Республиканский семинар

Расширяя знания по географии

На прошлой неделе в СШ № 5 г. Назрани прошёл республиканский семинар по географии на тему «Современные методы исследования в топографии». Для обсуждения данной темы, а также для обмена опытом здесь собрались учителя из всех районов республики. Для проведения семинара на высоком уровне директором школы Розой Курейшевной Мальсаговой, а также администрацией учебного заведения были созданы все необходимые условия.

В наш информированный век трудно удивить ученика на уроках географии. Всю информацию об окружающей природе, о странах мира дети получают из телевидения, Интернета и разных справочников. Но есть общая проблема — это то, что многие дети не читают художественную, научную литературу, тем более — школьные учебники.

Предмет «география» в последние годы не входит в число основных предметов в школе, так как при поступлении во многих учебных заведениях нет экзаменов по географии. И здесь перед учителем стоит вопрос, как повысить интерес детей к предмету. В. А. Сухомлинский в одном из своих трудов «О воспитании» писал: «Страшная опасность — безделье за партой, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, то есть на уроке». Нет смысла доказывать правоту этих слов.

Чтобы избежать данной проблемы, в СШ № 5 на своих уроках учителя-предметники вкладывают все силы с целью доведения до учащихся знаний по географии, изучаемого материала. Так, примерный урок, так называемый мастер-класс, провела на семинаре учитель географии Макка Султановна Мальсагова. Занятие показало большую работу учителя и учащихся по изучению данного вопроса, умение детей говорить и рассуждать по вопросам заданной темы. Учителями был высоко оценен проведённый урок, многие молодые начинающие преподаватели получили возможность перенять для себя опыт учителя географии М. С. Мальсаговой.

В развлекательной форме провела свой урок перед присутствующими учитель по географии Марета Керем-Султановна Олигова. Она организовала брейн-ринг среди учащихся. Ребята были поделены на две команды — «Меридиан» и «Параллель». Брейн-ринг состояли из семи туров. В ходе игры учащиеся показали отличные знания в изучаемом предмете, хорошую подготовку учителя. В перерывах между турами, когда группы должны были готовить ответ на очередное задание, ученики удивляли гостей своими музыкальными номерами. И здесь, надо отметить, хорошая работа была проведена завучем по воспитательной работе Раисой Султановной Цороевой.

Целью игры являлось развитие познавательных и творческих способностей учащихся, формирование умения работать в группе, расширение и углубление знаний учащихся по основным темам географии. В красочно оформленном зале были развешаны шары, светящиеся гирлянды, а стены оформлены рисунками на географическую тему, и всё это делалось руками самих же детей, увлечённых данным предметом. На всю стену в зале шла презентация. Всё это создавало праздничную атмосферу.

Приятно удивлённая увиденным и знаниями детей в области географии, я поинтересовалась у преподавателя М. С. Олиговой, как ей удаётся добиваться таких хороших результатов.

— Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов, совершенствовании подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Обязанность учителя на каждом уроке — организовать работу ученика. Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько учитель сможет подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. Поэтому вот уже в течение нескольких лет в школе нами ведется поиск и внедрение новых форм организации учебного процесса, которые бы стимулировали учащихся к обучению, саморазвитию и самопознанию, повысили бы интерес к предмету. В форме такой лёгкой игры я ставила перед собой цель повторить изученный материал, многие термины и понятия, систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы, а также проверить умение учащихся использовать полученные знания на практике. Скажу, что у них неплохо это получилось, планируемый мною результат превзошёл все ожидания. Я очень довольна ими, — рассказала учительница.

В заключение семинара методист ИПК Л. Нальгиева, а также присутствовавшие гости дали высокую оценку проведённому мероприятию.