Дозволена ли мусульманам криптовалюта?

О цифровых деньгах и их положении в шариате рассказывает доктор Гапур Озиев

В этом году Forbes впервые составил рейтинг богатейших владельцев криптовалюты, или цифровых денег. Лидер списка Крис Ларсен, соучредитель одной из криптовалютных платформ, ни много ни мало намайнил криптовалюты на $8 млрд. Влияние цифровых денег стремительно растет и заставляет самые равнодушные к себе страны определяться с его оценкой.

Отдельный анализ и заключение криптовалюте предстоят в исламском мире, так как требования к ней выходят за рамки экономической выгоды и состоятельности. Нормы шариата строго контролируют все сферы экономики, в том числе и денежный оборот. Риски, возможность спекуляций, государственное регулирование — все это учитывается при определении денежных средств согласно шариату.

Газета «Ингушетия» обратилась за оценкой криптовалюты к специалисту по исламской экономике международного уровня, доктору наук по мусульманскому праву Гапуру Озиеву. Сегодня адъюнкт-профессор, уроженец Ингушетии, преподает законы исламского финансирования в стране, одобрившей криптовалюту и располагающей примерно третью активов мирового исламского банкинга. Гапур Озиев — старший преподаватель на кафедре экономики Международного исламского университета Малайзии. О шариатском определении денег, о соотношении с ним криптовалюты и о том, почему мусульмане не могут доверять Сатоши Накамото, он рассказал со строгой отсылкой к законам шариата.

— Каковы основные требования шариата к денежной валюте в целом?

— Специального набора требований к характеристикам денег и организаций денежного обращения в текстах шариата (Корана и Сунны) нет. Однако издавна классические исламские ученые указывали в своих научных работах, что определенным характеристикам денежная единица все-таки должна отвечать.

На вопрос о том, какие именно характеристики должные присутствовать в денежной единице, однозначного ответа нет. Дело в том, что ответ на этот вопрос зависит от определения того, что именно является эффективной причиной («العِلّة» — Efficientcause), определяющей денежную единицу по исламу. То есть что из себя должны представлять деньги, согласно исламу. Касательно «эффективной причины», из-за которой деньги считались бы деньгами, способными к созданию условий для ростовщичества, мусульманские ученые разделились на три группы.

Первая группа определяет эффективную причину во «взвешивании». Динары и дирхамы в древние времена не только подсчитывались по количеству, но и взвешивались по объему массы (в сумках, емкостях и т. д.). Поэтому некоторые ученые высказали мнение о том, что если деньги и можно взвесить, но они вылиты из обычного, недрагоценного металла, например, железа или меди, то на них распространяется правило риба (ростовщичества). Тем самым эти ученые воспрещают использование таких денег.

Вторая группа ученых эффективную причину усмотрела в «ценности» металла, из которого сделаны динары и дирхамы (из золота и серебра). Иначе говоря, наличие ценного металла в этих деньгах и делает их способными определять цену другим товарам.

Третьи ученые определи эффективную причину в «мере стоимости» этих денег. Иными словами, деньги могут быть изготовлены из чего угодно — золота, серебра, железа, пластмассы, бумаги и др. Главное, чтобы они служили ценностной мерой для других товаров.

Чтобы разобраться в нашем вопросе с криптовалютой, коротко проанализируем эти мнения. Если опираться на заключение первой и второй групп ученых, то получится, что все бумажные деньги, финансовые онлайн-операции, а также операции посредством банкоматов, должны считаться недействительными. Но надо понимать, что эти ученые жили в те времена, когда весь мир пользовался золотыми и серебряными монетами. Следовательно, они исходили из реальности своего времени и не могли представить, что товарный вид и сущность денег поменяются кардинально.

Тем не менее, появление на рынке ничем не подкрепленных бумажных денег (fiatmoney) с середины семнадцатого века не вызвало особых протестов со стороны исламских ученых. Это говорит о том, что даже те ученые, которые верили в то, что «эффективная причина» заключается в способности к их взвешиванию или в их ценности, приняли новые деньги спокойно и не увидели в использовании бумажных денег в финансовых операциях ничего противоречащего шариату.

Следовательно, третья группа ученых, которые не обуславливают эмиссию денег из «взвешиваемого металла» или «драгоценного металла», оказалась более дальновидной и гибкой. Поэтому бумажные, цифровые, пластиковые, условно говоря, деньги можно считать полноценной валютой, если они могут служить «мерой стоимости» товаров.

— Значит, мы согласились с мнением третьей группы ученых и пришли к выводу, что любые деньги, даже цифровые, могут стать полноценной валютой, если они становятся «мерой стоимости» товаров. Отвечает ли криптовалюта этому критерию?

