К Всемирному дню авиации и космонавтики

Ученый-инженер Умалат Марзиев полвека посвятил работе в Центре управления полетами

Ежегодно 12 апреля по инициативе Международной авиационной федерации отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Именно в этот день в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос.

В честь этого уникального для всей страны праздника в Мемориальном комплексе жертвам репрессий в Назрани состоится презентация выставки «Человек. Вселенная. Космос». На выставке будут представлены документы, рассказывающие о достижениях советско-российской космонавтики, а также материалы периодической печати, копии документов и другой биографический материал об ингушском ученом-инженере космонавтики Умалате Багаудиновиче Марзиеве и первом ингушском конструкторе ракетной и авиационной военной техники Муссе Султановиче Мальсагове.

Учёный-инженер, специалист по электронике и автоматике Умалат Марзиев, который около полувека проработал в Центре управления полетами (ЦУП), занимался автоматизированной обработкой информации. Это, своего рода, высокий уровень прикладного программно-математического обеспечения полётов.

В книге «Знаменитые ингуши» есть очерк «Взлёт и посадка», рассказывающий о жизни и работе героя нашей публикации.

«Суетятся в ЦУПе, немеют суровыми ликами руководители, движутся тенями от стенда к стенду, замирают у монитора. Синеватые сумерки помещения. Телекамера то и дело поднимает свое око к огромной электронной карте полета, на которой, как на кресте напряжения и ожидания, распят весь мир, вся планета. Вглядитесь! Среди них наш герой — Умалат Багаудинович Марзиев», — написано в нем.

В его роду были лесники, первый паломник в святую Мекку, давший своим детям образование на арабском языке, офицеры царской армии, герои русско-турецкой кампании, борцы за советскую власть на Северном Кавказе. Но древний, крепкий род не панацея от политического государственного безумия. Колхоз, раскулачивание, война и депортация внесли свои коррективы и перемены в судьбу Умалата Марзиева.

В двухлетнем возрасте он был депортирован вместе со всем народом. Это хорошо, что он был маленьким и не может помнить все тяготы и лишения, через которые пришлось пройти его родителям и всем депортированным народам.

Когда он пошёл в школу, семья уже обустроила свой быт в Казахстане. После окончания школы в Гурьево, где они в то время жили, он подал документы сразу в два военных учебных заведения — в столичный авиационный институт (МАИ) и Бакинское военное училище. Выбор пал на Московский авиационный институт. Оттуда всё и началось.

Ветеран отрасли поделился с газетой «Ингушетия» своими воспоминаниями и мыслями. В настоящее время Умалат Багаудинович на пенсии (с 2015 года).

— Я встречался со многими космонавтами и конструкторами. Особенно большое впечатление на меня произвёл Виктор Дмитриевич Благов, заместитель начальника по управлению полётами, грамотный и уважаемый человек, к сожалению, недавно покинувший нас на 86-ом году жизни. Он был родом из Орджоникидзе (Владикавказа), и мы частенько с ним вспоминали наш город. Я тоже там родился и жил до высылки. Он много рассказывал об ингушах, много раз приходил ко мне в гости, — вспоминает Умалат Багаудинович.

Виктор Благов пришёл в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» в 1959 году после окончания Московского авиационного института. Прошёл трудовой путь от инженера до заместителя руководителя отделения — начальника отдела. Он участвовал в проектировании транспортных пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», в подготовке и проведении первого совместного международного полёта космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».

Благов был одним из руководителей полетов орбитальных космических станций «Салют» и орбитального комплекса «Мир», принимал активное участие в совместных работах с американским космическим агентством NASA по программам «Мир — Шаттл» и «Мир — NASA». Виктор Дмитриевич — один из основателей научной школы «Планирование и оперативное управление пилотируемыми космическими полётами». Он воспитал несколько поколений высококлассных специалистов, обеспечивающих управление полётами уже современных космических кораблей и Международной космической станции.

В последние годы Благов осуществлял научно-техническую координацию и сопровождение работ по программе Международной космической станции, готовил предложения по совершенствованию методов и технологий управления полётами изделий, разрабатываемых на предприятии. Одной из главных работ Виктора Благова стала разработка космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил свой первый полет за пределы Земли.

