Фальшивые номера

В стране и регионах чаще стали прибегать к манипуляциям с автомобильными регистрационными знаками

0

Последние несколько лет Ингушетия стабильно в числе лидеров по количеству ДТП на душу населения. Но бывает, что синусоида инфографики дорожно-транспортных нарушений не только резко взлетает, но также и заметно падает. Госавтоинспекция отмечает, что некоторая тенденция к снижению дорожно-транспортных нарушений в начале текущего года все же наметилась.

— За два месяца 2020 года нами было вынесено более 26 тыс. постановлений о нарушениях, а в текущем году за тот же период вынесено чуть больше 17 тыс. постановлений. То есть почти на треть снизились показатели. Указанная статистика говорит нам о том, что граждане республики становятся более дисциплинированными, стараются соблюдать правила дорожного движения, — проиллюстрировал газете «Ингушетия» ситуацию в цифрах Султан Галаев, начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения УГИБДД МВД по республике.

Однако благополучный фон портят участившиеся случаи использования поддельных и подложных номеров. Причем это общая для России тенденция, которая пошла в рост в период пандемии.

«С введением режима самоизоляции и цифровых пропусков в ряде городов России участились случаи манипуляций с номерными знаками. Водители, не сумевшие или не захотевшие оформлять официальные разрешения на поездки, начали чаще прибегать к известным видам камуфляжа», — пишет по этому поводу «Российская газета» и далее перечисляет самые популярные уловки номерной конспирации автомобиля.

Самый простой и распространенный способ маскировки — это демонтаж знака. Наверное, многие замечали машины без передних и задних номеров. В таких случаях ниже капота и багажника первозданной чистотой сверкают квадраты размером 520×112 мм. Это как раз тот самый случай полного заметания следов, путем лишения автомобиля регистрационных номеров. Попробуй узнать, кто за рулем автомобиля. Если ему вздумается рвануть по встречной или устроить «обгонялки» в критических зонах трассы — фотовидеофиксаторы запечатлеют лихача, но определить нарушителя будет весьма и весьма сложно.

Даже если этого условного Джеймса Бонда фортуна сдаст сотруднику ГИБДД в самый сладкий момент эйфории от вседозволенности на дороге, у них есть дежурные заготовки. «У меня номера украли», «Я их снял, когда ставил на ремонт, а вот сейчас забрал машину из автосервиса, дома прикручу». Ну, или, на худой конец, включают амнезию или рассеянность: «я не заметил, что выехал без номеров», «собирался прикрутить и забыл».

Как правило, откосить от штрафа подобные отговорки не очень помогают, но водителю дают ощущение, что он был «хитер и умен» и почти убедил гаишника, что он не злостный нарушитель, а «простой разгильдяй».

Второй распространенный способ часто нарушать ПДД и уходить от ответственности — это использование подложных номеров. К этому способу чаще всего прибегают те, кто намеревается совершить преступление или другие противоправные действия. Это может быть связано с транспортировкой запрещенных веществ и предметов, с перевозкой преступников или других подозрительных личностей. Но самая распространенная причина — это стремление избежать наказания за управление в нетрезвом виде, превышение скоростного режима, неправильная парковка и иные нарушения ПДД. Опознать машину и ее владельца по ложным госномерам будет довольно сложно.

— Подобные нарушения происходят почти ежедневно. Об этом говорят данные с видеофиксаторов. Но проблема в том, что камеры личность этих водителей по подложным номерам не могут идентифицировать. Получается, что штрафы есть, а того, кто их должен оплачивать, нет, и нести ответственность за них некому, — рассказывает о проблеме Султан Галаев.

По его словам, всего в Ингушетии по аппаратно-программному комплексу «Безопасный город» установлено около 50 аппаратов фотовидеофиксации. И ежедневные просмотры с них свидетельствуют о том, что владельцы автотранспорта с поддельными номерами не ограничивают себя в скорости и проезде на красный свет, совершают обгон там, где это запрещено дорожными правилами.

— Своим поведением они подвергают опасности как себя, так и других автолюбителей, — подчеркивает сотрудник ГИБДД.

Использование подложных номеров — не единственный способ, популярный у безответственных водителей. Бывают и случаи автомобиля-двойника, когда владелец определенной марки автомобиля ставит на свою машину поддельные номера, у которых есть реальный владелец. Штрафы на нарушения автомобиля-двойника приходят на имя настоящего хозяина госзнака. Но рано или поздно сотрудники ГИБДД находят подобных махинаторов.

