О чем говорят абайи от Дольче и Габбана?

Мировой индустрии моды предрекают исламизацию

Еще десяток лет назад такого понятия, как «исламская мода», практически не существовало, а сегодня именитые мировые дизайнеры стараются приложить свою руку к мусульманскому тренду. Одеться в абайю от Дольче и Габбана, свободную одежду на исламский тон от модельера Томми Хилфигера — теперь это не фантастика, а лишь вопрос размера вашего кошелька. Еще в 1999 году в коллекции Ива Сен-Лорана появилась паранджа.

Этим летом мировой темой обсуждения, наряду с курсом доллара и войной в Сирии, стали буркини. Нешуточные страсти вокруг буркини разделили Европу на два лагеря — тех, кто не представляет пляжи с буркини, и тех, кто признает свободу в соблюдении религиозных обычаев.

Противникам буркини, конечно, стоило бы вспомнить, что еще в XIX — начале XX века жительницы европейских стран посещали пляжи в еще более строгой одежде, чем буркини. В пуританской Англии были раздельные мужские и женские пляжи, а дамы принимали морские ванны не то что в длинной и закрытой одежде, а в купальных экипажах, где оказывались совершенно недоступными для чьих-либо глаз. По сравнению с купальными машинами, современные буркини выглядят даже некой вольностью. И если европейцы избавятся от своей исторической амнезии, то убедятся, что в пляжном деле у них очень много общего с исламскими традициями. И, как знать, может быть, в будущем отсутствие буркини на европейских пляжах станет признаком дурного тона.

Безоговорочную исламизацию мировой индустрии моды давно предрекает историк моды и искусствовед с мировым именем Александр Васильев. Неоднократно в своих выступлениях деятель искусства и моды утверждает, что преобладание исламской моды на мировой сцене — только вопрос недалекого времени.

Капсульные коллекции одежды с исламским акцентом, помимо дома моды Дольче и Габбана и Томми Хилфигера, уже выпустили мировые гиганты Oscar de la Renta, DKNY, Mango, H&M, Моник Люльер.

Мусульманская одежда покоряет не только высокую моду, но и другие сферы жизни. Так, мусульманки в хиджабах обошли ФИФА, после того как Международная федерация футбола после первоначальных отказов разрешила все-таки иранской женской команде выходить на поле в закрытой одежде. За хиджаб тогда вступилась даже ООН. Уимблдон успел привлечь к себе внимание арбитром в хиджабе, а Олимпиады уже не проходят без участниц в исламском одеянии.

Европейская политическая арена уже давно осваивается представителями ислама. Мусульмане проникают не только в нижние уровни исполнительной власти, но оказались и в высших собраниях исполнительной и законодательной власти. Баронесса Саида Хусейн-Варси стала первой мусульманкой, занявшей кресло в палате лордов британского парламента. А тот факт, что мусульманин возглавил один из ведущих городов мира, по сегодняшний день вызывает изумление у самих представителей исламской конфессии. Мусульмане с замиранием следили за тем, как новоиспеченный мэр Лондона Садик Хан присягал на Коране. И многие, наверное, успели заметить на церемонии присяги элегантную даму в хиджабе позади Садик Хана. Ею оказалась известная британская активистка и журналист, принявшая ислам, Сара Джозеф. Между прочим, Королевский центр исламских стратегических исследований в Иордании и Университет Джорджтауна, штата Вашингтон, США, назвали Сару Джозеф в числе 500 самых влиятельных мусульман мира.

Стереотип дремучести и косности всего исламского терпит крах. Мусульмане по всему миру доказывают, что состоятельны в любых сферах жизнедеятельности — политике, спорте, науке, культуре и, наконец, моде. А вчерашние противники исламской одежды начинают понимать, что в ней есть то благородство и достоинство, которого нет больше нигде. В первую очередь это понимают двигатели моды — дизайнеры и модельеры.

