Ко Дню театра

Ингушская драматургия в 1934-1944 годах

Истоки ингушской драмы и театра своими корнями уходят в древнейший период истории. Богатые драматические элементы имелись в религиозных и календарных народных обрядах, эпосе и лирике, в устном народном творчестве ингушей.

На основе этой благодатной почвы у ингушей в начале ХХ века начали формироваться зачатки драматургии и национального театра. Первыми актерами драматических кружков становились ингушские студенты владикавказских учебных заведений. Были определенные успехи, в том числе на Олимпиаде искусств народов Северного Кавказа, где ингушская труппа была одной из лучших. Однако в 1934 году прекратилось самостоятельное развитие ингушского театра, произошло объединение театров двух республик, и театр стал Чечено-Ингушским государственным драматическим театром.

В том же, 1934 году руководство республики обратилось к властям Грузии с просьбой помочь в становлении профессионального театра. И, согласно договору Грузинского ЦИК и Чечено-Ингушского облисполкома, Грузинский академический театр имени Шота Руставели начал шефство над коллективом Чечено-Ингушского драматического театра, в рамках которого в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре начал свою работу в должности художественного руководителя Арчил Чхартишвили, позже народный артист Грузинской ССР, главный режиссер театра имени Шота Руставели.

Поначалу жесткая требовательность художественного руководителя были непривычны для актеров Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Однако работа Арчила подняла на более высокий профессиональный уровень театральное искусство республики. Одновременно им велась и некая просветительская работа. Бывало, во время репетиций художественный руководитель «читал что-то вроде лекций по литературе и драматургии, рассказывал о достижениях мирового театрального искусства и актерского мастерства».

Одновременно в Грузинском театре имени Ш. Руставели была открыта специальная студия для подготовки актеров и театральных деятелей Чечено-Ингушского драматического театра. В их числе были Осман Горчханов и Идрис Базоркин, который к тому времени был известен как начинающий писатель. Осман Маисович Горчханов с детства мечтал посвятить свою жизнь театру. В 1936 году газета «Грозненский рабочий» сообщала о том, что «в мае 1936 года, пройдя обучение актерской профессии в г. Тбилиси, 19 молодых артистов пополняют состав театра».

Годы учебы в Грузинском театральном институте имени Ш. Руставелли были для И. Базоркина, О. Горчханов, Б. Саидова, Х. Шаипова и других наполнены яркой творческой жизнью. В те дни радость пополнения театра профессиональными актерами разделяли коллеги из Грузии: «Глубоко обрадованные блестящим успехом родного Чечено-Ингушского театра, руставелевцы поздравляют своих молодых собратьев. Руководитель театра имени Ш. Руставели Сандро Ахметели». Осман Горчханов всецело посвятил себя актерскому мастерству, Идрис Базоркин — литературе и драматургии.

Арчил Чхартишвили совместно с молодыми драматургами С. Бадуевым, И. Базоркиным, композитором Г. Мепурновым и другими «формировали лицо театра» героико-романтической направленности. «20 мая Чечено-Ингушский национальный театр открыл летний сезон драмой «Анзор» С. Шаншиашвили, — писала газета «Грозненский рабочий» 5 июня 1935 года. — Отражая гражданскую войну, пьеса особенно ценна для показа в Чечено-Ингушетии. По ходу действия в пьесе занято 50 человек, сопровождает его оркестр из 28 музыкантов под управлением первого горского композитора Г. Мепурнова. Оформил пьесу Ираклий Гамрекели. Постановка А. Чхартишвили настолько богата игрой, музыкальным и художественным оформлением, что с интересом будем смотреться. Спектакль становится событием культурной жизни республики. Рады этому и грузинские коллеги».

Позже А. Чхартишвили были поставлены спектакли «Золотое озеро», «Ламара» В. Пшавела, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Красная крепость» — вместе с художником И. Гамрекели, молодым грозненцем Г. Лифоровым, композитором Г. Мепурновым.

