Неконтролируемое возбуждение?

Пока «в учителя» идут случайные люди, количество психических расстройств среди подростков будет расти

Маниакально-депрессивный психоз, паранойя, диссоциативное расстройство идентичности, шизофрения и прочая, и прочая... Подобные диагнозы, по данным статистики, в 21 веке выявляются у людей все чаще и чаще. По оценке Всемирной организации здравоохранения, на долю психических расстройств приходится практически 12% глобального бремени болезней.

Одни врачи и ученые-медики связывают такую печальную картину с развитием диагностики, другие — с углубляющимся кризисом в человеческом общежитии, когда утрачиваются вековые ценности, наблюдается идеалогический вакуум. Мне представляется, что свою лепту вносит и стремительно ухудшающаяся экология, когда нашей иммунной системе необходимо работать «на полную катушку». Это подтверждают и исследования.

Так, примерно у трети пациентов, страдающих депрессией, обнаруживаются воспалительные процессы. Ученые утверждают, что такие симптомы этого расстройства, как вялость и недомогание, являются лишь естественной реакцией человеческого организма на воспаление, которое надо пережить. Однако именно тогда, когда иммунная система остается активной в течение уже довольно долгого времени, появляется риск развития клинической депрессии.

Вообще, депрессия, симптомы которой — устойчивое уныние и потеря интереса ко всему, это самое распространенное из расстройств. Эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что депрессия является одной из основных причин инвалидности и главной причиной самоубийств. Психические расстройства имеют около 20% российских подростков в возрасте от 14 до 19 лет. Больных шизофренией в России, по оценкам ВОЗ, — около 900 тыс., еще для 250–300 тыс. характерно «маниакальное состояние» — неконтролируемое возбуждение.

Вроде бы в сравнении с общим числом жителей страны — не так уж и много. Но, по моим наблюдениям, вот этим самым неконтролируемым возбуждением почему-то «заражены», в основном, многие наши школьные учителя. Достаточно просто оказаться во время школьной перемены во дворе любой школы, и вы станете свидетелем диких сцен, когда взрослые тетки (большинство преподавателей наших общеобразовательных учреждений — это женщины) издают душераздирающие крики, долженствующие, по их мнению, повлиять на поведение детей. Впрочем, от прекрасной половины не отстает и мужской контингент. Приходя домой, дети, не редко со слезами на глазах, жалуются родителям на учителей, мол, какая-то Маржан Аббасовна все время кричит, иногда руки распускает, что дети просят Всевышнего (!) избавить их от нее.

Я как-то спросил у стайки девчонок, следовавших домой из школы: «Почему на вас кричат учителя, вы что — такие непослушные, домашнее задание не выполняете, на уроках себя плохо ведете?» Ответ меня обескуражил своей недетской мудростью: «Они просто плохие учителя. Они все время кричат. По поводу и без повода». На вопрос о том, неужели нет ни одного, кто не кричит, глаза детишек засветились: «Есть одна (прозвучало имя учительницы). Она спокойно все объясняет, всем хочется попасть на ее уроки, и все дети ее слушаются». Так-то вот, на всю школу — одна «нормальная» учительница!

Что же получается: упомянутые 20% подростков прямиком направятся во взрослую жизнь «передавать эстафету» следующему поколению? Перспектива, согласитесь, не очень радужная. В обычном представлении большинства людей, наше здоровье зависит от врачей, медицинских работников. Но ведь физическое здоровье напрямую связано с душевным состоянием человека. Помните диалог героев замечательного фильма «Ирония судьбы...»? «Ошибки учителей менее заметны. Но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого, чем ошибки врачей». Сдается, что в основе такого кривозеркального подхода к своему будущему — детям, лежит полное пренебрежение таким понятием, как «призвание». Пока «в учителя» будут идти случайные люди, к тем самым 20% неуклонно будут прибавляться новые проценты. И к гадалке не ходи.