Культура народа как источник творчества

«Виртуозу слова» Мурату Картоеву 19 июля исполнилось бы 70 лет

В минувшее воскресение, 19 июля, выдающемуся ингушскому журналисту, писателю и неутомимому общественнику, почетному гражданину города воинской славы Малгобека Мурату Картоеву исполнилось бы 70 лет. Чуть больше года он не дожил до своего юбилея: его не стало 29 марта 2019 года.

Человек огромного, многогранного таланта, Мурат Мажитович входил в когорту тех ярких личностей, которые ни при каких обстоятельствах не поступаются принципами, выпестованными их многотрудной жизнью. А вот они-то не укладывались в прокрустово ложе современного, потребительского миропонимания обывательского большинства. Он не признавал полутонов и намеков, мог вмиг осадить зарвавшегося хама, резал правду-матку в лицо любому высокопоставленному чиновнику, презирал раболепие перед сильными мира сего, терпеть не мог снобизм и чванство бюрократов, душащих на корню любые добрые начинания. Словом, слыл человеком, как принято говорить «сложного» характера.

Понятия «духовность» и «нравственность» не являлись для него пустым звуком, что оправдывало его жесткость к недостаткам людей, которые, конечно же, он и сам в себе замечал. Но именно стержневые качества непримиримости ко лжи раскрыли в нем в определенный момент недюжинный потенциал литературного дарования: стремление защитить «маленького», беззащитного человека, порой облеченного в образ его народа, которого он беззаветно любил, красной нитью проходит через все его писательское творчество — журналистское, публицистическое, художественно-поэтическое. И, мыслится, оно еще ждет своего глубокого анализа со стороны беспристрастных критиков.

Мурат Картоев родился в годы сталинской депортации в Казахстане, в 1956 году семья вернулась на родину. С детства он проявлял тягу к литературе. Его первая публикация появилась в малгобекской районной газете «Ленинское знамя» в 1962 году. Это были стихи, написанные в 12-летнем возрасте. С тех пор имя Мурата Картоева периодически появлялось на страницах газет и журналов ЧИАССР.

Окончив школу, а затем Чечено-Ингушский государственный университет, Мурат Картоев получил специальность «филолог, преподаватель ингушского языка и литературы, русского языка и литературы». Он долгие годы трудился в школах сел Малгобекского района и города Малгобек. Здесь он прививал своим подопечным уважение и любовь к родному языку, учил их премудростям ингушской национальной культуры. Его ученики и сегодня помнят сказки, предания и мифы ингушей, которые они впервые услышали от своего учителя родного языка.

В юности и молодости Мурат Картоев был известен как автор нескольких поэтических сборников. Он проявил себя в разных жанрах поэзии. Его стихи и поэмы печатались отдельными книжками и в журнале «Лоаман 1уйре».

Уже в зрелом возрасте Мурат Мажитович обращается к прозе. Одним из первых значительных произведений этого жанра стал роман «Дошо ц1ий», в котором отражено трудное, судьбоносное время для ингушского народа — годы становления советской власти и гражданской войны. С этого романа, можно сказать, начинается и его работа в журналистике. Уже признанный мастер ингушского языка, он в 1985 году был принят на работу в редакцию республиканской газеты «Сердало», издававшейся в те годы исключительно на ингушском языке. С этой газетой связаны многие страницы жизни и творчества Мурата Картоева. Вместе с коллективом «Сердало» писатель прошел все самые сложные периоды возрожденной Ингушетии вплоть до ухода из газеты в 2015 году.

Особенно плодотворными в творчестве Мурата Картоева стали последние 15 лет жизни: писатель в эти годы издал более десяти книг. Это сборники рассказов на ингушском и на русском языках. Отдельно было издано несколько повестей и роман «Тени». Кроме того, в свет вышли несколько эссе, где Мурат Мажитович проявил себя как талантливый публицист.

Литературоведы выделяют одну из главных особенностей творчества Мурата Картоева — свободу от идеологических и политических клише. Известно, что в советское время все произведения литераторов проходили сквозь жесткое сито цензуры, «инженерам душ» неизменно ставилась задача проводить в жизнь установки «партии и правительства». Мурат Картоев, насколько это возможно, избегал таких «ловушек», что видно по его произведениям. И в наше время он не шел на поводу у власти, не творил с оглядкой на конъюнктуру дня. В его стихах, поэмах, рассказах, повестях и романах нет принижения религии, нет отрицания сакральных для ингушского народа ценностей.

Мурат Картоев был знатоком ингушского языка, в совершенстве овладевшим его устной частью и письменностью (впрочем — как и русским языком). Его работы уже повлияли и, без сомнения, в будущем окажут огромное влияние на формирование ингушского литературного языка, его развитие и совершенствование. И поскольку большинство его произведений, в силу объективных причин, дошло до широкого читателя лишь в последние годы, необходимо сделать определенные шаги для увеличения присутствия его творчества в культурном и образовательном пространстве республики, приложить усилия к тому, чтобы рассказы, повести, романы и стихи Мурата Картоева появились в школьных учебниках. К слову, Минобрнауки Ингушетии делает в этом направлении большую работу: в следующем издании учебника ингушской литературы для восьмого класса намечено включить несколько его произведений. До этого его произведения ввели в учебники для девятого класса.

Герои произведений Мурата Картоева — это реальные люди, живущие рядом с нами. Главное достоинство неповторимого почерка виртуоза слова состоит в том, что он от себя ничего не «придумывает»: проницательный взгляд автора позволяет читателю самому оценить событие, отношение к миру, людям.

Напоследок — цитата знатока и ценителя ингушского литературного слова Мусы Яндиева, поставившего литератора в один ряд с выдающимися писателями нашей страны и мира: «Философские истоки творчества Мурата Картоева — в своеобразном, неповторимом мировоззрении ингушей, в народной культуре, уходящей корнями вглубь столетий. Только из-под пера настоящего мастера могут появиться такие поэтические образы и замечательные произведения».