«Дерзайте — и вы не пожалеете»

Об уникальном дистанционном институте Хэдли для слепых рассказывает Хамзат Цуров

"Институт Хэдли для слепых и слабовидящих" — это единственный в своём роде центр заочного обучения слепых, в котором, по последним данным, учатся около десяти с половиной тысяч студентов не только со всей Америки, но и из более чем ста стран мира.

Мы уже писали на страницах нашей газеты об удивительно талантливом и разностороннем человеке Хамзате Цурове. Напомним, что он инвалид по зрению с рождения, почти глухой, получил достойное образование, работает, женат, учится в американской школе Хэдли (с июля этого года школа переименована в "Институт Хэдли для слепых и слабовидящих") и уже сдал более 20 курсов разностороннего направления, печатается в журнале Всероссийского общества слепых «Наша жизнь». «Я с детства принял для себя базовый жизненный принцип: не жизнь надо пытаться приспособить к своим нуждам, а самому приспосабливаться. Всё, чего я достиг, объясняется лишь стремлением к саморазвитию», — сказал он в своём недавнем интервью нашей газете. Он крайне не любит внимание к своей личности, но его жизнь — постоянная борьба за достойное существование, за стремление к совершенству — не может остаться незамеченной хотя бы потому, что такой образ может служить примером для тех, кто сегодня обозревает этот мир не глазами, а руками, чувствами и всеми теми возможностями, которыми Всевышний наделил каждого из нас. Как говорит сам Хамзат, «не отвлекаясь на глупую суету и эфемерные соблазны».

В этой статье мы решили рассказать об институте Хэдли. Вернее, о ней рассказывает сам Хамзат Цуров в своей статье «Век живи — век учись», вышедшей в журнале Всероссийского общества слепых «Наша жизнь», которую мы сегодня представим вниманию наших читателей. Автор именует её в своей статье  как и раньше - американской школой Хэдли, этого названия мы и будем придерживаться далее в тексте. Он даёт подробную информацию об этой школе с надеждой, что кому-то захочется последовать его примеру. «Дерзайте, и вы не пожалеете об этом, — пишет он, — для начала вам необходимо лишь самое минимальное представление об английском языке, чтобы вы и школа могли понять друг друга». Сам Хамзат окончил в этой школе более 20-ти курсов с высшей оценкой, в том числе курс «Личностная психология», «Английский Брайль третьего уровня», «Самоуважение и приспособление к жизни в условиях слепоты», «Технологии доступа к компьютеру» и т. д.

«Сто лет назад в городке Уиннетка, что близ Чикаго, жил и работал преподаватель средней школы Уильям Аллан Хэдли. Но в 1915 году он внезапно ослеп в возрасте 55 лет. Подобный сюрприз мог бы деморализовать и молодого человека, полного сил и устремлений, а для пожилого это вообще должно было бы показаться началом конца. Но мистер Хэдли воспринял случившееся просто как очередное жизненное испытание и сразу озаботился тем, чтобы адекватно ответить на него. Прежде всего он изучил систему Брайля и тем самым вернул себе возможность читать и заниматься умственным трудом. А потом он подумал о том, что должны же быть и другие люди, попавшие в такую беду, и что не все они знают, как с этим справляться. Значит, решил он, им надо каким-то образом помочь. Своими идеями он поделился с соседом, офтальмологом доктором Брауном. Тот не только горячо поддержал его намерения, но и вызвался оказывать практическое содействие. Вот так и зародилась школа дистанционного обучения для людей с нарушениями зрения.

Поначалу особых амбиций у создателей школы не было — предполагалось всего лишь обучать желающих системе Брайля по почте. И в 1920 году у них появился первый студент. Им стала незрячая женщина из штата Канзас (к сожалению, ни в одном из моих источников ее имя не упоминается). Можно предполагать, что, как бывший учитель, мистер Хэдли сумел сразу же профессионально поставить дело в отношении методики и организации обучения, поэтому неудивительно, что начинание это оказалось более чем успешным. Вполне естественно и то, что со временем Хэдли и его соратникам захотелось обучать людей не только Брайлю, но и общеобразовательным предметам. А следующим шагом стало включение в программу обучения предметов, способствующих социальной и трудовой реабилитации...

К 1941 году, когда мистер Хэдли ушел из жизни, созданная им школа обслуживала уже около восьмисот учащихся. Из гуманного и скромного начинания группы отзывчивых энтузиастов выросло настоящее серьезное учебное заведение со штатом преподавателей и администрацией, поставившее себе целью средствами образования защищать интересы инвалидов по зрению и тем самым помогать им улучшить свое положение в обществе. Власти также не остались в стороне и помогли школе с помещением и иной материальной поддержкой. Но основными источниками финансирования деятельности школы были и остались пожертвования различных общественных организаций, фирм и частных лиц. Как видим, у Хэдли и его помощников были все основания гордиться достигнутым, но и тогда они едва ли предполагали, во что, в конце концов, выльется их благородная инициатива. Ибо на сегодняшний день школа Хэдли — единственный в своем роде центр заочного обучения слепых, в котором, по последним данным, учится около десяти с половиной тысяч студентов не только со всей Америки, но и из более чем ста стран мира. А в Китае уже появился и филиал.

Обучение ведется по четырем программам: «Средняя школа», «Непрерывное образование взрослых», «Профессиональное обучение» и «Семейное образование». Школьная и профессиональная программы предназначены только для жителей Америки, а остальные две — для всех желающих. Общее же количество предлагаемых курсов уже приближается к ста тридцати. Вот краткий перечень предметов: 12 разных курсов по изучению Брайля, литература, математика, история, языки, экономика, бизнес, трудоустройство, забота о здоровье, что надо знать о глазах, собаки-проводники, растения в горшках, шахматы, грамотная самозащита от насильников, безопасность у себя дома и еще много других, я уж и не упомню.

При зачислении в школу человек в обязательном порядке получает полный каталог курсов, большинство из которых представлены в нескольких версиях, в зависимости от принадлежности к той или иной программе. То есть каждый может выбрать практически любой приглянувшийся ему курс. Но и это еще не все. Опять-таки большинство курсов предлагается в нескольких формах — по Брайлю, крупным шрифтом, на кассетах, по электронной почте и даже онлайн. А недавно появился специальный телефонный номер, по которому можно наговорить выполненное домашнее задание.

Наверное, немаловажным для незрячих является и тот факт, что все обучение совершенно бесплатное, студенты несут лишь почтовые расходы, да и те при желании и настойчивости можно значительно сократить или вовсе отринуть. Понятно, что использование компьютера полностью снимает данную проблему, и это только наименьшее из его преимуществ.

В одном из первых номеров «Школьного вестника» за 2004 год была опубликована статья замечательного незрячего специалиста и просто очень умного и хорошего человека Бориса Мещевцева о школе Хэдли, что и позволило мне стать ее студентом. Я до конца дней моих буду благодарен и господину Мещевцеву (к огромному моему сожалению, я не знаю его отчества), и редакции журнала «Школьный вестник» за то, что они дали мне возможность хотя бы ненадолго отвлечься от презренной действительности нашего повседневного существования и прикоснуться к совершенно неизведанному и невероятно интересному миру новых знаний, незнакомых людей и истинно культурного общения, свободного от подозрительности, зависти и корысти. И если за последнее время я хоть чуть-чуть изменился к лучшему, то этим я обязан исключительно данному опыту".

Далее автор рассказывает, как проблемно было учиться в школе, когда обучение шло по почтовой связи, когда материалы доходили за 2-3 недели, а порой и за 2-3 месяца.

