Об авиации и космосе

В научно-исследовательском институте прошла конференция, посвященная легендарному летчику Рашид-Беку Ахриеву

В Ингушском научно исследовательском институте имени Чаха Ахриева прошла научно-практическая конференция «Ингуши в истории российской авиации», посвященная 125-летию со дня рождения легендарного летчика Рашид-Бека Ахриева.

Мероприятие одновременно было приурочено и ко Дню российской космонавтики, который отмечается в стране 12 апреля.

В конференции приняли участие представители научной и общественной интеллигенции республики, родственники знаменитого лётчика и знакомые рода Ахриевых, музейные работники и сотрудники библиотеки, представители министерств и ведомств региона.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор НИИ, доктор филологических наук Нина Барахоева.

С докладами по следующим темам выступили: заместитель директора ИнгНИИ по научной работе З. Дзарахова — «Рашид-Бек Ахриев в истории российской авиации», ведущий сотрудник отдела новой и новейшей истории научного института В.-Г. Танкиев — «Служба и подвиг генерал-майора авиации С. Осканова», заместитель директора Ингушского государственного музея краеведения имени Т. Мальсагова Заретхан Плиева — «Муса Султанович Мальсагов — первый ингушский конструктор авиационной и космической техники», сотрудник отдела хранения Ингушского государственного музея краеведения имени Т. Мальсагова Зарета Местоева — «Стремление к космосу как предопределение жизненного пути», заведующая национально-краеведческим отделом Национальной библиотеки Республики Ингушетия им. Дж. Яндиева Зарема Евлоева — «Краеведческая библиографическая база о Р.-Б. Ч. Ахриеве и его популяризация», общественный деятель Белан Чахкиев — «Башир Чахкиев о Рашид-Беке Ахриеве».

С основным докладом выступила доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. Она рассказала о жизни и деятельности известного лётчика и поведала о новых фактах из его личной биографии, переданных ей накануне сыном Радшид-Бека — Хаджи Ахриевым, кандидатом медицинских наук, доцентом, заслуженным врачом РФ, проживающим в Нальчике и который по состоянию здоровья не смог присутствовать на конференции.

Рашид-Бек Ахриев родился в 1893 году в селе Фуртоуг Назрановского округа Терской области Российской империи — ныне Джейрахского района Республики Ингушетия. Он сын известного ингушского учёного Чаха Ахриева, имя которого носит Ингушский научный институт.

Он окончил Тифлисское военное училище и Гатчинскую военно-авиационную школу. Рашид-Бек участник Первой мировой войны. Служил в составе авиадивизиона Российского императорского военно-воздушного флота в составе 10 бомбардировщиков «Илья Муромец».

После революции он вместе с другими авиаторами эмигрировал в Турцию. После объявления амнистии вернулся на родину. Участвовал в освоении и открытии Среднеазиатских авиалиний, в том числе Ташкент-Бухара и Бухара-Душанбе (это событие вошло в историю Таджикистана, и 3 сентября признан Днём авиации Республики Таджикистан).

До 1941 года служил в Харьковском авиационном звене Украинского управления Гражданского воздушного флота. Заслужил известность как один из самых опытных пилотов гражданской авиации. С началом Великой Отечественной войны добровольно ушёл на фронт. На его счету десятки боевых вылетов в тыл врага. Он доставлял в блокадный Ленинград боеприпасы и продовольствие. 20 января 1942 года его самолёт был сбит. После освобождения Ленинградской области останки лётчика Рашид-Бека Ахриева были найдены и с воинскими почестями захоронены у деревни Арбузово.

В.-Г. Танкиев: «Служба и подвиг генерал-майора авиации С. Осканова»

О легендарной личности — первом Герое Российской Федерации, генерал-майоре авиации, своём друге и соратнике Суламбеке Осканове рассказал кандидат исторических наук В.-Г. Танкиев. Он представил, известную уже многим книгу «Миг генерала Осканова», где подробно рассказал о деятельности и роли этого легендарного человека в истории российской авиации и в истории ингушского народа.

