В мире прекрасного

Мадина Шадиева — основатель бренда Shado, уникального женского платка с элементами национального колорита

В Международный день ремесленников самое время вспомнить о наших народных умельцах. Недавно известная в республике и далеко за её пределами Мадина Шадиева, основатель бренда Shado, представила на суд почитателям собственную коллекцию своих замечательных платков. Роскошные шали, платки и палантины пришлись по душе нашей женской аудитории. Такой аксессуар не прочь иметь в своей коллекции каждая представительница ингушского народа, да и не только.

Платки Мадины Шадиевой имеют свою историю. Первый из них увидел свет в 2017 году, на тот момент Мадина не думала о создании своего бренда, она просто любила творить прекрасное, и судьба вывела её именно на дамский платок, незаменимую вещь в женском гардеробе. Но обо всём по порядку.

Сегодня Мадина Шадиева живёт и работает в Ингушетии. Общеобразовательную школу «Марем» в городе Магасе она окончила в 2016 году. Перед золотой медалисткой был широкий выбор, какую дорогу определить для себя, какую профессию выбрать. Друзья, родные, знакомые советовали более приземлённые специальности — врача, экономиста, юриста. Но Мадина точно знала, что её дальнейшая судьба будет связана с творческой деятельностью.

Папа, Алихан Шадиев, военный по профессии, и мама Лейла, по первой профессии врач и по второй — экономист, никогда не навязывали дочерям свой выбор. Они поддерживали и помогали им, старались вырастить девочек самостоятельными людьми, не ограничивали их в выборе той или иной деятельности. Ещё в детстве заметив, что Мадина увлекается рисованием, родители покупали ей раскраски, альбомы, карандаши, фломастеры, краски и кисточки. И она творила свои детские шедевры, которые получали самую высокую оценку в лице родителей и сестёр. А когда девочка пошла в старшие классы, её отдали в Назрановскую художественную школу, где Мадина училась четыре года, постигая основы этого прекрасного искусства. Здесь она научилась выражать свои чувства и мысли на холсте, смогла раскрыть свои творческие способности, свой талант, который в будущем оказал влияние на выбор её профессии.

Итак, Мадина Шадиева поступила на факультет «Дизайн текстиля» в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова. Это одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства и искусства интерьера.

«Учиться в Строгановке было невероятно интересно, — говорит Мадина. — Атмосфера в целом была демократичной. Преподаватели давали полную свободу, они учили нас мыслить, чтобы мы сами решали, чего хотим и как будем этого добиваться. Для меня годы учебы были самыми познавательными и самыми счастливыми».

Уже будучи на втором курсе, Мадина создала свою страницу «Shado_accessories» в социальной сети «Инстаграм». Это была её первая площадка, на которой она заявила о себе и стала расширять свой собственный бренд — женские платки с национальным орнаментом. А уже через год приняла участие в международном конкурсе молодых дизайнеров «Поколение NEXT — ModaNews — Индустрия моды», где выставила три платка под общим названием «Вайнахи», в размере 110×110, и заняла первое место.

Это событие, конечно же, вдохновило молодого дизайнера и дало свой импульс на дальнейший рост и продвижение заявленного бренда Shado, название которого связано с первыми буквами фамилии Шадиева и последними буквами сокращённого имени — Мадо.

После этого признания Мадина прошла практику и получила рекомендательное письмо от дизайн-студии Solstudio Textile Design, которая представила Россию на международной площадке Première Vision во Франции. Здесь платки Мадины Шадиевой тоже были отмечены вниманием и восторгом. А впереди была дипломная работа. И ничего удивительного не было в том, что Мадина выбрала тему национального костюма в современной интерпретации.

«Дипломная работа включала в себя ВКР — 79 страниц, презентацию в 65 страниц и портфолио из 62 страниц, — вспоминает Мадина. — Ну, в общем, это была коллекция из шести платков, двух костюмов и трёх сумочек. Основная линия, выбранная мной в этой работе, скажем так, моя изюминка — это использование во всех работах национального орнамента.

С поиском орнамента мне помог альбом «Г1алг1ай г1арчож», который датируется 1921-1924 годами. В альбоме имелись зарисовки войлочных орнаментальных истингов (ковров) из разных сёл Ингушетии. Под некоторыми из зарисовок имелась информация и расшифровка орнаментальной композиции.

К примеру, «Орнамент, показывающий благодать тейпа Халухаевых». Это вдохновило меня на создание своего брендового платка «Ферх», что в переводе с ингушского языка означает «леопард». А в истории моего тейпа Кокурхой — одного из древнейшего рода ингушей, есть легенда о знаменитом предке, которого за богатырскую силу и мужество прозвали Мустафа-ферх. Вот эта идея и легла в основу моего платка «Ферх-леопард».

