Заместитель председателя правительства РФ об электронных паспортах

Пандемия коронавирусной инфекции ускорила развитие цифровизации в Ингушетии. Если раньше приходилось отстаивать очереди в разных инстанциях, то теперь большинство необходимых услуг можно получить на портале Госуслуг. Вместе этим документы один за другим уходят в электронный формат: свидетельство о собственности, трудовая книжка и т. д. Однако людей не перестает волновать переход от бумажных документов к их электронным версиям.

Все больше вопросов возникает и по внедрению новых технологий в паспортный режим. Проект указа президента РФ о внедрении электронных паспортов на территории страны Минцифры подготовило в марте. Жители Москвы смогут получить электронные паспорта с 1 декабря 2021 года, а по всей России эта услуга должна появиться до 1 июля 2023 года.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, дал интервью газете «Аргументы и Факты», где он рассказал о том, как будут работать электронные документы и обязателен ли переход с бумажного на электронную версию.

— Как будут работать электронные паспорта?

— Электронный паспорт — это пластиковая карта формата обычной банковской карточки. На ней будут фотография владельца, его ФИО и дата рождения. Карта будет содержать электронный носитель информации, он нужен для хранения персональных и биометрических данных человека, включая изображение лица, отпечатки пальцев и адрес регистрации. По желанию вы можете установить на свой смартфон приложение — мобильный идентификатор гражданина. Его нужно будет активировать в биометрической кабине, которая есть в МФЦ. После активации приложение будет выполнять все функции паспорта, и вы сами сможете управлять доступом к данным в зависимости от ситуации — при получении посылки в почтовом отделении, при покупке авиа- и ж/д билетов и т. д.

— Будут ли упраздняться бумажные паспорта?

— Электронный паспорт будет использоваться на территории России наравне с бумажным, его оформление исключительно добровольное. Но после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным.

— Почему переход на электронный документооборот так важен?

— Переход на электронный документооборот — общемировой тренд, и 2020-й, ковидный год нам показал, что этот процесс неизбежен, а главное — не страшен. «Цифра» уже давно проникла в нашу повседневную жизнь и сделала её намного удобнее. Так что ввод электронных паспортов — мера абсолютно своевременная, имеющая по сравнению со своим бумажным аналогом много плюсов.

Физически электронный паспорт намного удобнее в использовании: он компактен и более долговечен. Сейчас при предъявлении бумажного паспорта данные из него приходится перепечатывать или переписывать вручную, снимать с документа копии — всё это очень долго и утомительно. Электронный паспорт нужно будет всего лишь поднести к терминалу — и все данные будут обработаны автоматически. Время, которое тратится на такие рутинные и очень распространённые, частые процессы, сократится в разы.

Человек постоянно контактирует с государством, и электронный паспорт станет единым ключом ко всем актуальным сведениям, которые могут потребоваться гражданину. Чиновникам не придётся отправлять официальные запросы в смежные ведомства и потом ожидать ответа «в течение 30 рабочих дней»: вся необходимая информация уже хранится в защищённом «облаке», и электронный паспорт сразу же открывает к ней доступ.

При желании человек сможет привязать к паспорту свою электронную подпись, это даст ему возможность удалённо подписывать документы и идентифицировать себя. Заверять доверенности, оформлять договоры и сделки, подписывать заявления — всё это можно делать дистанционно с помощью электронной подписи, и электронный паспорт значительно упрощает её использование.

— При переводе всех операций с государством в электронный формат как будут решаться проблемы людей, не имеющих доступа к интернету?

— Как я уже говорил, возможность лично обратиться в госорганы и получить там необходимые услуги и документы никто не отменяет и отменять не собирается. Сегодня у граждан есть три способа взаимодействия с государством: лично в МФЦ, лично в профильном государственном учреждении и онлайн на портале Госуслуг, в электронном виде. Пользоваться электронными сервисами — право, а не обязанность.

Вместе с тем идёт масштабная работа по обеспечению интернетом самых удалённых и малонаселённых уголков страны. В этом году установим более тысячи станций для подключения к интернету небольших населённых пунктов, подключим все социально значимые объекты — школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления.