В Джейрахском районе Ингушетии в селе Эгикал прошел тейповый сход представителей рода Газдиевых, где обсудили злободневные и перспективные вопросы жизни тейпа и республики в целом, а также провели субботник, так как село сегодня является излюбленным местом отдыха, как местных жителей, так и гостей республики.
В сходе приняли участие люди старшего поколения, бесценные носители ингушских традиций и обычаев, и много молодежи, которой еще предстоит перенять и пронести по жизни великие нравственные ориентиры народа — честь, благородство, милосердие, так как именно наличие моральных ценностей делают ингушскую семью крепкой, род — сильным, является консолидирующим началом ингушского народа.
Всего же в мероприятии приняло участие более 300 человек — Джандиговы, Базгиевы, Базоркины, Хуциевы и Бузуртановы, представляющие род Газдиевых.
— Такие встречи сплачивают людей, — считает один из организаторов встречи Абдул-Рашид Газдиев. — Наша главная цель заключается в том, чтобы представители рода лучше узнали друг друга, познакомились, ощутили силу большого и дружного тейпа.
С большим интересом собравшиеся слушали рассказы старейшин о происхождении рода, о героизме и мужестве первооснователей села. Большинство из слушателей эти истории, конечно же, слышали не в первый раз, но из уст седобородых старцев они всегда звучат невероятно увлекательно и свежо, отчего и слушаешь их, боясь пропустить хотя бы одно слово.
— Я считаю, что крепкий сплоченный род — это большое благо для нашего общества. Сплоченный род — сплоченная нация, — считает Магомед Бузуртанов.
В мероприятии также принял участие и министр культуры и архивного дела республики Микаэл Базоркин — внук известного ингушского писателя Идриса Базоркина, похороненного здесь же на родовом кладбище.
По его словам, подобные мероприятия, когда люди собираются у своих родовых селений, сохраняют национальную основу, и несут позитив.
«Отрадно, что сегодня все чаще различные тейпы собираются у своих родовых селений. Это, своего рода, скрытый генный код, когда люди чувствуют причастность к тому или иному месту, начинают узнавать свою историю, интересоваться своей родословной. Полезно и просто встречаться. Сегодня век интернета, и люди, как правило, общаются там же. А раньше люди находили время встречаться по вечерам, общались, укрепляли родство. Сегодня это остается только в селах», — говорит Микаэл Базоркин.
Также министр культуры отметил и важность проведенного субботника, который, по его мнению, воспитывает у подрастающего поколения привычку к чистоте и порядку.
«Сегодня люди приезжают в Эгикал, отдыхают, оставляя при этом мусор за собой, и их не волнует, что произойдет дальше с ним. И, приезжая уже в следующий раз, ищут новое чистое место, а грязь накапливается — это одна из причин, по которой мы решили провести субботник. А в основном же для воспитания молодежи, подать им правильный пример. На таких мероприятиях молодежь сама приобщается к чистоте, в следующий раз они уже сами убирают за собой.
Также сегодня мы, на правах хозяев, провели некий рейд по местам отдыха здесь, и призывали людей убирать за собой мусор, а также предлагали свою помощь при необходимости», — сказал Микаэл Базоркин.
На сходе были затронуты и вопросы реставрации башенных комплексов, которые со временем потеряли первоначальный вид.
Как отметил Микаэл Базоркин, есть много федеральных программ по восстановлению памятников архитектуры, и уже сегодня у республики есть некая договоренность с Москвой, что позволит в скором времени полностью отреставрировать все башенные комплексы в республике.
«Сегодня у меня есть знания, понимание и умения в вопросе восстановления ингушских башен, так как я вырос в горах, и знаю каждый метр здесь. Также есть хорошие отношения и поддержка в Москве. Осталось только все это юридически оформить, обосновать, чтоб можно было лоббировать данный проект. Если мне будет оказано доверие, я готов с начала и до конца поднять каждую башню с нулевого цикла до конца», — сказал Базоркин.
По его словам, при правильном подходе, все эти погибающие башни можно поднять в течение 4 лет.
Завершилось мероприятие большим коллективным мавлидом, после которого участники пообещали чаще встречаться как в родовом селе, так и просто приглашать друг друга в гости.