Берегите природу как зеницу ока

Мировая общественность отмечает День экологических знаний

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений, ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде — это залог безопасного будущего для всего человечества.

Безусловно, охрана окружающей среды — один из самых животрепещущих вопросов. Эта проблема касается каждого человека. И для того, чтобы напомнить обществу о необходимости сохранения природы и атмосферы, был учрежден соответствующий праздник, который отмечается во всем мире 15 апреля. Главная цель Дня экологических знаний заключается в воспитании и подготовке гражданина, умеющего мыслить экологически.

В переводе с греческого слово «экология» означает буквально «учение о доме». Данный термин в обиход ввел немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Постепенно данное понятие обзавелось другими, более широкими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой.

По словам специалистов, экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем, связанных с жестоким обращением с богатствами природы. Программа Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН, также включала задачи развития экологического образования во всем мире, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым активно присоединилась и Россия.

Как мы знаем, экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы российских общеобразовательных учреждений. Ведь от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей планеты. Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку.

Проводить большие мероприятия в честь Дня экологических знаний в вузах, школах, библиотеках и научных учреждениях республики нынче не представляется возможным из-за объявленного карантина в связи с коронавирусом, поэтому вся пропаганда по сохранению экологии в наши дни в учебных заведениях Ингушетии, как и во всем мире, ведется на дистанционном уровне. О том, как проходит эта работа в коллективе Нестеровской средней школы № 1, мы поговорили с учителем начальных классов Тамарой Сайдаровой.

— Ни для кого не секрет, что на протяжении всей своей жизни человек неразрывно связан с природой, — говорит Тамара Сламбековна, — а само существование человека прямо и последовательно зависит от окружающей его экологии. Это наука, которая в современном мире требует к себе пристального внимания. Поэтому мы — весь преподавательский состав ГБОУ СОШ № 1 с. п. Нестеровское, уделяем огромное внимание вопросам изучения правил поведения человека во взаимоотношении с природой. Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас.

Таким образом, учитывая то, что привитие экологической культуры сегодня — залог сохранения здоровья будущих поколений, Тамара Сайдарова и её коллеги считают, что знание основ экологии поможет разумно строить жизнь, ощущать себя частью природы и бороться за комфортную окружающую среду.

— На внеклассных уроках и других школьных мероприятиях, посвященных защите окружающей среды, мы рассказываем своим деткам о том, что благополучие человека зависит в первую очередь от здоровой окружающей обстановки и от тех условий, в которых существует человек, — говорит Тамара Сламбековна. — Такая постановка вопроса помогает нам доступнее объяснять детям, что все мы как один должны бороться с загрязнением рек и водоемов, беречь ресурсы земли и улучшать экологическую обстановку в стране.

Как отметила в своем комментарии педагог с 25-летним стажем работы, родителям тоже необходимо с ранних лет приучать своих детей бережно относиться к природе, как своему дому. Прививать тягу к знаниям и к тому, что необходимо изучать экологию.

Надо сказать, что родители учащихся Нестеровской школы всегда поддерживают наставников своих чад и по мере своих возможностей помогают учителям вести полноценный учебный процесс. С этой целью родительский комитет оказывает помощь в проведении массовых мероприятий по озеленению окружающей территории. Также для развития у детей культуры поведения на природе здесь совместными усилиями систематически проводятся экологические уроки и акции «Посади дерево», «Чистый парк», «Чистый пруд» и другие. Школьники вместе с учителями высаживают зеленые насаждения, расчищают водоемы, обустраивают родники.

Издревле существует такая аксиома, что отдыхать необходимо на природе. Природа своей красотой и чистым воздухом оздоравливает человека и дарит ему прилив сил. Более того, созерцание природной красоты успокаивает нервную систему, разнообразие запахов и звуков благоприятно воздействует на общее состояние человека. Так считают врачи. И ещё медицинские исследования показали, что рост числа людей, болеющих аллергией и астмой, как ничто другое провоцирует ухудшение экологической обстановки.

Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения к природе. К слову нужно отметить, что из-за экологической безграмотности и получения выгоды многие не задумываются о завтрашнем дне. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь посудите сами: мы, выезжая на природу, устраиваем пикники и после себя оставляем горы синтетического мусора. Собираем лечебные травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства. Убиваем диких животных не ради желания утолить голод, а ради забавы и т. д. И таких примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество.

Обсуждая эту тему, моя собеседница Тамара Сламбековна отметила, что происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры.

— Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества, — говорит она.

Очевидно, что если мы не научимся ладить с природой и оберегать её как следует, окружающая среда может не на шутку наказать нас за неправильное и нерациональное использование природных богатств. Глобальными стихийными бедствиями и катаклизмами периодически природа напоминает нам о себе, о своей важности и превосходстве над всем человеческим родом. Так она хочет достучаться до нас.

Для достижения поставленной цели понадобится ни много ни мало — более рационально относиться к использованию биоресурсов, думать не только о собственной выгоде и пользе, но и о важности сохранения естественной среды обитания в целости и сохранности.

Давайте сегодня вспомним тех, кто денно и нощно пытается всеми силами изменить сложившуюся ситуацию — это экологи, биологи, ученые, их ассистенты и просто неравнодушные граждане под эгидой покровительства природы. Хотя бы из-за уважения к ним мы должны беречь нашу экологию, не загрязнять её. Для того чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать хотя бы минимальным набором экологических знаний и способов бережного отношения к тому, что нас окружает. Тогда и внутри нас появится полный порядок.