Второй платок дипломной работы тоже имел национальную окраску. Он назывался «Древо жизни». Древо жизни — один из наиболее распространенных в мировой культуре символов. Мой платок воплотил в себя идею ингушского мировосприятия в орнаментальном искусстве, в образе священного «древа».

Третий платок я назвала «Гуйран къаьгар» (осенний блеск). За основу было взято многообразие красок самого прекрасного времени года — осени, которое бывает неотразимо в своей красочности и неповторимости в наших краях. Конечно же, в этой работе также были использованы орнаментальные рисунки.

Четвертый платок «Хьийдда йода талг1е» (бегущая волна) выразил прекрасные мотивы горных рек. Пятый платок «Сиглен зип» (небесная ткань) воплотил в себя бесконечность и необъятность небесного свода, который обрамлён в национальный орнамент, но олицетворяет собой единство и целостность нашей вселенной. И шестой платок назывался «Джейрах», это колыбель горной Ингушетии, которую я просто не могла обойти стороной, когда хотела представить колорит национального искусства«.

Мадина защитила дипломную работу на отлично, окончила вуз с красным дипломом и, хотя была возможность остаться работать в Москве или продолжить учёбу — было и рекомендательное письмо в магистратуру (но это всё впереди, признаётся она), Мадина приехала в родную Ингушетию, где решила дальше развивать заявленный женский платок.

Надо сказать, что каждый её шаг, её начинания и желания найти в сфере творческой деятельности что-то своё, находили отклик и поддержку в сердцах её родителей и сестер, хотя их профессии не имели ничего общего в плане искусства. Они просто верили в то, что делает Мадина, и не ошиблись.

Ещё будучи студенткой, в 2018 году Мадина наткнулась в социальных сетях на страницу Адама Галаева, который создал Ассоциацию ремесленников Ингушетии. Он приглашал в свою команду художников, ремесленников, творческих людей. Мадина написала ему, и с того дня она входит в эту команду замечательных людей, которые творят самое прекрасное. В составе этой команды она бывает практически на всех мероприятиях, которые проходят в республике и за её пределами, где ингушские ремесленники демонстрируют свои уникальные работы.

Платки Мадины нашли спрос в родной республике и за её пределами. Но надо признать, что основные заказы идут от ингушек, живущих не только в разных городах нашей страны, но и в других странах. У них, как заметила Мадина, более обострённое чувство патриотизма, желание иметь при себе частицу своей родины, которую многие женщины видят в неповторимых платках с национальной изюминкой. Заказы поступают и от ингушских невест, которые предпочитают иметь в своём приданом платки от бренда Shado и преподносить их в качестве подарка новым родственникам.

Надо сказать, что на изготовление платка уходит немало времени. Если это индивидуальный заказ, то процесс создания рисунка иногда занимает от одного до трёх месяцев. Но это если речь идёт о платке, изготовленном с помощью цифровой печати. Другое дело, платок ручной работы методом шелкографии (батик), требующий много времени и определённых вложений. Но такой платок — это эксклюзивная работа по индивидуальному рисунку.

Работа шла сначала как хобби, потом как возможность заработать на этом. Но собственного помещения, несмотря на популярность, у Мадины не было. А расширять свою деятельность в квартире, где проживает вся семья, было очень непросто. Тут на помощь пришли добрые люди в лице Хадижы Богатырёвой, основателя бренда AHADA, которая помогла дизайнеру с помещением. Теперь «Студия Shado» расположена в городе Назрани, в торговом центре «Ковчег», и любой желающий может приобрести там платок и полюбоваться работами Мадины Шадиевой.

Увидеть работы её новой коллекции смогли в первые весенние дни этого года все желающие на презентации бренда Shado в Назрани, на площадке «Коворкинг «Станция метро». Основная идея бренда заключалась в сохранении культурного наследия ингушского народа. Посетители презентации высоко оценили произведения искусства, интересовались идеями задумки и оформления представленного продукта и унесли с собой частичку души, которую Мадина вложила в свои неповторимые произведения.

Надо сказать, что помимо творческой деятельности Мадина Шадиева занимается и волонтёрством. В тревожные дни начала пандемии она вместе с другими энтузиастами помогала доставлять продукты питания и лекарства престарелым людям и инвалидам, а сегодня помогает реабилитационному центру для кошек, который недавно открылся в городе Магасе.

В Международный день ремесленников мы хотим пожелать Мадине Шадиевой и всем, кто занимается творчеством, кто своим трудом, своими способностями прославляет нашу с вами национальную культуру, передаёт дух прошлого и настоящего, дарит своими работами эстетическое наслаждение и позитивную энергию, новых возможностей, новых горизонтов, вдохновения, терпения и удачи. Продолжайте удивлять и радовать своих поклонников.