Образец нравственности и чистоты

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — милость Всевышнего верующим

Наступил месяц, в котором родился Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний сказал в Коране: «Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним пророка из их же среды, который читает им Его знамения, очищает их и учит их писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (3:164).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) родился 20 апреля (12 раби аль-авваль) 571 год по христианскому летоисчислению. Его отец, Абдуллах, умер в возрасте 25 лет, еще до рождения сына. Мать, Амина, когда ему было около шести лет. В течение двух лет после смерти матери он жил со своим дедом Абдул-Муталибом. Когда ему исполнилось 8 лет, умер и дед, после чего его взял к себе дядя по отцу Абу Талиб.

Он слишком рано приобщился к физическому труду: будучи мальчиком пас овец мекканцев, а также помогал деду по хозяйству. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников смекалкой, добронравием, кристальной честностью и надежностью, за что и называли его Мухаммад-Амин, то есть надежный.

Мекканцы хорошо знали о его духовных исканиях, частых молениях и стремлении к уединению. В ночь 27 числа месяца Рамадан 610 года будущий пророк, как обычно, молился в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, вблизи Мекки. В эту благословенную ночь к нему явился ангел Джабраил и возвестил: «Читай именем Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-8). Так Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в возрасте 40 лет, узнал, что избран Посланником Аллаха и призван нести всему человечеству новую религию — ислам. И он на протяжении 23 лет, до конца своей жизни, неустанно проповедовал эту религию Аллаха, выполняя, тем самым, возложенную на него великую и священную миссию. Но за этот короткий период он совершил такие дела, которые своими масштабами и результатами поражают лучшие умы человечества на всех континентах.

Если в 610 году, когда началась проповедь ислама, за ним последовали только его жена, близкий друг, 11-летний мальчик, двоюродный брат Али, и освобожденный раб, то в год его смерти ислам стал религией значительной части Аравии и вышел за его пределы и, спустя каких-то сто лет, охватил территорию от Испании до восточной части Китая, отдельные районы Индии и превратился в мировую религию.

До настоящего времени история человечества не знает более достойного примера служения Всевышнему, чем пророческая миссия Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Законы Всевышнего, нравственные порядки, которые он принес для людей, не имели какие-либо географические или национальные ограничения. Они касались абсолютно всех слоев населения земного шара, представителей всех наций и народностей независимо от места их расположения. Только Всевышний Аллах властен над всеми мирами и созданиями и только Он является Творцом их, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является посланником Бога на Земле для всех людей и джиннов, печатью пророков, который завершил череду посланников на нашу землю. Среди его сподвижников были люди совершенно разного сословия, цвета кожи и происхождения. Аллах говорит в Коране: «Мы направили тебя (Мухаммад) посланником только как милость к обитателям миров» (21:107).

Именно Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний передал самое полное и совершенное из всех Своих писаний — Коран, в котором говорится: «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей, как показал Аллах» (4:106). После Корана Аллах не посылал людям другие писания, потому что это является уже полным и совершенным писанием, которое призвано выполнять спасительное предназначение в судьбах всего человечества, выводить людей из мрака к свету. Он содержит всеобъемлющие законы и предписания, которые регулируют в духе благочестия и человеколюбия все стороны жизни человека и общества: религиозные, нравственные, социальные, правовые, семейные. Ислам решительно менял представление людей о смысле земной жизни человека. Жестокие языческие, никогда и никем не зафиксированные, жизненные нормы и представления были полностью заменены упорядоченными, направленными на уважение личности образцами поведения.

Однако Коран содержит ответы только на принципиально важные для мусульман вопросы, не рассматривая их по деталям. Вот тогда и стали мусульмане обращаться к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с самыми разными вопросами религиозной тематики. Но Всевышний предоставил ему право брать на себя решение всех возникающих споров и противоречий между мусульманами: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику. Если же вы расходитесь в чем-нибудь между собой, то предоставьте это решение Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» (4:62). А в другом аяте говорится: «Но нет, — клянусь твоим Господом! — Не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потому что не найдут они в самих себе затруднения о том, что решил, и подчинятся полностью» (4:68). Так появились хадисы — ответы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на вопросы первых мусульман, касающиеся отдельных сур и аятов Священного Корана.

Нужно отметить, что их интересовали самые разнообразные вопросы, касающиеся не только религии, но и самых разных житейских проблем, возникающих в повседневной жизни. Это говорит о том, что он пользовался огромным уважением и доверием окружающих. На него смотрели, как на человека, способного ответить на любые вопросы. Ведь многое в жизни мусульман происходило впервые. Они прекрасно понимали, что, став последователями Аллаха, должны вести себя иначе, чем в язычестве, а также что ислам означает для них и новые семейные отношения, нормы поведения с родными, близкими и чужими людьми, совершенно новое отношение ко всему уже ставшему привычным. За примерами они обращались к жизни и деятельности своего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), служившего им самым высоким образцом поведения и нравственным примером. Сам Аллах в Коране требует от нас брать пример во всем с него: «Был для вас в Посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и в последний день и поминает Аллаха много» (33:21). В следующем аяте Всевышний призывает мусульман: «И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от него удержитесь» (59:7).

Ислам, как религию Аллаха, доносили людям все посланники Господа, начиная с пророка Адама (мир ему). Эта религия существовала всегда, и будет существовать вне зависимости от того, будем мы придерживаться ее столпов или нет. И здесь главное то, как каждый конкретный человек ощущает себя в этой религии, каково его сознание в ней, и насколько он соответствует слову «мусульманин». Но тут возникает один очень важный вопрос: будем ли мы в исламе, сможем ли мы называться людьми разумными, то есть истинными мусульманами? Ведь все дело в том, что главная суть ислама — это главенство закона Аллаха во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

В своей прощальной проповеди Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что он полностью довершил религию ислам, принес ее такой, какой она дана Всевышним Аллахом. С именем великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) связаны два самых важных основных источников нашей религии, то, без чего немыслим ислам. Вот, что он сказал по этому поводу: «Я оставил вам две вещи, руководствуясь которыми вы никогда не ошибетесь и не впадете в заблуждение: это книга Аллаха и Сунна Его Посланника» (Аль-Бухари). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) служит для всего человечества высшим образцом нравственности и чистоты.