— Основная проблема с криптовалютой, особенно с биткоином (самая покупаемая криптовалюта, — прим.), на сегодняшний день не в том, что она цифровая, виртуальная или децентрализованная, а в том, что она не может служить «мерой стоимости» или «единицей измерения». Когда мы говорим о том, что биткоин сегодня стоит десять тысяч долларов США, мы не обращаем внимания на то, что он не в состоянии определить меру стоимости другого товара, как это делают обычные валюты. Например, когда производитель выпускает определенный товар, то подсчитывает себестоимость этого товара и затем добавляет энную маржу (разница между ценой и себестоимостью), перед тем как поставить его на рынок. Подсчет себестоимости произведенного товара и добавление маржи происходит исходя из установленной стоимости национальной валюты. А криптовалюта, в частности биткоин, не в состоянии определить стоимость товара, так как сама криптовалюта нуждается в другой обычной валюте, чтобы определить ее собственную стоимость.

Криптовалюта — просто цифровой файл. Плюс, мы не знаем, кто именно стоит за биткоином: это может быть тот же Сатоши Накомото, про которого так много пишут, но непонятно, почему он скрывается от всего мира. Также возможно, что за идеей возникновения биткоина стоит какая-то группа программистов, которые придумали и запустили этот беспрецедентный и очень грамотный проект чисто как альтернативу действующим валютам, а может, и с мошенническим умыслом. Его создатели, подурачив весь мир «независимой» и «децентрализованной» валютой и заработав себе определенную сумму денег, могут просто-напросто свернуть проект так же грамотно, как и запустили его.

Помимо этого, у этой валюты очень много проблемных моментов, скажем, если вы потеряли или забыли пароль к вашему кошельку или же компьютерная плата накрылась из-за вирусов, то вы потеряли все ваши деньги. И никто никогда вам эти деньги не восстановит, в отличие от ситуации с обычной валютой, когда вы можете просто пойти в банк и запросить новую карту или восстановить пароль.

Таким образом, в обычной ситуации у нас есть куда пойти и решить проблему. Если в будущем энное государство официально запустит криптовалюту как свою национальную валюту, скажем, криптодоллар или крипторубль, способной быть единицей измерения, то это уже будет централизованная криптовалюта, и ею можно будет пользоваться так же, как мы пользуемся обычными мировыми валютами. Однако этот крипторубль уже потеряет нынешние характеристики криптовалют, такие как децентрализованность, независимость и анонимность. Крипторубль будет всецело подчинен государству, и избежать налогов, как в случае с биткоинами, уже не получится.

— И, наконец, итоговый вопрос, который волнует сегодня всех мусульман: дозволено ли по шариату использование криптовалюты, в частности, биткоина, для коммерции, инвестирования и, конечно же, майнинга?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу отметить, что мы совместно с доцентом МГУ Магомедом Яндиевым уже изучили этот вопрос и провели исследовательскую работу на тему: «Криптовалюта с точки зрения шариата». Статья уже готовится к публикации и выйдет на двух языках — русском и английском. Мы пришли к выводу, что приобретение и использование биткоинов допустимо только в исключительном случае, например, если сделку или финансовую операцию невозможно осуществить посредством других валют.

Например, человек решил купить какой-то актив, который продается только за биткоины. В этом случае, мы не видим ничего запретного в том, чтобы покупатель приобрел биткоины на рынке непосредственно перед сделкой и сразу же рассчитался за приобретаемый актив, стараясь максимально минимизировать промежуток времени между приобретением биткоинов и произведением оплаты за актив. Мы это отводим в категорию безвыходных ситуаций.

Помимо вышеупомянутых сомнительных моментов, высокая волатильность обменного курса биткоинов, наблюдаемая в последние несколько лет, обязывает нас воздержаться от приобретения биткоинов для накопления сбережений или для их инвестирования путем приобретения через майнинг. В противном случае это влечет за собой принятие чрезмерного — без всякой на то нужды — риска и участия в спекуляциях (майсир) и неясности (гарар), что прямо запрещено шариатом.

Впоследствии, если обнаружится настоящий гарант этой валюты (на уровне государственной, национальной валюты) и тогда ей можно будет доверять, и упадет нынешняя волатильность обменного курса биткоинов, например, до уровня ведущих валют мира, то тогда их можно будет использовать и для целей накопления сбережений.

В 36-ти государствах, среди которых и передовые страны мира — США, Великобритания, Германия, Испания, Япония, Канада, Швейцария, — криптовалюта уже стала самостоятельным игроком на рынке. Здесь цифровые деньги можно использовать как платежные средства, их оборот контролируется властями или никак не ограничивается. Россия заняла промежуточное положение между странами, одобрившими криптовалюты, и странами, категорически их запретившими. Центробанк, Минфин России пока не включили криптовалюту в государственную систему денежного оборота, но в стране в целом не воспрещается ее использование.

Ведущие исламские страны и богословы, специализирующиеся на исламских финансах, пока не пришли к единому мнению по цифровым деньгам. Не дождавшись этого или же имея свое собственное видение криптовалюты, в Саудовской Аравии, Турции, Тунисе, Малайзии официально разрешили ее оборот. Причем в Малайзии даже заявили о планах по созданию «исламской криптовалюты».

Вместе с тем муфтий Египта и известный эксперт в мире исламских финансов, профессор Мунзир Кахф определили криптовалюту неприемлемой с точки зрения шариата денежной системой. С ними согласился и наш эксперт, доктор наук по мусульманскому праву Гапур Озиев.