«Но когда в моем распоряжении оказался великолепный курс лекций Константина Бруля из Киева, я самостоятельно освоил компьютер. Хочется выразить ему горячую признательность за эту серьезную работу, написанную понятно, естественно и очень благожелательно. Кроме этого курса, я пользуюсь справочной системой программы JAWS и руководством по эксплуатации брайлевского дисплея. И то и другое у меня на английском языке... Именно компьютер и доступ к глобальным информационным ресурсам дают нам хоть какой-то шанс на перспективное трудоустройство... Мне удалось за пару недель понять и усвоить базовые операции на компьютере. Это оказалось даже легче, чем я предполагал. Ничего не бойтесь, все можно понять и изучить. Любой дееспособный человек может легко овладеть управлением компьютером...

С подключением к Интернету у меня началась новая эра. Прежде всего я перевел общение со школой Хэдли на электронную почту, в результате чего в течение одного месяца сдал два курса. Но мне и этого показалось мало, и с апреля я начал брать курсы в режиме онлайн. Не могу выразить, до какой степени мне нравится эта форма учебы! Начать с того, что никаких материалов гонять туда-сюда не приходится. Заходите на сайт, вводите полученный от преподавателя пароль, и вам выкладывают ваш курс, с которым можете делать что угодно в пределах здравого смысла, то есть читать, перечитывать, просматривать и т. д. Он под завязку напичкан средствами навигации, поэтому легко и быстро можно попасть в любую точку содержания. Есть, конечно, и ссылка на страничку помощи, где можно выбрать, к кому обращаться — к учителю, компьютерщикам или в администрацию (первые два варианта мне уже пришлось испробовать).

Прежде чем взять курс, можно запустить свой текстовый редактор и параллельно конспектировать то, что читаешь. Каждый раздел текста снабжен контрольным заданием и практическими упражнениями, помогающими закрепить материал. А в конце урока помещено задание на отметку. В основном, такие задания оформлены по типу ЕГЭ, то есть предлагается 10 или 20 вопросов, к каждому из коих дано на выбор несколько вариантов ответа. После последнего вопроса появляется сообщение: «Сдайте работу кнопка». Как только сдали — сервер тут же выдает вам результат, а копии отправляет и вам, и преподавателю по электронной почте. К примеру «Интернет: сверх основ» — очень полезный курс. В нем рассказывается обо всех видах угроз и типах злоумышленников и как от них защищаться, как грамотно искать информацию в Сети, как удобно организовать путешествие, как совершать покупки через Интернет и многое другое. Всего в этой форме предлагается десятка три курсов, но их число быстро растет, так что на мой век хватит.

Помимо просветительской миссии, школа Хэдли осуществляет исследовательскую, реабилитационную, культурную и информационную деятельность. Налажены творческие связи с университетами, в результате чего не только возрастает качество курсов, но, что особенно важно, формируется позитивное отношение к незрячим со стороны вузов. В целях реабилитации и интеграции незрячих школа либо сама регулярно проводит конференции и семинары, либо принимает активное участие в их проведении...

Хочется отметить и то, что свою многообразную работу "Институт Хэдли для слепых и слабовидящих" не ограничивает пределами Америки, а старается наладить контакты и в зарубежных странах. Для начала вам необходимо лишь самое минимальное представление об английском языке, чтобы вы и институт могли понять друг друга, а в дальнейшем они обучат вас и языку: у них масса курсов для начинающих. Поступить туда могут и школьники старше четырнадцати лет. Вот контактная информация:

Hadley Institute for the Blind and Visually Impaired

700 Elm Street

Winnetka, IL 60093-2554, USA

E-mail: info@hadley.edu«.

«Если инвалид, к примеру, такой как я, уверяет, будто живет наполненной жизнью, то он либо глуп, либо лицемер, — писал в одной из своих статей Хамзат Цуров. — Тем не менее, стремиться к более содержательной жизни мы, безусловно, можем и даже должны. Каждый человек, независимо от того, инвалид он или нет, должен осознавать себя, прежде всего, человеком, и я благодарен судьбе хотя бы за то, что она пока еще не лишила меня ни возможности, ни желания стремиться к этому».