Берегите тёщу, тёщу берегите!

Праздник, призванный к налаживанию теплых семейных отношений

Какой из родственников заслужил всеобщей любви общества, причем до такой степени — что отношение к этому человеку описывается массой анекдотов, песен и прочими художественными произведениями? Конечно, речь идет о тёще. Причём этимология слова «тёща» довольно обширна. Одни ученые-филологи утверждают, что оно произошло от глагола «утешить, утешать», другие, что от слова «тешить».

Словом, вопреки расхожему мнению о злостности этой женщины, в целом тёща — персона милая, добрая и утешительная. В некоторых городах есть даже памятные места в её честь, а с недавнего времени в третью субботу октября стали отмечать специальный праздник — Международный день тёщи, который является весьма полезным праздником, ведь он прежде всего призван наладить отношения между двумя важными членами семьи — тещей и зятем, чья неприязнь друг к другу и вражда давно стали поводом для анекдотов в лучшем случае, а в худшем — приводит к распаду семей.

Психологи утверждают, что подобные конфликты — явление нормальное и объяснимое. В таком случае, возможно, этот праздник положит начало сглаживанию конфликтов и налаживанию теплых семейных отношений.

Статистика говорит, что в семьях, где зятья и тещи ладят друг с другом, происходит на 20% меньше разводов. Это и понятно — жена ценит хорошие отношения мужа с ее мамой, и в паре уменьшается количество острых углов и поводов для ссор.

Однако не исключены и крайние случаи, когда построить нормальные отношения между тёщей и зятем практически невозможно. Ведь эти два человека совсем чужие друг другу, и вдобавок между ними большая разница в возрасте, воспитании, интересах. Но всё же есть то, что их объединяет — женщина. Для одного — жена, для второй — дочь, которая вынужденно выступает в роли посредника между этими двумя сторонами диалога. И поэтому, если обе стороны любят данного «посредника», они должны найти компромисс.

Тем не менее, ряд мужчин придерживаются мнения, что самый счастливый человек на земле — это тот, у которого нет тёщи. Но тут уже им остаётся только позавидовать мужчинам из Ингушетии, которые по устоявшимся традициям вообще не видятся со своими тёщами и не общаются с ними совсем: ни «время от времени», ни «по необходимости».

Журналист Абу Гадаборшев в своих публикациях на эту тему как-то писал: «Когда я говорю своим друзьям из центральных регионов России, что ни разу не видел свою тещу и не разговаривал с ней, хотя она жива и здорова, одни удивляются, другие называют меня счастливчиком. Но в Ингушетии я не один такой „счастливчик“. Подавляющее большинство женатых ингушей не видятся со своей тещей и не разговаривают с ней даже по телефону. Таким образом, то, что другим кажется экзотикой, в Ингушетии — обыденное явление, имеющее глубокие исторические корни».

На Северном Кавказе проживают десятки коренных народов со своими обычаями и традициями. Они складывались на протяжении многих столетий и помогали выживать в суровых условиях гор. Некоторые из них совершенно необъяснимы с точки зрения современного человека.

Один из них — древний обычай «избегания» тещи, который в наше время соблюдают черкесы, адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, ингуши и другие. Что же это за обычай такой? Давайте разбираться. Если услышите от черкеса или ингуша, что он никогда не видел тещу, не разговаривал с ней, то не думайте, что между ними произошла ссора или был конфликт. Это говорит о том, что отношения между ними нормальные, и вовсе не означает, что жена не может видеть свою мать или внуки бабушку. Табуированная теща может прийти к ним в гости в любое время, но зять в это время должен уйти из дома или находиться в изолированной комнате, чтобы избежать встречи с матерью жены.