С 2020 года в России начала работать единая база данных камер видеонаблюдения, которая позволяет находить автомобили с поддельными номерами и избегать ситуаций с ложными штрафами. Такое хранилище данных дает дорожной полиции возможность оперативно, в онлайн-режиме находить автомобили с идентичными государственными номерами и сверить их сразу, как только поступает сигнал о нарушениях. В таких ситуациях используются обычно номера автомобилей из других регионов.

Еще одна из причин, по которой люди используют подделанные номера — это мода на «красивые» номера. Под это определение попадают госзнаки с одинаковыми цифрами или комбинациями букв. В Ингушетии очень популярны номера из комбинации цифры 7, например подобный госзнак — «х777хх». Стоит покупка таких номеров от миллиона и выше. Такие цены не всем по карману, а «пустить пыль в глаза» очень хочется. И вот такие жаждущие и пускаются во все тяжкие, чтобы получить заветный номер. Всякими правдами и неправдами где-то их достают и устанавливают на свою машину.

Житель Ингушетии Амерхан Чапанов — водитель со стажем. У него пассажирская «Газель» с номером из трех двоек. Инспекторы ГИБДД его часто останавливают и начинают выяснять, является ли он реальным владельцем номера. В своем интервью корреспонденту НТРК «Ингушетия» он рассказал:

— Меня часто останавливают гаишники, думают, что у меня номера подложные. Но я бы не ездил с подложными номерами, зачем мне лишние проблемы. Да и какая разница, какой у тебя номер, лишь бы с машиной не было никаких проблем, — считает Чапанов.

Понять природу такого пристрастия к «престижным» номерам нетрудно, если почитать комментарии в интернете под подобной темой. Вот три пользователя соцсетей, которые откровенно написали, что думают по поводу такой моды.

Удивительная Рядом: «Владельцы персонализированных номеров вводят туда даты рождения, свои инициалы, счастливые числа и прочую значимую для них символику. Так авто перестает быть железкой, обошедшейся в круглую сумму, и становится чем-то более личным.

Никогда не интересовалась стоимостью услуги и не хотела бы оплачивать особый номерной знак, но допускаю существование людей, для которых циферки и буковки, прилепленные к автомобилю, важны настолько, что они готовы стоять в особой очереди (ведь их фантазии еще нужно проверить на совпадение с уже существующими знаками и ввести в систему) и раскошеливаться ради этого».

Сергей666К: «Часть владельцев таких автомобилей и с такими «шикарными», на их взгляд, запоминающимися номерами просто хотят выделиться из общей массы автолюбителей во всем, зачастую это происходит оттого, что человек страдает от недостатка внимания, он пытается приобрести один из наиболее крутых и дорогих автомобилей, приобрести на него запоминающиеся и необычные номера и даже сделать зачастую не совсем обычный тюнинг за дикие деньги. Цель же одна — привлечь внимание, сделать вид, что он очень крут и явно отличается от всех.

Хотя порой стоит понимать, что выделяет таких людей из толпы лишь самолюбование и наличие большого запаса денег или связей, а порой ничего другого у них и нет».

Наталья Ю: «Красивые» номера некоторые автовладельцы покупают не только для понтов и удовлетворения своего тщеславия. Недавно был задан вопрос «Где и за сколько можно купить красивый номер на авто?», на который я дала ответ, что за «красивенький» номер отдельные личности выкладывают от нескольких десятков тысяч до 2 млн. руб. и больше. Не хило — купить железную табличку по стоимости небольшой квартиры?

Самое интересное заключается в том, как утверждает интернет, что эти вложения оправдывают себя со временем. И вот как. Первые причины, которые лежат на поверхности, так сказать, следующие:

— в результате этого повышается статус владельца;

— он выделяется из общей массы автолюбителей, становится «элитой» на дороге;

— это возможность привлечь внимание интересных женщин.

Другая, не менее важная причина, а может быть, и главная — такой номер позволяет решать различные проблемы на дорогах. Оказывается, подобные номера есть у представителей власти. Поэтому даже при нарушениях владельцев с такими номерами не останавливают и не штрафуют. Это своего рода визитная карточка, дающая некоторую степень «свободы». Как говорится, красиво жить не запретишь».

Знакомая мотивация?

Опрос на эту тему на странице своего аккаунта в социальной сети «Инстаграм» провело и национальное телевидение «Ингушетия». Здесь подписчики были более сдержанны в своих комментариях, но в целом ничего плохого в поддельных номерах не увидели. Респонденты опроса были представлены в основном молодыми людьми, которые явно не имели представления о степени ответственности за незаконные действия с номерными госзнаками автомобиля:

«Если есть, носите на здоровье»;

«Плохо»;

«Не-е, нормально»;

«Дешевые понты, которые клеит современная молодежь, ставя липовые номера, «абубандиты» — вот такие вот были комментарии с их стороны.

