Пожирающий огонь

Трагедия, случившаяся в середине 90-х годов, унесла жизни 44 людей

Без малого 30 лет прошло со дня скорбного события, происшедшего вблизи селения Галашки в середине 90-х годов. Авария, случившаяся по техническим причинам, унесла жизни 44 человек, в числе которых были женщины и дети. Алаудин Балаев, один из чудом выживших пассажиров автобуса ПАЗ, делает все возможное, чтобы память об этих людях не исчезала.

Вот уже на протяжении 27 лет к годовщине трагедии он регулярно обращается в местные СМИ и просит вспомнить о жертвах того события. Это то немногое, что он еще может для них сделать.

В тот злосчастный день, 24 апреля 1994 года, он, его брат и сын были пассажирами утреннего рейса «Орджоникидзевская - Мужичи», который позже сгорел. Он до сих пор до мельчайших деталей помнит события того дня. Но с каждым разом ему тяжелее и тяжелее справляться с эмоциями, голос начинает дрожать, когда он пытается рассказать о каждом из пассажиров несчастного рейса.

Поэтому, чтобы лишний раз не травмировать пожилого человека, мы решили использовать в нашей публикации в газете «Ингушетия» материалы коллеги, который ранее писали об этой трагической истории со слов Алаудина Балаева. Свой подробный рассказ корреспонденту «Знамя труда» Адаму Алиханову он начал со слов:

— На календаре было воскресенье. Стоял необычайно жаркий для весны день. Ничто не предвещало беды, люди жили своей обычной жизнью. Мы сели в автобус, который отходил от автовокзала станицы Орджоникидзевской (ныне г. Сунжа, — прим. редакции) в 8:30 утра и поехали. Тогда с автотранспортом было очень туго. Из села в село можно было попасть лишь на рейсовом автобусе, и на него надо было успеть. Водителей-частников на микроавтобусах, как сейчас, тогда не было, и поэтому автобусы были переполнены людьми. На ум приходило сравнение, «как килька в бочке».

Как позже выяснил Алаудин Балаев, в автобус, рассчитанный на 25 сидячих мест, в тот день набилось 77 человек.

— Автобус неторопливо ехал по привычному маршруту, но на 32 километре, между селениями Алхасты и Галашки, в передней части салона вдруг раздался хлопок, и в какие-то считанные секунды автобус охватило пламенем. Среди пассажиров началась паника.

Двери автобуса были заблокированы, так как машину со стороны выхода занесло вплотную к скале. Кто-то из мужчин быстро сообразил и начал выбивать окна. Первыми, кому удалось выбраться из горящего салона, были мы с братом и сыном, еще несколько человек, среди которых я хорошо запомнил Султана Евлоева из Орджоникидзевской, он находился в конце автобуса. На тот момент ему было 23 года, и он со своей молодой 18-летней супругой ехал в Даттых, погостить к живущим в этом селе родственникам.

Позже сам Султан рассказал в своем интервью газете «Знамя труда» следующее:

— Пробив одно из окон, я оказался на улице, как мне это удалось сделать, я до сих пор не понимаю. Когда очнулся, я сидел в позе молящегося. Затем стал помогать выбираться из горящего транспорта остальным пассажирам, — рассказал Султан Евлоев.

Он помог своей двоюродной сестре, жена тоже смогла выбраться, но позднее она скончалась в больнице от ожогов внутренних органов.

— Это была страшная трагедия. Погибло 44 человека, и со многими из них я был знаком лично. Среди жертв были дети, беременные женщины. Ты видишь, как горит живой человек, как он корчится от боли, и ничем не можешь ему помочь... Как такое забыть? — со скрытым чувством вины говорил Султан Евлоев.

Алаудин Балаев вспоминает, что он, его брат и сын были в числе шести человек, которые выбрались одними из первых. Мужчины камнями разбивали все наружные окна. Лично Алаудин вытащил из горящего салона через разбитое окно десять человек, среди которых были Харсиевы из Мужичи, Балаевы, Хучбаровы и Гулиевы из Галашек. Ему до сих пор сложно смириться с тем, что он не смог спасти дочь лесника Исы Ганижева, огонь оказался сильнее его. «До сих пор меня мучает вопрос: а все ли я сделал, чтобы спасти эту женщину?» — признался журналисту Алаудин Балаев.

Среди погибших пассажиров есть и те, кто не смог выжить, потому что спасал других. Один из них — Руслан Арапханов. Едва выбравшись из ПАЗика, он, вдохнув глоток воздуха, снова вернулся в полыхающий автобус и успел спасти несколько человек. Но сам снова выбраться уже не успел, сгорел вместе с оставшимися в автобусе пассажирами.