Постепенно зритель предъявляет театру повышенные требования. От театра требуется утонченная работа, реалистическая трактовка и создание полнокровных образов.

С 1935 года директором драматического театра Чечено-Ингушетии был Льянов Мустафа Керимович, известный общественный и политический деятель, который работал вместе с И. Зязиковым, А. Горчхановым, И. Мальсаговым. До работы в театре, М. К. Льянов, выпускник Московского Коммунистического университета народов Востока, преподавал в СККУ в Ростове-на-Дону, был вторым секретарём Пригородного райкома партии Ингушетии. Его назначение на должность директора драматического театра говорит о большом значении театрального искусства в жизни общества и отношении к этому вопросу передовых общественно-политических деятелей.

Мустафа Керимович Льянов вспоминал: «Примерно в ноябре 1936 года, будучи директором Чечено-Ингушского театра, я пришел к Али Исаевичу Горчханову (в тот период А. И. Горчханов был председателем Чечено-Ингушского облисполкома и членом ВЦИК РСФСР и СССР, — авт.) и попросил его подписать письмо на имя тогдашнего председателя комитета по делам искусств СССР товарища Керженцева, в котором содержалась просьба об открытии с осени 1937 года при ГИТИСе чеченской и ингушской студий.

Он прочитал письмо, подписал его и сказал: «Давай поезжай сам с этим письмом. Если откажут, я приеду через три-четыре дня». Меня Керженцев не принял. А его заместитель, которому было передано письмо, сказал, что в ближайшие два-три года открыть даже одну студию для Чечено-Ингушетии невозможно, ибо заявок много. Я доложил об этом, как обещал, приехавшему вскоре А. И. Горчханову. Он сам ходил к Керженцеву и все же добился согласия на открытие студии», которая начала обучение в театральном вузе спустя два года. Однако Али Горчханову не было суждено увидеть их на сцене. Незадолго до этого он, как и многие представители талантливой ингушской партийно-хозяйственной элиты, был арестован НКВД и приговорен к тюремному заключению. Так, в истории ингушского национального драматического искусства тесно переплетались людские трагедии и подлинное сценическое мастерство, светлые надежды и горькие разочарования...

Развитие ингушского национального драматического искусства между тем продолжалось под общими сводами Чечено-Ингушского государственного театра. Однако театр хоть и назывался Чечено-Ингушским, фактически это был чеченский театр. В нем одновременно работали не более трех актеров-ингушей. Пьесы в этом театре ставились только на чеченском языке, и даже пьесы ингушских авторов ставились в переводе на чеченский язык.

В 1937 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр пополнился музыкальной студией. Оркестр народных инструментов под управлением Георгия Мепурнова перешел в штат театра. Георгий Христофорович Мепурнов (1900-1957) был выпускником Московской консерватории, основоположником композиторской школы ингушей и чеченцев. Оркестр народных инструментов был им создан в 1936 году. Собирая и обрабатывая ингушские и чеченские мелодии, Г. Мепурнов создал много художественных произведений, написал ряд оригинальных произведений на народные темы. Слияние театра с музыкальной студией значительно усилило его музыкальную часть, поэтому в театре ставятся популярные в народе музыкальные спектакли.

Драматурги и первые композиторы изучали быт, нравы и обычаи, устное народное творчество. Собирали песни, поговорки, пословицы, легенды, предания. Часами слушали концерты аульских музыкантов, вместе с ними напевали заунывные старинные песни. Экспедиции имели главной целью сбор материалов для постановок, которые оставаясь национальными по форме, тем не менее, могли быть советскими и современными по содержанию.

В 1937 году вышла первая в ингушской литературе многоактная пьеса И. Базоркина «На заре», в которой он рассказывал о борьбе с белогвардейцами на Северном Кавказе в 1919 году. Позже она в переводе на осетинский язык была поставлена в Северо-Осетинском государственном театре. Эта была первая пьеса ингушского писателя, поставленная профессиональным театром и переведенная на языки братских народов СССР. В том же году И. Базоркин стал заведующим литературной частью Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Идрис внимательно следил за этнографической достоверностью игры актеров в спектаклях и постановках. «Одни лишь танцы, песни и внешний темпераментный национальный ритм не могут служить исходным пунктом для отыскания национальной формы театра» — отмечал он.

Творчество Чечено-Ингушского театра достигло к 1937 году высокого уровня: обогатилось разножанровой драматургией, выросла актерская и музыкальная культуры. Театр готовился к первому выступлению в Москве — участию в фестивале национальных театров. Но трагические события в стране в 1937-1939 гг. прервали творческий полет. Репрессии прошли во всех республиках. Среди пострадавших были драматурги и писатели.

А между тем театр доказывал, что он будет развиваться. Открытие в 1938 году Чечено-Ингушской театральной студии при ГИТИСе явилось знаменательным событием в жизни национального театра и драматургии. В этой актерской студии обучалось 45 человек — посланцев Чечено-Ингушетии. Перед ними был открыт мир театрального искусства.

В эти годы театр дублировал репертуар, идущий в других театрах страны, что, впрочем, было типично в те годы для театров. Таковыми были «Честь» Г. Мдивани, «Очная ставка» В. Шейнина и братьев Тур, «Шторм» В. Биль-Белоцерковского и др., в них перекликалась тема любви к родине и борьба с врагами страны.

В эти годы Идрис Базоркин писал пьесы, рецензии на драматические произведения своих современников. Тематика его драматургии была разнообразна. Основными вопросами, которые он поднимал, были связаны с героическим участием ингушей в судьбе народа и страны в 20-е годы ХХ века, с патриотизмом ингушей. Идрис ратовал за развитие просвещения, социально-экономическое и духовное развитие народа, выступал за духовное раскрепощение женщины и её просвещение.

Именно этой теме и была посвящена его пьеса «Тамара», которую он написал в 1938 году. Пьеса стала значительным произведением ингушской драматургии. В ее основе были факты, реально происходившие в Ингушетии. В ней автор умело показал, как жизненные испытания формируют характер главной героини.

«Базоркин достиг значительного успеха в изображении своеобразия ингушского национального характера. Положительные и отрицательные герои в большой степени типизированы. Пьеса увлекает зрителей правдивостью и живостью образов, верным решением основного конфликта, эмоциональностью языка», — писал в те дни прозаик и драматург Орцхо Мальсагов. Спектакль по пьесе «Тамара» долгое время сохранялся в репертуаре ингушских театров.

Весной 1938 года главным режиссером Чечено-Ингушского драматического театра назначается Владимир Эммануилович Вайнштейн. Первой его постановкой явилась пьеса «Год 1919-й».

Спектакли сменяли друг друга. 23 марта 1938 года впервые Чечено-Ингушский театр поставил пьесу классика мировой драматургии Мольера «Лекарь поневоле». Актерам удалось передать характерные черты, свойственные мольеровскому театру, и спектакль хорошо был воспринят зрителем. Ряд актеров, в том числе Осман Горчханов, сумели передать образы французской комедии.

Осман Горчханов много работал над совершенствованием своего актерского мастерства. Он играл роли в разных спектаклях. В августе 1938 года ярко сыграл он свою роль в спектакле Г. Мдивани «Честь». В прессе отмечали в те дни, что спектакль создан на высоком художественном уровне.

Осман Горчханов любил сцену. Страстно исполнял он свои большие и малые роли в спектаклях «Лекарь поневоле», «Олеко Дундич», «Адин Сурхо», «Мекхаш-Мирза», «Шторм», «Борьба продолжается» и др. Красивый, обаятельный, он располагал зрителей своей игрой.

В те годы в Чечено-Ингушском театре успехом зрителей пользовались музыкальные комедии В. Вайнштейна, постановки Г. Батукаева, Н. Музаева и др.

