История одного медресе

О силе духа, пользе познания и богоугодном деле

Наверное, кому-то доводилось видеть в Назрани девочек одетых в зеленые платья до пят и белые химары (мусульманские капоры). Некогда их наставница Марем Аушева выбрала такую форму и, надев ее, первой стала посещать медресе, которое сама и открыла. Получается, что Марем стала одной из первых учениц в своем же медресе. А выбор зеленого цвета не случаен — это ее любимый цвет, и он прочно ассоциируется с исламом. Открытие этого медресе не было легким, поскольку оно не располагало преподавателями. Искать пришлось целых два года.

Не секрет, что многие состоятельные люди, занимающиеся бизнесом, живут в центре Назрани.  В элитарном ли городском районе «Центр-Камаз» не знать, что такое успех в делах?! Известный имам Хизир Цолоев считает, что «семейный бизнес» некоторых из них самый лучший и доходный. Но дело, которому завидует сам Хизир Цолоев, связан совсем не с той сферой выгоды, к которой здесь привыкли. У представителей этого «предприятия» есть своя форма одежды с сочетанием зеленого и белого цветов. Этим летом они открыли еще один «филиал» и строят третий, так что, сомневаться в его успешности не приходится.

— Многие люди ведут семейное коммерческое предприятие. А вот Або (муж Марем) и она открыли самый выгодный «семейный бизнес», лучше которого и быть не может. Эти люди открыли медресе у себя во дворе на свои кровные деньги, ни у кого не прося помощи в этом. Мужчин, преподающих религиозные предметы, чтение Корана в республике много, но у женщин так же не получается. Другое дело — Марем. Я и Або сказал, что ему Аллах милость оказал посредством такой женщины. Много раз ее лично благодарил. От души ей желаю имана и тауфика (помощь от Аллаха, — авт.). Мои внуки сегодня учатся в этом медресе. Когда у меня спрашивают, куда отдать детей, то я в первую очередь советую это заведение, — рассказывает имам Назрановской мечети Хизир Цолоев.

Имама с медресе связывает не только знакомство с семейной парой, открывшей его. Таджвиду (науке о чтении Корана) Марем и первых учениц обучил его сын — Магомед-Башир, который до сих пор там преподает. Сам Хизир Цолоев является частым гостем медресе, своего рода его попечителем и нередко замещает сына. Он считает, что религиозное образование для женщин — вопрос всенародной значимости.

— Во многих наших селах отсутствуют медресе. Если бы такие школы были повсюду, то везде был бы порядок, и нигде не было несправедливости. Ведь это все самое хорошее, что может быть. Как-то это медресе посетили потомки Пророка из города Медина, среди которых был один хафиз (человек, заучивший наизусть весь Коран, — авт.). Когда они узнали, что там обучаются женщины, то сильно обрадовались, — отмечает религиозный деятель.

Марем избегает фотообъективов и смущается при виде диктофона, решив, что в публикацию попадет аудиотекст, но согласна рассказать обо всем для газетного формата. Марем — сторонница порядка и строго следит не только за учебным процессом, но и за тем, чтобы все в медресе было на положенном месте. Во время беседы она постоянно напоминает ученицам вешать верхнюю одежду, сумки и прочее именно на предусмотренное для этого место.

В самом учебном классе видно, что все обустраивали от души. В нем присутствует и национальный колорит, декорированный природным камнем, башенной фреской и современными копиями старинных кувшинов. Ингушские традиции здесь тоже нашли свое место, но об этом позже.

— Муталимом (учеником, — авт.) нужно быть всегда. Я лично буду учиться всю жизнь, так как всегда можно что-то познавать. Зная, что вы те, кого Аллах любит больше всех, вы должны еще больше и лучше учиться, многое заучивать наизусть. Посмотрите — мы заучиваем большие поэмы, стихотворения, а Коран, разве мы не сможем выучить?! Это ведь всего одна книга, и ее нужно учить частями. Задача должна быть — выучить весь Коран наизусть. Разве это много? Конечно, нет. Тем более в детстве это дается легко. Вы должны поставить перед собой цель — ради Аллаха выучить весь Коран. Это даже у взрослых получается, когда они помногу усердствуют, у вас же на это больше возможностей. Поэтому надо вознамериться на это, — так на ингушском языке Марем учит юных воспитанниц медресе во время очередного занятия.

Десять лет назад она побывала в хадже и в священной Мекке увидела людей, читающих Коран. Это и стало для нее отправной точкой.