Это национальные традиции у многих кавказских народов, существующие с древних времен, когда одна большая семья состояла из семей трех и даже четырех поколений. Выжить в суровых горных условиях можно было исключительно небольшой общиной. Поэтому долгое время на Кавказе сохранялись семейные кланы. Строились такие кланы исключительно по мужской линии. Дочерей выдавали замуж в другой клан, а чтобы избежать недопонимания и ссор, появился древний обычай «избегания» зятем тещи. В доме сына мать имела неоспоримый авторитет, но он, как мужчина, не мог подчиняться теще.

Большинство исследователей склоняются к тому, что в основе этой традиции лежит то, что на Северном Кавказе никогда не было примаков. Ни при каких обстоятельствах зять не пойдет жить в дом родителей жены. Это считалось позором, его несостоятельностью как мужчины. В этом доме он не может принимать самостоятельных решений, так как вынужден подчиняться старшим.

Причина живучести этого обычая, вероятно, в том, что он удобен для зятя, который чувствует себя увереннее, когда никто не вмешивается в его семейную жизнь. Теща, конечно, может делать это через дочь, но это уже другой уровень, да и разговаривать с одной женщиной легче, чем с двумя. Большинство ингушских тещ тоже не против обычая «избегания» встреч с зятем.

Спрашивается: «А что делать в старости одинокой женщине, если у нее одна-единственная дочь, а зять не идет на контакт»? Здесь обычай «избегания» мгновенно забывается, и теща приходит жить в дом зятя. Правда, ведет себя она здесь не как полновластная хозяйка, и старается не вмешиваться в семейную жизнь дочери.

В годы советской власти все это называлось пережитками прошлого и всячески охаивалось. Считалось, что этот обычай, как и другие национальные традиции народов Советского Союза, мешает созданию новой исторической общности людей под названием «советский народ». Но Советского Союза уже нет давно, а обычай продолжает существовать и поныне.

И ничего страшного в том, что в век глобализации, свободного общения и обмена информацией приверженность ингушей подобным обычаям у многих вызывает удивление. Ведь очевидно, что сохраняются те обычаи, которые способствуют наилучшей организации семейной жизни, миру и согласию в семье.

Раньше, в глубокой древности, так и подавно мать невесты порог дома своего зятя переступать не имела права, равно как и ее отец. Но сейчас в отсутствие зятя теща с тестем могут навещать дом своей дочери, но оставаться там надолго или с ночёвкой считается неприлично.

Конечно, бабушка и дедушка со стороны матери видятся со своими внуками, принимают активное участие в их жизни, но делают они это исключительно без участия мужа своей дочери, которая может гостить у родителей только с позволения своего хозяина.

У некоторых кавказских народов, когда рождается ребенок, особенно первенец, очень часто жена вообще на несколько месяцев уезжает в свой родительский дом, чтобы мать могла помогать ей в первое время. Но у ингушей считается позором показываться дочери на глаза родителям в первое время после родов, поэтому с младенцем на руках она обязательно возвращается в свой дом, где она замужем.

Вопрос «Почему на Кавказе, особенно у ингушей, запрещено общаться зятю со своей тёщей и тестем?» вызывает массу вопросов и восхищений у представителей многих славянских народов. Если коротко: всё делается для того, чтобы тёща не вмешивалась в дела семьи зятя, не делала ему мозги и не настраивала свою дочь против мужа.

А политологи говорят, что объяснение этому очень простое: во-первых, мужчина в кавказской семье является главой семейства, и всё должно быть так, как скажет он. К тому же на Кавказе обязательно уважение к старшим: им не принято перечить и спорить с ними. А мы знаем, что в случае, если бы зять общался с тестем и тёщей, это неминуемо приводило бы к серьезным конфликтам. Другими словами, чтобы понять ингушский менталитет, не достаточно знать ответы на многие вопросы. В этом убеждаешься, когда более углубленно начинаешь изучать историю ингушского народа.

