Один из видов поклонения Всевышнему

Закят — очистительная милостыня

Закят, согласно исламу, является одним из видов поклонения Всевышнему, но вместе с тем он преследует и важные гуманные цели. Это хороший нравственный пример как для выплачивающего, так и для получающего эту очистительную милостыню, а также воплощение одной из высоких духовных ценностей.

Наша религия, ислам, призывает нас всегда стремиться к осуществлению этих благородных целей, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (с. а. с.).

«Совершайте намаз,

И выплачивайте закят.

Все то доброе, что вы

Предварите для себя,

Вы найдете у Аллаха.

Воистину, Аллах видит то,

Что вы совершаете»

(Коран с. 2, а. 110).

Одним из главных обязательств и законов шариата является закят. Это обязательный благотворительный взнос и великий столп ислама. Всевышний говорит в Коране: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43). В этом и во многих других аятах Корана два величайших обряда поклонения — намаз и закят — следуют друг за другом. Это обязательное требование, которое Аллах поставил перед мусульманской уммой. Это говорит о том, что тот, кто делает намаз, но не выплачивает закят, покидает лоно ислама.

В практическом понимании закят — это определенный взнос с излишества в имуществе состоятельных мусульман в пользу нуждающихся, для поддержания экономического баланса и установления социальной справедливости в обществе. Выплата закята обязательна для каждого мусульманина, если излишества имущества его от прожиточного минимума достигают 85 г и больше в золотом эквиваленте и сохраняется в течение одного года. Мусульманин обязан выплатить из этого 2,5%. Взимается закят с денежных сбережений в любом эквиваленте, золота (лом, слитки, изделия и т. д.), а также серебра, товара, предназначенного для торговых операций, если при подсчете его количество достигает суммы равной 85 г золота и больше, оттуда выделяется 2,5%. Закят с золотого или серебряного клада составляет пятую часть от его стоимости и выплачивается немедленно, также как и в случае с рудником, закят с которого выплачивается сразу же после того, как добытое в нем по стоимости достигает установленного минимума.

Закят выплачивается с домашнего скота, который может иметь мусульманин в своем хозяйстве. Верблюды, коровы, овцы, козы, их определенное количество подлежит выплате закята, о чем ясно сказано в Коране. Лимит выплаты закята с животных: верблюды — 5, коровы — 30, овцы, козы — 40. Если нет такого минимального количества, то закят не выплачивается. Скот, используемый для работы, не облагается закятом. Посланник Аллаха сказал: «Ничего не следует выплатить с рабочего скота» (Абу Дауд).

Закят выплачивается с того, что произрастает из земли. Мусульманин обязан выдать закят с собранного урожая, о количестве которого сказано в хадисе: «С тех земель, которые орошаются дождями, водой подземных источников или иным естественным путем, следует взимать десятину (десятую часть), а с земель, требующих искусственного орошения — двадцатую часть» (Аль-Бухари).

Закят, как очистительная милостыня, предназначен для определенных категорий людей, которых Аллах насчитывает восемь. «Пожертвования (закят) предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:80). Хозяин, выдаваемого закята, должен сам его распределить среди тех категорий людей, которые названы в Коране. Если в данной местности есть группа людей, распределяющих закят, согласно шариату, то он может доверить его им. Запрещается распределять и давать средства закята родителям, детям, женам, дедушкам, бабушкам, внукам, а также немусульманам, кроме тех, сердца которых расположились к исламу. Нельзя также на средства закята строить дороги, мечети и т. д.

Выплачивая закят, мусульманин возвышается над материальной зависимостью, напрочь отказываясь быть рабом богатства. Пророк (соллаллох1у 1алейх1и ва саллам) сказал: «Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы... » (Аль-Бухари). Всевышний посредством жертвования человеком частью своего имущества в пользу бедных, неимущих и т. д., очищает его от таких отрицательных качеств, как зависть, эгоизм, скупость, неприязнь к людям, стремление к власти, богатству, к страсти в этой жизни. Вместо них в мусульманине укрепляются вера, терпение, любовь, уважение, а в обществе царят мир, братство, солидарность и душевное спокойствие.