— Часто мы общались с Владимиром Александровичем Джанибековым, прославленным лётчиком-космонавтом, дважды Героем СССР, генерал-майором авиации, он частенько бывал у меня в гостях. Владимир уроженец Южно-Казахстанской области, где я проживал в детстве, в селе Ванновка. У нас было много общих тем для разговора. Джанибеков был командиром корабля во всех своих полётах. Общая продолжительность двух его выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты, — подчеркнул Умалат Марзиев.

Не раз ингушский ветеран ракетно-космической отрасли встречался с Зигмундом Йеном. 41 год назад первым из немцев в космосе побывал именно он — 90-й в списке всех летавших в космос, а также первый и единственный космонавт из ГДР. Умалат Багаудинович вспоминает, как Зигмунд очень расстраивался по поводу развала Советского Союза. Как только произошло объединение Германии, с Йена сняли генеральское звание, потом, правда, когда пена сошла на нет, всё вернули.

Вообще, вспоминает Марзиев, с распадом СССР для военно-космической отрасли наступили тяжёлые времена. Тогда говорили о ЦУПе: «Вы обходитесь государству, как город с населением в сто тысяч человек». Ветеран отметил роль Виктора Степановича Черномырдина в спасении отрасли. Политик-тяжеловес говорил тогда: «Я не хочу быть разрушителем ракетно-космической отрасли!» По словам Умалата Багаудиновича, слава Всевышнему, в наши дни делается много для того, чтобы Россия не сдавала свои позиции в космосе, тем более на пятки наступают помимо традиционных конкурентов — США, Франции, ещё и Китай и Индия. «Началось позитивное движение в отрасли. Начали готовить специалистов. Мы не имеем права сдавать позиции», — подчеркнул Марзиев.

Последним местом работы Умалата Марзиева был Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в городе Королёве. В состав института входит Центр управления полётами космических аппаратов, который осуществляет программно-техническое обеспечение полета российского сегмента Международной космической станции, транспортных пилотируемых и грузовых кораблей «Союз» и «Прогресс», космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, МКСР «Луч». Именно там трудился Умалат Багаудинович.

Институт является основным аналитическим центром Госкорпорации «Роскосмос» в области общесистемных исследований проблем развития ракетно-космической техники России с широким спектром задач: от проектирования концепции и долгосрочных перспектив развития ракетно-космической техники до конкретных технологических разработок и их конверсией в интересах других отраслей. В институте проводится работа по созданию и совершенствованию отраслевых систем качества, надежности и безопасности, стандартизации ракетно-космической техники, а также Федеральной системы сертификации космической техники.

Касаясь выбора профессии, ветеран космической отрасли особо отметил, что нынешним старшеклассникам не надо бояться, со страхом ничего не добиться. После окончания школы в Гурьево Умалат Багаудинович в далёких шестидесятых поступил в Московский авиационный институт, престижнейший вуз страны.

— Авиацией бредили многие мальчишки моего времени, — говорит Умалат Марзиев, — видимо, это и послужило причиной выбора данной профессии. А ещё у меня была хорошая учительница по химии. Но признаюсь, что меня всегда интересовала история, археология, исследовательская работа в этой области. Однако с предначертанной мне судьбой я никогда не спорил. Исполнял ответственно и профессионально возложенные на меня обязанности. Порядочность и трудолюбие в меня с детства вложили родители.

По словам ветерана, молодежи надо прилежно учиться, осваивать науку, а также технические профессии. «Технарей в нынешнее время очень мало. Это направление перспективное. Молодёжи надо оставаться в республике, поднимать Ингушетию», — говорит он.

— Моя работа была очень ответственная. Не дай Бог собьётся программа. От этого зависит жизнь людей и много чего ещё, — подчеркнул Марзиев.

Такова судьба нашего героя, о существовании которого многие годы, следя за полётами в космос, мы с вами и не догадывались. Спасибо ему за всё и долгих лет жизни!