В Ингушетии УГИБДД часто проводит рейдовые мероприятия. 25 марта сотрудники провели 2 часа со специальной камерой, сразу фиксирующей номер машины, который можно в онлайн-режиме проверить по базе данных на идентичность номеру транспорта, который принадлежит водителю за рулем машины. Ни одного нарушителя за это время по месту проверки выявлено не было. Но это не является подтверждением того, что подложные или поддельные номера в Ингушетии встречаются редко. Здесь, как и в других регионах, действует «сарафанное радио». В соцсетях есть разные аккаунты, где автолюбители делают рассылку сообщения о местах рейдовых проверок, и водители такие территории просто объезжают по другому маршруту.

Но все время бегать от ГИБДД не получается даже у самых ловких бегунов. Рано или поздно любители экстрима попадаются, и тогда штрафов, а то и уголовного наказания ему не избежать.

— С целью привлечения указанных категорий к административной ответственности, управлением ГИБДД подготовлены распорядительные документы, в рамках которых при выявлении транспортных средств с подложными государственными регистрационными знаками, а также регистрационным знаком, числящимся в розыске, административный материал передается в наш отдел, где мы их проверяем на факт наличия фиксации в течение последних двух месяцев. Два месяца — это срок, в течение которого мы можем привлечь к административной ответственности, — рассказал газете «Ингушетия» Султан Галаев, начальник ЦАФАП.

По его словам, с начала года к административной ответственности по такому методу было привлечено более 200 человек, а в отношении них было вынесено около 1500 материалов, и это не все. Водителя с подложными номерами также могут лишить прав от 4 до 6 месяцев. В последующем для их повторного получения ему снова придется пройти экзамен по сдаче ПДД в госавтоинспекции.

— Наказание справедливое и затратное для самих же водителей. Способ вроде сдерживает статистику, но полностью ее не подавляет, — отметил сотрудник УГИБДД.

За подделку или сокрытие номера в России предусмотрена и более серьезная ответственность. Штраф за подложные номера на машине и не предусмотрен. Владельцу такого авто грозит суд и уголовное наказание. Его могут отстранить от управления на срок от полугода до одного года.

Автолюбитель признается нарушителем, а его госзнаки фейковыми при наличии следующих обстоятельств:

— госномер сделан из материала, похожего на тот, из которого изготавливают подлинные знаки государственной регистрации;

— регистрационный знак чужой и по документам принадлежит другому автомобилю;

— на знак госрегистрации нанесены покрытия и материалы, не предусмотренные законом.

Но существует и похожее правонарушение, которое классифицируется как сокрытие номера, если на него были нанесены магниты, наклейки и прочие устройства или вещества, делающие знак нечитаемым. Водители часто прибегают к таким трюкам, чтобы избежать штрафов с камер фотовидеофиксации. Но это тоже, как и подделка госномера любого автомобиля, является нарушением. При выявлении его сотрудниками правоохранительных органов у нарушителя изымают закрывающие номерные знаки предметы. А самому ему грозит административное наказание — штраф 2500 рублей и лишение прав на срок не более трех месяцев. Согласно закону, к видоизменению госномеров также относится вытравливание их химическими средствами, так называемое «состаривание» — царапание и намеренное нанесение иных повреждений.

За езду совсем без номеров предусмотрено два вида наказания — штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок до трех месяцев.

Но бывают и другие ситуации, когда нарушение произошло не по вине водителя. Например, если водитель не использовал подложные номера на машине или не знал о том, что они не подлинные. В таких случаях действия сотрудников ДПС можно обжаловать в местном или даже Верховном суде. Юристы объясняют, что обжалованию подлежат и неправильно заполненные протоколы, например, не имеющие подписи автомобилиста. Можно отменить решение, если в документы вносились изменения и правки без ведома владельца машины или его показания были фальсифицированы.

Но если фальшивые госномера устанавливались на автомобиль преднамеренно, даже хороший юрист, скорее всего, не поможет. И суд будет не на стороне мошенника и преступника. Поэтому с использованием поддельных знаков шутить нельзя. И ставить их на машину даже ради прикола не следует. А избежать штрафов за парковку или превышение скорости можно и законными способами. Для этого достаточно просто не нарушать ПДД.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости