Все упирается в отсутствие средств

Потянет ли Ингушетия футбольный стадион на 15 тысяч зрительских мест?

Речь в этом материале пойдет о футбольном стадионе на 15 тысяч зрительских мест. Сам объект стоит свыше 15 миллиардов рублей, а вот 30% от этой суммы, то есть 4 миллиарда 600 миллионов рублей, по информации правительства региона, необходимо выделить из бюджета Ингушетии. А ожидаемые собственные доходы республики в 2021 году — 4 миллиарда 800 миллионов рублей.

Напомним, в июле 2018 года на встрече с Президентом России Владимиром Путиным бывший Глава республики Юнус-Бек Евкуров обратился с просьбой построить в регионе футбольный стадион на 15 тыс. мест. Путин проект одобрил и дал поручение проработать вопрос. Под строительство объекта отведен земельный участок в Магасе, рядом с ипподромом.

В феврале 2019 года на сайтах администрации города Магаса и Минстроя республики было проведено голосование, в результате был выбран проект будущего стадиона. Он представляет собой овальное здание со стеклянным фасадом и куполом, внутри стадиона будут расположены беговые дорожки и легкоатлетическое ядро. Сообщалось, что рядом с основным объектом разместятся здания со вспомогательной инфраструктурой — стоянки для автомашин, раздевалки для спортсменов, тренировочные помещения.

Стадион должен был быть построен в текущем 2021 году, но проект не реализован. Недавно в социальных сетях был распространен видеоролик с участием депутатов Госдумы от Ингушетии, известных ингушских футболистов, выступающих в клубах РПЛ, спортивных функционеров, где говорилось о необходимости стадиона.

Следом в СМИ появилось сообщение со ссылкой на Российский футбольный союз, что стадион планируется построить к 2024 году в рамках реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» и стратегии развития футбола в России до 2030 года. Кроме того, в регионе появится ряд футбольных полей, мини-футбольных площадок. Документ об этом подписан правительством Ингушетии, Министерством спорта России и РФС.

Между тем в правительстве республики отметили, что речь идет о рамочном соглашении, то есть — о намерении, но этот документ уже не актуален (об этом подробнее чуть дальше). Как сказал в интервью газете «Ингушетия» глава исполнительной власти Владимир Сластенин, «речь сейчас идет не о том: нужен объект или нет? Безусловно, нужен и в будущем он появится в регионе. В настоящее время мы исходим из того, что бюджет республики данный стадион просто не потянет, когда у нас масса нерешенных вопросов, в том числе социального характера».

Премьер-министр сообщил, что «контрольным управлением Президента России снято с контроля поручение главы государства о строительстве стадиона на 15 тыс. посадочных мест в Ингушетии».

Он пояснил, что данное решение было принято на основании принятия позиции руководства региона, связанной с объективными обстоятельствами финансово-бюджетного характера и необходимостью переоценки приоритетов в социальной и хозяйственно-экономических сферах жизни республики.

По его словам, распространенное ранее рядом СМИ сообщение о строительстве объекта к 2024 году неактуально, поскольку речь идет о рамочном соглашении, подписанном до резолюции об отмене реализации проекта.

Сластенин также напомнил, что вопрос строительства стадиона с легкоатлетическим ядром в Магасе был рассмотрен Министерством спорта России в 2018 году по обращению властей республики. Разработанная и приложенная проектно-сметная документация при этом предусматривала финансирование свыше 15 миллиардов рублей.

Для сравнения премьер привел такие данные: стадион «Екатеринбург Арена» вместимостью 35 тысяч зрителей обошелся в 2017 году в 12,7 млрд рублей; «Казань Арена» на 45 тысяч зрителей — в 2014 году в 14,4 млрд рублей; столичный «Стадион Спартак», построенный в 2014 году для 45 тысяч зрителей, стоил 14,5 млрд рублей; «Мордовия Арена» 2017 года постройки на 45 015 зрителей — 15,8 млрд рублей.

При строительстве стадиона в Магасе (свыше 15 млрд рублей) от республики требовалось обеспечить 30% софинансирование строительных работ за счет собственных или привлеченных средств в размере 4,6 млрд рублей (а на момент заключения соглашения уровень собственных доходов Ингушетии не превышал 3 млрд рублей; в 2021 году ожидается — 4,8 млрд рублей). Также необходимо определить источники финансирования дальнейшего содержания такого большого объекта, а это более 100 млн рублей ежегодно на энергоресурсы, поддержание технического оборудования в надлежащем состоянии и др.

Председатель правительства Ингушетии также указал на проблемы в финансовой сфере региона: кредиторская задолженность — 3,8 млрд рублей, бюджетные меры принуждения — 1,6 млрд рублей, дефицит бюджета — 2 млрд рублей. При такой ситуации и отсутствии внебюджетных источников софинансирования (инвесторов) соблюдение данного условия (со стороны региона) не представляется возможным.

«Позиция властей Ингушетии была рассмотрена, доводы признаны обоснованными, и поручение о строительстве стадиона снято с контроля. Представителей общественности, которые стремятся спекулировать одновременно на темах строительства стадиона, сложной финансовой ситуации, в которой оказалась республика, и нерешенных социальных задачах, призываю еще раз проанализировать все три вопроса, но теперь уже в связке», — подчеркнул Сластенин.

При этом он обозначил приоритетные задачи, которые стоят перед регионом.

«Самое интересное, что строительство этого стадиона практически не повлияет на увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в то время как объекты, создаваемые по нацпроектам, преследуют достижение данной цели. Сейчас этот показатель на уровне 20%, а должен превышать 55%», — сказал премьер.

По его мнению, до того, как обсуждать строительство столь крупного объекта, который будет востребован в лучшем случае несколько раз в год, и даже тогда без гарантии заполняемости трибун (это доказывается практикой проведения массовых мероприятий на гораздо меньших площадках — стадионы Назрани, Сунжи, летний амфитеатр), целесообразно решить более насущные проблемы социального блока. В частности, привести в нормативное состояние используемые жителями спортивные объекты.

Так, реконструированный в 2016 году к открытию Фестиваля культуры и спорта народов Северного Кавказа назрановский стадион имени Рашида Аушева из-за нарушений при строительстве и эксплуатации объекта пришел к обветшанию, его эксплуатация небезопасна. Согласно акту, представленному Минстроем республики, для приведения объекта в порядок необходимо провести не менее 33 видов ремонтных работ: от ремонта потолков и стен, устройства пола и установки технологического оборудования в помещениях до замены прожекторов вокруг поля.

Сластенин считает, что в условиях, когда необходимо планомерно уменьшать долговую нагрузку, строительство стадиона не является приоритетной задачей властей республики.