«Игра престольчиков»

Всякий мнит себя «президентиком»

Еще тогда, когда наша республика только заявляла о себе, как субъект России, в Ингушетии проходили выборы руководителя республики. Впрочем, «проходили» — мягко сказано. Тут было все: и подкупы, и угрозы, и самовосхваление кандидатов, и грязи вылитой ведрами и бочками. Наконец кампания завершилась, люди проголосовали и на одном из участков шел подсчет голосов при «понятых», то есть наблюдателях и в присутствии представителей СМИ.

Пересчитывали бюллетени несколько раз. Работники избиркома уже закипали от усталости и неприкрытой злости. После третьего круга по подсчету голосов, отдельно от больших и малых стопок оказался гордо возлежащий единственный бюллетень. Один из членов избирательной комиссии спрашивает другого, указав на него: «А это у нас кто?». Тот сквозь зубы отвечает: «Это тоже президентик!». (Как это звучала на нашем родном языке, сами можете представить, но я напишу, на всякий случай: «Ер а ва-кх цхьа президентильг!»).

К чему я это вспомнил, будет ясно чуть дальше. Сейчас к этому случаю привяжем некоторые наблюдения, и вот какие. Думаю, многие в нашей республике, если не читали книги Мартина, то смотрят сериал «Игра престолов» — циничный, жесткий, да и в некоторых моментах непристойный. Но, некоторые моменты пусть будут на совести авторов и тех, кто их обсуждает, я веду речь несколько об ином. А именно: в этом сериале нет положительных персонажей — каждый в чем-то да заляпан. Кажется, что Мартин сидел и коллекционировал все людские пороки, а потом выставил их на обозрение.

Скорее всего, писатель просто хотел заработать денег, понимая, что такие вещи проходят «на ура», но также он обнажил извечные проблемы и страсти: каждый маленький человек хочет стать большим, и для этого многие не брезгует ничем. Потому что маленький уверен, когда он станет большим, доберется до вожделенной власти или денег, все его низменные поступки уйдут в прошлое, их забудут и даже простят.

Написал это и сразу в памяти всплыло ингушское изречение: «Деньги нашли дорогу на небо». Все-таки умнейшие люди были наши отцы, как четко улавливали они такие нюансы.

В силу своей профессии журналиста, я вынужден просматривать наши различные сайты, соответственно делать выводы. Ну, так вот, если собрать в одно целое то, что сказано выше, получается довольно неприглядная картина: идет несвойственная нам «игра престольчиков», когда так называемая активная часть населения рвется в «президентики», по ходу обнажая все пороки и осуждаемое, на их взгляд, поведение своих оппонентов.

Люди, называющие себя «оппозицией», не только пытаются указать нам всем, как правильно надо жить, но и каждая из сторон считает свою правду самой правдивой, извините за тавтологию. Духовные лица оказались втянутыми в политику, представители общественных организаций ломают головы, изыскивая новые подходы, чтобы урвать у государства деньги, некоторые благотворители (хвала Всевышнему не все!) занимаются пиаром, ну и так далее.

Все это наблюдает молодежь, которую пытаются повести за собой всякий, кто мнит себя «президентиком». Мне искренне жаль этих ребят. Ведь в такое прекрасное время, которое никогда не вернется, они вынуждены смотреть на то, как мы — взрослые — ежедневно «выносим мозг» и им, и себе.

Когда всяк начинает говорить от имени народа — пиши пропало. Когда клич, брошенный в социальных сетях, делает из людей толпу — это тревожный сигнал. Что-то в нас сломалось в этот век высоких технологий. Скорее всего, мы — дети советского периода рождения и взросления — не сумели внушить молодому поколению новой системы, что и в прошлом у нас было много чего хорошего, которое нельзя отбрасывать и тем более топтать.

В одном из романов Иссы Кодзоева из цикла «Ингуши» рассказывается, как при очередном нападении врага старейшины одного из сел собрались и решили, что дети, женщины и отдельные молодые люди уходят в горы и укрываются. Другие мужчины остаются, чтобы дать бой врагу и увести его по ложному следу. Те юноши, которых отобрали, чтобы они скрылись, пока другие бьются, начали роптать, мол, как мы себя будем чувствовать, зная, что родные за нас гибнут. Старейшины жестко поставили их на место. Они сказали, вы тоже умрете за свой народ, когда придет время, а пока наша задача — сохранить потомство, чтобы мы не исчезли и род продолжился.

Спрашивается, почему наши отдельные «президенитки», имея таких мудрых предков, не задумываются, что молодежь надо беречь? Ей нельзя засорять мозги, ее нельзя бросать в бой, не подумав о последствиях, ее нельзя тянуть за собой, только потому, что ты себя считаешь самым правым. Наоборот, молодому человеку все время надо внушать «твоя семья, твой род, твой народ, твоя республика, твоя страна».

Ни одна страна в мире не совершенна и в байки, что-то где-то живут, как в раю, никто уже не верит, если человек соображает, конечно. (Единство может создать только сам народ). Никому мы не нужны ни англичанам, ни арабам, ни немцам. Мы нужны только друг другу. Не зря говорят, что представитель нашего соседнего народа сказал: «После смерти я хотел бы быть ингушом». Почему? Мы всегда найдем сказать что-то хорошее о человеке, после его смерти и будем хранить память о нем. Причем, это касается не только его родных и близких.

Только у нас, мне кажется, есть изречение: «Каждый Божий человек заслуживает жалости, ибо он — смертен» (Х1ара саг ва Даьла миска — вала везаш веций из). Как мне объяснил года назад один из старейшин, дело не в том, что человека нужно жалеть, ибо он умрет и перестанет быть. У этой нашей народной аксиомы более глубокий смысл: никто не совершенен и каждый предстанет перед Создателем, и будет держать ответ за дарованную ему жизнь на земле. Это самое тяжелое — отвечать за свои деяния и поступки перед Аллахом, поэтому люди должны прощать ему некоторые недостатки и просить Всевышнего учесть их просьбу.

Какие еще мудрые правила жизни нам нужны? Где мы ищем истину? Почему мы не берем в руки десятитомник (подумайте только — десятитомник!) ингушского народного творчества, выпущенный ингушским НИИ? Почему мы, уважая наших авторитетных духовных лиц, называя их «боаккхий моллаш», вдруг перестали об этом говорить публично, а не в кругу «своих»? Что произошло и кто нам это запрещает?

Я когда-то писал четверостишие о том, что женщина сидела, глядела на небо, думала о звездах, а в это время в хлеву мычала голодная корова. Так вот, конечно, надо думать о возвышенном, но не забывать, что с тебя завтра в Судный день (возможно, в первую очередь!) спросят за корову, которая по твоей вине была не кормлена и не поена. Земля — она ближе, чем кажется.