь делает сильнее и тверже. Только пусть это будет вашей маленькой тайной.