Едва узнав о случившейся беде, на место происшествия устремились люди со всех населенных пунктов республики. Кто-то ехал сразу в больницу, чтобы узнать, чем можно помочь пострадавшим. Все жители Ингушетии отнеслись к этому случаю, как к личной трагедии. И это несмотря на то, что Ингушетия переживала не самые лучшие времена. На ее территории в тот период находилось около 60 тыс. вынужденных переселенцев из Пригородного района Северной Осетии, оказавшихся здесь после событий осени 1992 года.

— Народ дал слово помочь всем жертвам сгоревшего рейса, вне зависимости от того, выжил он или погиб. Мы никогда не забудем участия, которое проявили к нам наши земляки. Ни на этом свете, ни на том. Даьла раьза хилва массанена (Да будет доволен ими Всевышний, — прим. редакции), — вспоминает те дни Алаудин Балаев.

По его словам, серьезную помощь пострадавшим оказали состоятельные ингуши: предприниматели, фермеры. Помогали продуктами питания, предметами первой необходимости, деньгами. На каждого погибшего или получившего ожоги члена семьи было выделено по 100 тыс. рублей современными деньгами.

На несчастье ингушей также откликнулись жители соседней Чеченской Республики. Они передали в помощь на каждого пострадавшего по 10 тыс. рублей современными деньгами и 77 овец.

Никогда не забывает Алаудин Балаев отметить и труд врачей. По его словам, ими было сделано все возможное, чтобы свести к минимуму последствия ожогов.

— Медики относились к нам как к родным, очень за нас переживали. Я сам получил ожоги второй степени. Никогда мы не сможем забыть доброты, которую проявили к нам наши земляки, участия и переживания за нашу судьбу со стороны наших врачей. Такое не забывается, — рассказал он в своих воспоминаниях.

Случившаяся в предгории Ингушетии трагедия новостью облетела всю страну. Но что может стать причиной такого страшного пожара? Как избежать трагических случайностей?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, газета «Ингушетия» решила поговорить с опытным водителем пассажирского транспорта Магомедом Евлоевым, у которого 40 лет стажа. Ему приходилось водить и большие «Икарусы» в советское время, и ПАЗики поменьше, и рейсовые маршрутки.

По его опыту, самая распространенная причина возгорания автобусов — это короткое замыкание проводки и нарушение герметичности системы питания. А они в свою очередь могут случиться в результате износа или же по причине того, что на техобслуживании использовали некачественные материалы.

— Например, короткое замыкание может быть связано с повреждениями изолятора — механическими или химическими. Оно может случиться также и в результате перегрузки электросети или плохого контакта проводов с приборами. Эти же технические неполадки могут стать еще и причиной нарушения герметичности системы питания, — подробно объяснил опытный водитель.

Не исключает Магомед Евлоев и человеческий фактор. По его мнению, человеческая беспечность очень часто становится причиной больших бед, в том числе в транспорте и на дорогах.

— Многие водители машин не проходят вовремя техосмотр, если имеется поломка, они кустарным способом ее временно залатают и продолжают ездить до следующей поломки. У них может протекать бензобак или капать масло, а ситуация уже взрывоопасная. Но есть совсем безголовые шоферы, которые при этом еще и курить будут в салоне или рядом с бензобаком. Достаточно каких-то доли секунд, чтобы случилась трагедия, — возмущается Евлоев.

Причиной аварий и пожаров на дороге может стать, по его мнению, и нарушение техники безопасности перевозки пассажиров.

— Автобус должен быть заполнен только сидячими пассажирами. К сожалению, в советское время из-за острой нехватки общественного транспорта люди набивались в салоны «под завязку», а это большой риск. Кроме того, водители частных маршрутных автобусов часто переделывают салон, что тоже является нарушением техники безопасности, — уверен водитель.

Когда ему рассказали про случай со сгоревшим в 1994 году автобусом, в котором ехал Алаудин Балаев, Магомед Евлоев отметил, что подобные возгорания опасны тем, что начинаются они незаметно и о происходящем становится известно, только когда огонь пламенем врывается в салон.

— В таких ситуациях счет идет на минуты. Нужно пытаться открыть двери, выбивать окна и всеми доступными способами эвакуировать людей из горящего салона. Конечно, у людей случается паника, они начинают мешать друг другу, давить, поэтому важно успокоить их, выкрикивая четкие команды и действия. Но, к сожалению, то, что нам знакомо в теории, не всегда работает так, как должно. Поэтому трагедию легче предотвратить, чем избежать ее последствий, — утверждает Магомед Евлоев.