Суламбек Осканов родился в 1943 году в селе Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. В 1966 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Работал лётчиком-инструктором, заместителем командира учебной авиационной эскадрильи, истребительно-авиационного полка Группы советских войск в Германии, старшим лётчиком-инспектором службы безопасности полетов Военно-воздушных сил СССР, заместителем командира истребительно-авиационного соединения Южной группы войск в Венгрии. В последние годы службы генерал-майор авиации был начальником Липецкого центра боевой подготовки.

7 февраля 1992 года при выполнении тренировочного полёта на МиГ-29, ценой собственной жизни он сумел предотвратить падение самолёта на посёлок. Его имя присвоено аэропорту «Магас», нескольким улицам и школам в Липецке и Ингушетии, а на месте крушения самолета в Липецкой области и на территории аэропорта «Магас» установлены памятники.

З. Плиева — «Муса Султанович Мальсагов — первый ингушский конструктор авиационной и космической техники»

Муса Мальсагов родился в 1937 году в селении Альтиево Назрановского района. Школу окончил в Казахстане, куда был депортирован вместе с ингушским народом. Образование получил у известных людей, учёных, по разным причинам оказавшихся в ссылке в годы сталинских репрессий. Среди них профессор Борис Токер — создатель различных видов ракетного топлива, профессор-физик Евгений Штенфельд, профессор, бывший ректор Ленинградского государственного университета Анатолий Александров и многие другие, которые сыграли свою положительную роль в жизни ингушского спецпереселенца.

В 1956 году по вызову ректора Ленинградского университета Александрова, реабилитированного к тому времени, преодолев множество препятствий, Мальсагов поступает на механико-математический факультет. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось через год вернуться домой. Работая в течение последующего года электриком в паровозном депо, он получает свою первую медаль — «Освоение целинных земель» и в этом же году поступает на физический факультет Московского физико-технического института, где одной из кафедр заведовал его учитель Евгений Штенфельд. Но учёбу и здесь пришлось бросить из-за болезни.

А потом была служба в армии в войсках противовоздушной обороны, в центральном командном пункте города Мары. Здесь на радиолокационной станции в первомайский день 1960 года он состоял в числе тех, кто обнаружил и обезвредил нарушителя государственной границы — самолет-разведчик U-2, управляемый Пауэрсом. За эту операцию он был награжден орденом Боевого Красного Знамени и досрочно демобилизован для дальнейшего поступления в вуз.

Следующим этапом было поступление в Московский авиационный институт. Муса Мальсагов — первый студент-ингуш со дня образования вуза (1938).

По принятым в те годы нормативам, студент должен был подрабатывать на производстве. Муса работал на Тушинском машиностроительном заводе, и вскоре его имя было занесено в Книгу почёта города Москвы. В институте ему тоже было оказано высокое доверие — он принят в члены КПСС. В 1963 году Муса в числе десяти человек, отобранных для подготовки космонавтов. Но мандатная комиссия не дала ему пройти в отряд будущих космонавтов.

Свой дипломный проект, по предложению известного авиаконструктора Павла Сухого, разработка фронтового истребителя-бомбардировщика с вертикальным взлетом, он защитил на «отлично» и с красным дипломом инженер-механик летательных аппаратов остался работать в Конструкторском бюро в отделе фюзеляжа, связав надолго свою жизнь с конструированием военных самолетов. Он вместе со своим руководителем Сухим принял непосредственное участие в разработке истребителей СУ-7, СУ-9, СУ-15, Т-100 (прототип ТУ-144) и других самолетов.

В октябре 1967 года Мальсагов работал в Египте и Ливане, обучая летному делу своих коллег. Тогда же он с друзьями-дагестанцами впервые посетил святую Мекку. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию.