Вероятно, под влиянием исламских веяний модельер Валентин Юдашкин, находясь с визитом в Иордании, призвал своих соотечественниц надевать длинные юбки и платки. Каждая россиянка, по его мнению, должна иметь в своем гардеробе хотя бы одну длинную юбку и головной платок. Другой российский модельер Вячеслав Зайцев уже успел представить коллекцию женской одежды на мусульманский манер. Презентация проходила в Чечне в доме моды Firdaws.

В России появились свои крупные бренды мусульманской одежды, как HAYAT, Bella Kareema, IRADA, Rezeda Suleyman. Сегодня исламскую одежду предлагают ведущие российские интернет-магазины одежды и аксессуаров — Lamoda и Wildberries.

На недавней Неделе российской моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia произвели фурор две стильные мусульманки в хиджабах. Они оставили в недоумении журналистов, не привыкших видеть хиджаб на таких мероприятиях.

Каждый год в России проводятся международные и всероссийские фестивали и показы исламской одежды. Наиболее крупные из них — «Исламский стиль», Islamic clothes и форум исламской моды в рамках выставки Moscow Halal Expo. А свой первый глянцевый журнал «Мусульманка» российские мусульманки выпускают с 2009 года.

1 февраля хиджаб надевают не только мусульманки, но и представительницы различных конфессий. В Международный день хиджаба жительницы различных стран, начиная от Австралии и заканчивая США, в знак солидарности с мусульманками надевают исламское одеяние. Дата была учреждена с подачи мусульманки из Нью-Йорка Назмы Кхан.

Как и у любого мирового стиля моды, у исламской моды закономерно должна была определиться столица, свой Париж, куда бы вели дороги моды. Сегодня на роль мирового центра исламской моды претендует индонезийская Джакарта. Сюда на многочисленные форумы стекаются исламские модельеры из Малайзии, Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Китая, Сингапура, Австралии, Японии. Исламская мода позиционирует себя как абсолютно самостоятельную от тенденций европейской моды. Исламский стиль бросает серьезный вызов мировой монополии европейской моды. Так что еще неизвестно, чья одежда будет популярнее в недалеком будущем — Армани с Гуччи или исламских модельеров.

В Ингушетии еще 20 лет назад невозможно было увидеть на улице девушку в хиджабе, а сегодня платки пестрят всюду. И если не каждая вторая, то уж каждая десятая ингушка или хиджабе, или планирует его надеть. Выражения «арабская мода», «вылазки из Средневековья», «наши предки не носили хиджаб» звучат все реже. Девушки в хиджабах у нас доказывают, что можно одеваться скромно и со вкусом. Так что и в нашей маленькой республике отражается мировая тенденция популяризации исламского стиля одежды.

Для мусульман же в целом важно слышать не только зов моды, но и исламских ученых, которые предостерегают от недозволенных излишеств в стилевом поведении правоверных. Хотя мы и используем сочетание «исламская мода», но мода в понимании мусульман никогда не должна становиться самоцелью со слепым следованием любым крикам кажущейся крутизны. В манере одеваться, как и во всем остальном, мусульманам должна быть присуща умеренность, без крайностей. Фетеширование моды категорически недозволительно согласно канонам ислама.

Мусульмане могут любить красивую одежду, но при этом она должна быть скромной и соответствовать религиозным требованиям. К тому же стремление хорошо одеться не должно диктоваться желанием красоваться и заслужить чьи-то комплименты. В противном случае это становится показухой, которая в исламе порицается.

В одежде также не допускается расточительство. В Коране излишествующих людей Всевышний объявляет «товарищами сатаны». Поэтому прежде чем покупать платье за энное количество условных единиц, следует не забывать об этом. Пусть уж Дольче и Габбана идут к нам, а не мы к ним.

Известно, что любимой одеждой Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, была рубаха. И как-то на вопрос своего сподвижника, не будет ли высокомерием стремление надевать красивую одежду, он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на рабах.