— После этого я вознамерилась непременно выучиться чтению Корана и вернулась домой с твердым намерением обрести это счастье, если только я буду в силах это сделать. Но сразу же не получилось — материнство не позволило. Затем мне захотелось не только обучиться таджвиду, но и открыть медресе. Муж меня сильно поддержал, сказал, чтобы мы нашли себе преподавателя и начали обучаться. Со временем Аллах нам оказал огромную милость. В наше медресе стали приходить уважаемые и знающие люди, нам даже не пришлось куда-то ходить самим. Это знание пришло к нам в дом, — рассказывает Марем.

Материнство, которое отсрочило обучение Марем, позже оказало поддержку в открытии медресе. Именно на средства «материнского капитала» семь лет назад во дворе Марем и построили здание духовной школы.

— Вот этот угол, на котором находится медресе, пустовал, и я сразу присмотрела его для строительства. Мой муж и так всегда хотел сам построить мечеть или медресе. Вначале нас собралось примерно десять женщин, и всех нас объединяло желание обучиться таджвиду, — рассказывает Марем и подзывает одну из девочек.

— Это Макуша, она начинала с нами учиться, и ей тогда было всего пять лет. Сейчас она знает наизусть один джуз (одна из тридцати частей Корана, — авт.), хадисам обучилась, много знает сегодня и вообще молодец.

После открытия медресе у мужской половины учащихся не возникло проблем с подбором преподавателей — обучать их начали сразу. Но женщинам пришлось столкнуться с проблемой — мужчины не брались им преподавать, а женщин-педагогов не было.

— Первое время некому было нас обучать. Как-то мы узнали, что один наш сосед вернулся после получения религиозного образования в Дагестане. Это был молодой человек, с глубокими познаниями. После нашего предложения он начал преподавать у нас мальчикам, но женщин обучать не брался. Признался, что ему это будет очень неудобно. На то время мы уже пошили себе ученическую одежду. Так как я очень люблю зеленый цвет, то остановились на зеленых платьях и белых химарах. В нашем медресе к этому преподавателю как-то в гости приехали ученые из Дагестана, один из которых сам ведет медресе. Увидев нас, они сказали ему, мол, как вы можете не преподавать так красиво одетым женщинам. После этого он и начал нас обучать.

— Бывало, что наш учитель сидит, сильно понурив голову, смущаясь перед нами. Обычно остальные ученицы буквально прятались за моей спиной. Непосредственно таджвиду нас затем обучил Магомед-Башир Цолоев. После него нам преподавал и один хафиз. Сейчас люди достаточно быстро осваивают таджвид, а тогда у нас это очень долго тянулось, из-за того, что все никак не могли остановиться на одном преподавателе. Только через два года мы наконец-то освоили практику чтения, — рассказывает Марем.

Марем с улыбкой соглашается со сравнением с ансарками — жительницами Медины, которые во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приходили к нему за обучением и при этом испытывали смущение. Как известно, Пророк похвалил их за то, что, несмотря на сильное стеснение, они были усердны в получении знаний.

— С мужчинами было трудно. Пришлось преодолевать этот барьер. Если не я, то кто, считала я тогда. Мы, конечно, сильно смущались и наши педагоги не меньше, но все равно мы все изучали тщательно, ценили каждое знание, которое мы получали, и у всех был к этому большой интерес. Наши первые учителя до сих пор нас посещают, проверяют, интересуются нашей учебой. После обучения я и другие выпускницы стали преподавать здесь же. Первое время к нам приходили девочки. Два года назад у нас появилась первая взрослая ученица. Это была наша соседка-бабушка. Она и местную мечеть посещает, очень хороший человек. Призналась вначале, что ей неудобно из-за своего возраста. Но начала ходить, даже в дождь шла. Как-то с промокшими ногами пришла из-за дождя. Вот она и проложила путь остальным, и после нее начали ходить женщины, — делится Марем.

Если некогда в медресе не нашлось учительниц, то сегодня в нем преподают пять его выпускниц, считая Марем. С момента открытия чтению Корана в нем отучилось более тысячи человек. Из них, по словам Марем, женщины составляют больше половины. В данное время таджвиду здесь обучается двести человек. Марем старается обучать своих воспитанниц не только Священной Книге, но и прививать им нравственность, национальные традиции, среди которых особо следует выделить уважение к старшим. Юные ученицы медресе, как правило, знают, как живется в округе пожилым и одиноким людям.

— У нас была соседка, больная бабушка, без детей, более старшие девочки в обязательном порядке навещали ее, помогали по дому, уборку делали. В Рамадан они ходили каждый день, чтобы ей было чем разговеться. Они знают, чем живут все старики в округе. Девочки сами стараются им помогать, ухаживать, особенно если они одиноки. Мы также часто проводим субботники на ближайших от нас улицах, наводим там полностью порядок.

Наравне с таджвидом мы прививаем нравственность, обучаем правильному поклонению. В первую очередь я обучаю девочек совершению намаза. Детально преподаем практику омовения, выполнения молитвы. После теории я лично проверяю, как они совершают омовение, как молятся, — отмечает она.