Комментируя данную тему, доктор исторических наук, этнограф Зейнеп Дзарахова отметила: "По последним данным переписи, во всём мире сегодня проживает около 700 тысяч ингушей. Но надо учесть, что у нас самая сохранная культура: ингуши традиции чтут, как нигде, и прививают их следующему поколению. А ведь мы знаем, что сохранение памяти рода — тоже наша традиция, которой мы обязаны тем, что имеем сегодня.

Если говорить о более конкретной теме, надо сказать, что адат (обычай) избегания считается одной из древнейших общекавказских традиций. Обычай избегания также берет свое начало в природной скромности, нежелании кавказцев выставлять напоказ свои семейные отношения и чувства. Образ жизни ингушей основан на том, что то, что приносит удовольствие или радость, скрывается от чужих глаз. А самое большое удовольствие для мужчины — это, конечно же, иметь счастливую семью, которую он всячески старается оберегать от всего дурного.

Поэтому, как бы там ни казалось, обычай избегания говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых. Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус. Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом он обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать всяческую поддержку и помощь. Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не было и не могло быть анекдотов о теще или о тесте.

А если говорить о научном подходе к этому вопросу, надо сказать, что проведенные исследования показали, что более половины представительниц женского пола полагают, что матери хотят развести их с мужем и вмешиваются в их дела. Также ученые Мичиганского института морфологии человека, проведя исследования, выяснили, что у большинства мужчин, которые проживают вместе с тещами, ввиду конфликтов, вероятен риск многих заболеваний, вплоть до инфарктов. Вот и делайте выводы сами: полезно соблюдать такой обычай, или он идет во вред?«

Однако построить нормальные отношения между тёщей и зятем не так-то просто. И мое недавнее телефонно-фейсбучное исследование привело меня к таким выводам.

Адвокат Тимур из Карачаево-Черкесии пишет на своей страничке, что, побывав в Адыгее, узнал, что в этой республике все по-прежнему, без перемен. «Тёща есть, но ее как бы нет», — со смайликом в конце отмечает он и добавляет, что такое отношение на руку тем, кто хочет сохранить семью.

«Я знаю одну семью, где теща вынуждена по состоянию здоровья жить у дочери, но у нее отдельная комната, и с зятем они не пересекаются», — дополняет Аслан из Нальчика.

Мадина из Карачаево-Черкесии вспомнила случай, когда ее брат пробирался огородами, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с тещей.

«В семье моих друзей-кабардинцев, которые живут в Питере уже более 25 лет, принято, что, когда к ним из Баксана приезжает теща, зять уходит на несколько дней пожить к своим друзьям», — пишет Азамат из Нальчика. Парень уверен, что многочисленные случаи из жизни, когда тёща становится причиной развода молодых, настраивают и его на такой лад, что лучше жить вдали от тёщи.

Обычай, предписывающий «не видеться с тещей», нравится не только некоторым кавказским народам, да и русским, живущим в России. Рамазан из Майкопа вспоминает: «У нас сосед был русский. Так вот он моему отцу говорил: «Как бы я хотел родиться черкесом, хотя бы ради этого обычая не видеться с тещей! Нет встреч — нет скандалов, и хорошо на душе».

Лезгинка Альбина рассказала, что никаких ограничений в общении зятя и тещи у них нет. Официальное знакомство происходит у них уже после свадьбы — через неделю молодожены с родственниками со стороны жениха идут в гости к родителям невесты. Зятю дарят очень дорогие подарки — кольцо с бриллиантами, машину, квартиру.

Журналист Басира, аварка, подчеркнула, что в культуре народов Дагестана очень сильно влияние ислама и поэтому, как и предписывает учение Пророка Мухаммада (с. а. с.), зять и теща видятся между собой. «К теще зять должен проявлять такое же уважение, как и к своим родителям», — говорит Басира.

Также другие мои собеседницы из Дагестана сказали, что не припомнят ни одного из народов своей республики, где бы между тещей и зятем существовал обычай избегания. Бывает и так, что очень часто зять живет в доме тестя и тещи, и в обществе это не вызывает никакого осуждения.