За годы службы он работал в НИИ КБ ракетно-стартовых систем, руководил испытаниями на полигоне Капустин Яр, был членом государственной комиссии по приему на вооружение ракетных комплексов, руководил техническим летным испытаниям ракет для атомных подводных лодок стратегического назначения. С 1975 года он ответственный представитель Генерального конструктора на Тихоокеанском флоте, наблюдающий за эксплуатацией ракетных комплексов на атомных подводных лодках. В 1981 году в звании полковника уполномоченный от Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и СМ СССР на ракетно-технической базе ТОФ, где возглавлял государственный надзор за эксплуатацией ракетных комплексов. Он один из ветеранов Службы гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией баллистических ракетных комплексов морского базирования (СГАН), образованной более 30-ти лет назад.

Муса Султанович — заслуженный испытатель ракетно-космической техники с присвоением именного морского кортика; заслуженный машиностроитель; лучший инженер отрасли; почетный работник Министерства транспортного машиностроения.

Награждён медалью Генерального конструктора Государственного ракетного центра имени В. П. Макеева, медалью имени С. П. Королева, орденом Республики Ингушетия «За заслуги». В 2001 году Президент РФ объявил ему «Благодарность за непосредственное участие в выполнении специального задания».

Умер он в 2007 году. Дело его продолжил сын Александр Мальсагов, который окончил факультет космонавтики, аспирантуру и долгие годы работал в МАИ. За успехи в творческой работе Советом Федерации космонавтики и Росавиакосмоса награжден медалью отрасли.

З. Местоева: «Стремление к космосу как предопределение жизненного пути»

Алихан Ибрагимович Кулбужев — полковник Космических войск Российской Федерации, начальник штаба Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова, внёс неоценимый вклад в развитие космической отрасли Российской Федерации.

Он родился в 1940 году в селении Долаково Назрановского района ЧИАССР. После окончания Орджоникидзевского финансового техникума в 1961 году Алихан добровольно идёт служить в ряды Советской армии, откуда по ходатайству командования поступает в Харьковское высшее командно-инженерное училище.

В 1970 году в должности заместителя начальника УС по политчасти в звании лейтенант-инженер Кулбужев начинает свою службу в Звездном Городке в отделе радиотехнических средств, связанном с работой по управлению космическими аппаратами. В 1980 он уже в должности начальника штаба в звании майор-инженер. В 1984 году выпускник Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского направляется на службу в качестве начальника в Главный испытательный центр (испытаний и управления космическими средствами) имени Г. С. Титова, где и прошли последние годы жизни полковника.

Среди его многочисленных наград — орден Красной Звезды за испытание новой системы «Энергия-Буран»; медали «За безупречную службу», «Ветеран Вооруженных сил СССР», «В память 50-летия Байконура».

Жизнь Алихана Ибрагимовича прервалась на боевом посту в 2012 году. Его имя соотечественникам стало известно лишь после его смерти, что связано было со спецификой его деятельности.

В ходе работы мероприятия ведущий конференции кандидат исторических наук Висан-Гирей Танкиев зачитал приветственную телеграмму участникам конференции от ингушской диаспоры Турции: «Мы, потомки рода Ахриевых, проживающие в Турции, приветствуем участников конференции и желаем им плодотворной работы. Мы далеко от родины, но душой мы с вами, сказано от лица Салмана Ахриева».

Подводя итоги конференции, Зейнеп Дзарахова отметила, что все доклады, в том числе и подготовленные о военных летчиках — ингушах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, войдут в сборник материалов по конференции «Ингуши в истории российской авиации», посвященной 125-летию со дня рождения легендарного летчика Рашид-Бека Ахриева. Она поблагодарила гостей и участников мероприятия за успешную работу и отдельно Хаджи Ахриева, оказавшему доверие и предоставившему материалы из личного архива. В свою очередь Алихан Султанович Ахриев зачитал благодарность всем присутствующим и организаторам конференции от Хаджи Ахриева.

Закончилась встреча общей фотографией.