У Марем свой взгляд на то, почему именно женскому обучению и воспитанию необходимо уделять больше внимания. В хрупких созданиях в зеленых платьях и белых химарах она видит не только праведное и благополучное будущее их самих.

— Если воспитываешь мужчину, то воспитываешь одного человека, если же воспитываешь женщину, то воспитываешь нацию. Дети соответствуют тому воспитанию, которое им дали женщины. Если женщина будет сильна в исламе, то она все в доме приведет в должный порядок. Она будет знать, как правильно относиться к своим детям, своему мужу, создаст в доме богобоязненную атмосферу и будет проявлять покорность Аллаху, сможет привить ее детям и напутствовать им, чтобы они неустанно соблюдали эту покорность. Это, повторюсь, если она будет сильна в исламе. Если этого не будет, то, что бы мы ни говорили, женщина в своем собственном доме будет как деревце, которое постоянно раскачивает ветер. И если не будет этой твердости, то при возникшем разладе женщина легче пойдет на развод. Если же она соблюдает предписания ислама, то это будет придавать ей терпения, она не будет спешить с принятием решений, прежде хорошо поразмыслит. С более взрослыми воспитанницами мы много говорим о правильном выстраивании семейных отношений. Напоминаем о том, как женщина должна вести себя по отношению к своим близким. Я им всегда говорю, чтобы они не сдавались перед трудностями, выносили их с терпением, и в таком случае они непременно одержат победу.

Какая-то определенная часть женщин должна быть сильна в исламе, сильна духом. Если среди двухсот женщин окажутся десять или двадцать таких женщин, то это большое достижение, так как они воспитают в этом духе своих детей. Вот недавно, я очень обрадовалась, узнав, что моя ученица тоже открыла медресе и начала преподавать. Для меня это большой праздник.

Марем старается не обходить стороной различные мероприятия, которые могут быть полезны для ее воспитанниц. Когда она узнала, что в Ингушетии будет проходить конкурс незрячих чтиц Корана, то решила, непременно почерпнуть из него назидание.

— К знаниям должны стремиться все. Вот недавно у нас прошел конкурс среди незрячих чтиц. Я туда повела девочек больше для того, чтобы они задумались над некоторыми вещами. Их очень впечатлило увиденное, то, что эти незрячие девочки и женщины смогли научиться читать Коран. Когда они увидели слепую девочку-хафизу, то сильно удивились, не отходили от нее. Для девочек участницы стали большим примером. Именно после этого многие ученицы пересмотрели подход к учебе, стали намного лучше учиться, с большим интересом.

Марем и ее супруг не остановились на достигнутом. В этом году в священный месяц Рамадан их стараниями свои двери открыло еще одно медресе в Назрани. Его также посещают не только мальчики и юноши, но и девочки. Кроме того, в поселении Экажево при мечети уже в данное время возводится третья по счету духовная школа, которая по своей площади будет самой крупной из трех. И все это в рамках «семейного предприятия» — исключительно на средства семьи для общей семейной цели — довольство Аллаха.

— Уже после двух месяцев открытия наше новое назрановское медресе заняло первое место в республиканском конкурсе по чтению Корана среди мальчиков, а воспитанники этого медресе там же завоевали второе место, — делится Марем.

Марем всего 37 лет, а ее старшему сыну уже 19 лет, и он выпускник республиканского исламского института. Жизнь своих четверых сыновей она прочно связала с религиозными знаниями. Второй и третий сыновья учатся в этом же институте, а самый младший в свои восемь лет выучил наизусть половину Корана и свободно разговаривает на арабском языке. Мать уверена, что и он окончит исламский вуз. Марем уверяет, что интерес к исламу они проявляют сами.

На вопрос о том, собираются ли они открывать еще медресе, Марем улыбается.

— Это моя жизнь, я этим дышу, если бы я это не любила, то мне было бы неинтересно в жизни. Я помню о том, что предстану перед Аллахом и хочу, чтобы мне было, что сказать Ему, когда меня спросят, что я сделала на этой земле. Хочется, чтобы я могла сказать, что я сделала хоть немного ради Него, хотя я не знаю, как это будет перед Аллахом.

Мы безгранично благодарим Аллаха за то, что у нас все это получилось. Только мы приложили небольшое усердие, как Аллах превратил это во что-то более масштабное. От этой жизни нам абсолютно ничего не нужно, никакой роскоши, вот это мы считаем истинным богатством всей земли. Когда я вижу этих девочек, то с сердца снимается весь груз, даже болезни отступают, — говорит она.

В ближайших планах Марем — увидеть своих трех учениц хафизами. Этого она, по ее признанию, ждет как праздника...