Не бывает ограничений в общении зятя и тещи и у ногайцев.

Чеченские зятья тоже почитают своих тещ и не скрываются от них. Правда, у чеченцев не принято, чтобы теща ходила в дом своего зятя слишком часто. Да и зять не злоупотребляет посещением матери своей жены.

В ответ на публикацию одного историка-кавказоведа, который пишет, что на Кавказе зять и теща не видятся друг с другом, пользователь соцсетей из Чечни Бирлант Хаджимурадова пишет: «Какая глупость! Кто наговорил автору эту ерунду?! Все прекрасно общаются друг с другом, просто молодые не живут с родителями жены. Теща и зять всегда соблюдают дистанцию, и это правильно, потому что ни один кавказский мужчина не позволит теще себя поучать и воспитывать — менталитет другой. А женщины, как мы знаем, очень любят это делать. Здесь все продумано, и делается в интересах молодой семьи».

Да, действительно, в Чечне зять не прячется от своей тещи и не избегает встречи с ней. Также у чеченцев принято обедать за столом невестке и свёкру вместе, что у ингушей является крайне запретным условием. Получается, несмотря на то, что эти два соседских народа, считающие себя «вайнахами», имеют очень много общего в историческом плане, по-разному относятся к одним и тем же ситуациям.

Президент национально-культурной автономии ингушей Ростова-на-Дону «Единство» Зелимхан Гиреев, отвечая на вопросы российских журналистов, признался, что за шесть лет после женитьбы ни разу не видел свою тёщу.

«Но, тем не менее, у тёщи я любимый зять, — сказал Зелимхан. — И никакой дикости в этой традиции нет: я просто оказываю им высшую степень уважения. А для этого не обязательно видеться. Как мы знаем, обычай не видеть тёщу закреплён в адате ингушского народа, также у нас заведено оказывать ей всяческие почести. Поэтому при случае я передаю для тёщи подарки и могу помочь, когда это необходимо, деньгами».

Другое дело, что у всех народов Кавказа слишком активное участие тещи в жизни своей дочери осуждается. Да и вообще, обычаи, сложившиеся веками и пережившие не одно поколение, не подлежат жестким оценкам современников: им просто подчиняются. Любопытно, что многие историки считают обычай избегания тещи чисто ингушским. Наверное, потому что у ближайших соседей — чеченцев — ничего подобного нет. Зато подобный обычай есть у неспокойных... басков в далекой Испании. Вот и думайте теперь, как такое могло приключиться?

Между тем почитание тёщи во многих странах мира имеет древнюю традицию. Например, у племён, населявших территорию современной Америки, к тёщам было особое отношение, и зять без разрешения не имел права ни заговаривать, ни подходить к ней, ни трогать её вещи. Но и тёща в свою очередь также не имела права вмешиваться в дела зятя и давать ему советы.

Индейское племя косими не позволяло тёще и зятю не то что говорить — даже смотреть друг на друга всю жизнь, начиная с помолвки. Это помогало избежать взаимно нежелательных советов по поводу семейной жизни.

В Австралии туземцы не только избегали появляться на глазах у тёщи, но и до жути боялись прикасаться к предметам, к которым она дотрагивалась.

В России едва ли найдется мужчина, который не испытал на себе страха быть в опале у тёщи. А содержание анекдотов про тещу сводится примерно к одному: она не дает жизни молодой семье, все время вмешивается в дела и, мягко говоря, недолюбливает зятя.

И тот, кто хотя бы раз был персонажем подобного анекдота наяву, после прочтения этого материала наверняка захочет переехать в Ингушетию. Все это потому, что здесь теще и зятю не то что не хочется общаться, а прямо запрещено. Ингуши за эту свою традицию держатся крепко, а соседние народы им тихо завидуют и продолжают веселить друг друга анекдотами типа «хоронили тещу — порвали два баяна!»