В 1939 году состоялась творческая командировка актеров Чечено-Ингушского драматического театра в Москву. Просмотры спектаклей столичных театров, посещение музеев, встречи с именитыми коллегами дали импульс для дальнейшей работы. А исполненные спектакли актерами Чечено-Ингушского театра были приняты зрителями с восторгом. Они покорили москвичей замечательным темпераментом, чистой верой в сценическую правду, лукавым юмором. Спектакль «Храбрый Кикила» (реж. Г. Батукаев) «пленяет, как красивая песня», писали в те дни в СМИ.

К 125-летию со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова театр сделал постановку «Бэла» в инсценировке Н. Алибековой. Спектакль был высоко оценен прессой. Особой игрой и талантом блистали Магомед Мальсагов — в роли Печорина, Тамара Алиева — в роли Бэлы, Мовждин Бадуев — в роли Максима Максимовича и др. Театральные критики отмечали, что коллектив Чечено-Ингушского драмтеатра вступил в период творческого возмужания.

А между тем Чечено-Ингушская актерская студия, обучаясь в высшем театральном вузе России, давала свои результаты. Уже летом 1939 года в Чечено-Ингушетию приехали московские театральные мэтры со своими молодыми питомцами, чтобы представить на суд местной публики учебные работы вайнахов-студийцев. К тому времени бывший директор театра М. К. Льянов перешёл на другую работу и стал директором Чечено-Ингушского Госиздата. Директором театра был назначен Идрис Муртузович Базоркин.

В это время приказом № 34 по Управлению по делам искусств при СНК ЧИАССР от 10 апреля 1940 года отмечаются достижения театра: «Чечено-Ингушский драмтеатр в сезоне 1939-1940 гг. значительно окреп, вырос и имеет громадные достижения в области воспитательной работы среди актеров, творческого роста коллектива и улучшения качества спектаклей... этот успех в работе театра пришел не в порядке самотека, а был завоеван огромным и напряженным творческим трудом и горячей любовью к искусству и своему театру со стороны дирекции, художественного руководства и всего коллектива театра. На основании этого приказываю: за хорошую работу, содействующую творческому росту коллектива, создание ему необходимых условий для работы и обеспечение выпуска высококачественного спектакля «Борьба продолжается» директору театра тов. Базоркину И. М. и зам. директора тов. Чуд П. И. объявить благодарность... За добросовестную работу, обеспечившую высокое качество спектакля, объявить благодарность всему коллективу театра».

В 1940 году за вклад в развитие театрального искусства Чечено-Ингушской республики Осман Горчханов в числе других был удостоен почетного звания «Заслуженного артиста ЧИАССР». Вместе с ним были удостоены этого высокого звания В. Вайнштейн, Г. Батукаев, М. Бадуев, Я. Зубайраев, И. Ибрагимов. В том же году творческие успехи О. Горчханова к тому же были отмечены благодарностью и в приказе начальника Управления по делам искусств при СНК ЧИАССР Иванова.

С весны 1941 года студийцы уже активно работали над народным фольклором, репетировали спектакли «Отелло» Шекспира, «Живой труп» Л. Толстого, «Коварство и любовь» Шиллера и др. В июле того же года планировалась поездка в республику с первым творческим отчетом. Но этому не суждено было сбыться. Оборвались мечты начинающих актеров, в числе которых была и Оздоева Тамара Хамидовна, 1924 г. р., уроженка селения Базоркино, окончившая в конце 30-х годов Ленинградский театральный вуз. Она прекрасно играла на гармошке, исполняла песни. Тамару — красавицу с длинными косами — после окончания вуза приглашали сняться в фильме «Горянка», но тревожное время вносило свои коррективы в планы людей. Спустя годы воплощением актёрской мечты Тамары стал её внук — народный артист Ингушетии Адам Бузуртанов.

А между тем Чечено-Ингушский государственный драматический театр работал, давал спектакли, и зрители ждали своих актеров. Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. Ее начало застало театр в горных районах республики.

Впереди были большие испытания, которые деятели театра выдержали вместе со всеми: Великая Отечественная война, депортация народа, возвращение на родину и возрождение театра!