Ингушская диаспора в Турции

Развитие экономических и социокультурных связей с Республикой Ингушетия

Ингушская диаспора в Турецкой Республике в настоящее время насчитывает около 70 тысяч человек. При этом сохранены родственные и культурные связи с соплеменниками, проживающими в Ингушетии.

Диаспора начала формироваться с момента окончания Кавказской войны (1817-1864 гг.), в результате которой произошло массовое переселение ингушей на территорию Османской империи. От руководства этого государства было получено согласие принять до пяти тысяч ингушских семей с условием, что они будут поселены вдоль турецкой границы, за исключением русско-турецкой.

Большая часть переселенцев являлась жителями Карабулака (до 1500 семей) и Назрани (до 100 семей), общей численностью около 22,5 тысячи человек. Официального разрешения на репатриацию ингушского народа на историческую родину ни турецкие, ни российские власти не давали. На территории, где ранее проживали ингуши, были основаны казачьи станицы: Воронцово-Дашковская, Тарская, Сунженская, Слепцовская, Нестеровская, Ассиновская, Фельдмаршальская и другие.

Представители диаспоры проживают в 153 городах и населенных пунктах Турции. Общины численностью от 500 человек и выше встречаются в 23 городах, поселках и деревнях. Крупная община численностью до 3 тысяч человек проживает в г. Денизли (юго-западная Турция). В Стамбуле проживает около 5 тысяч человек.

В Бейшехире (пригород г. Конья, центральная Турция) проживают 25 семей (около 200 человек). Это Тимурзиевы (переселены из села Базоркино, ныне Чермен); Арчаковы, Точиевы и Вельхиевы (переселены из села Ачалуки); Дзауровы (переселены из села Кантышево); Мержоевы (переселены из села Насыр-Корт); Даурбековы и Бештоевы (переселены из села Яндаре).

В городе Ялова (морской порт в северо-западной Турции) проживают 50 семей (около 400 человек); в городе Сивас (центральная Турция) — 150 семей (около 1200 человек). Также поселения ингушей имеются на территории Турции, прилегающей к Сирии.

Социологические опросы, проведенные в 2017 году представителями диаспоры среди ингушей разных поколений, проживающих в Турции, позволили установить их этническую самоидентификацию.

Респонденты в возрасте от 50 до 70 лет осознают себя ингушами, несмотря на то, что родились в Турции и являются ее гражданами. Считают себя ингушами и около 75% представителей диаспоры в возрасте от 30 до 50 лет. Вместе с тем 25% опрошенных затруднялись ответить на этот вопрос, а представители молодежи (до 30 лет) и дети из смешанных семей отвечали, что они идентифицируют себя с турками.

Согласно мнению представителей ингушской диаспоры в Турции, их основной проблемой является потеря родного языка. Первое поколение переселенцев стремилось сохранить родной язык. В семьях разговаривали только на ингушском.

Однако позднее, при президентстве Мустафы Кемаля Ататюрка, был введен запрет на ингушский язык, ношение национальной одежды, закрыты национальные центры. (Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938) — турецкий государственный деятель, реформатор, лидер Республиканской народной партии Турции, первый президент Турции.)

В период президентства Ататюрка представители ингушской диаспоры получили турецкие фамилии и имена. Противники преобразований не имели шансов занимать высокое положение в турецком обществе. Процесс интеграции ингушей в турецкую культуру был неизбежным, неизбежной стала и их частичная ассимиляция. В связи с этим в ингушской диаспоре Турции отсутствует свойственный ингушам культ фамилий.

Основным языком в диаспоре считается турецкий, ингушским владеют только представители старшего поколения. Представители диаспоры объяснили сложившуюся ситуацию тем, что в Турции проживает крайне мало носителей ингушского языка, причем с каждым годом их число уменьшается, а турецкий язык прост в изучении и общении.

Для сохранения численности диаспоры ингуши старались заключать браки с представителями своей национальности. Предпочтение отдавалось тем, у кого хотя бы один из родителей — ингуш или другой выходец с Кавказа (чтобы избежать смешения с турками). В настоящее время данные ограничения практически сняты, так как брак только среди ингушей привел к тому, что в диаспоре стали нарушаться нормы экзогамии (запрет на браки между близкими кровными родственниками).

В 2014 году руководителем ингушской диаспоры в Турции был выбран Салман Ахриев (Бештой) — турецкий ингуш, потомок ингушей, покинувших Северный Кавказ и переселившихся в Турцию во второй половине XIX века. С 2013 года проводит активную работу, направленную на объединение ингушей Турции, с 2014 года руководитель ингушской диаспоры в Турции, он же является руководителем созданного в Стамбуле объединения ингушской диаспоры «Ингушский центр».

Салман Ахриев с 2014 года посещает родственников, проживающих селе Яндаре, а также ведет общение с журналистами и представителями Ингушетии, принимавшими активное участие в программе «Турецкий берег».

В настоящее время ингуши в Турции дискриминации не подвергаются. В последние годы среди представителей ингушской диаспоры участились браки с ингушами из России. Это объясняется возможностью получения невестой турецкого гражданства (иностранка получает турецкое гражданство после трех лет официального брака с турком).

Ингуши в Турции имеют равные с турками права и принимают активное участие в общественно-политической жизни страны. Среди представителей диаспоры есть учителя, инженеры, экономисты, врачи, юристы, бизнесмены, нередко встречаются ингуши, совмещающие различные специальности. Многие работают в государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

В сфере торговли ингуши работают редко. Исключением может быть только работа продавцом в собственных или принадлежащих родственникам предприятиях торговли. Не работают прислугой на дому, избегают любой надомной работы по найму и деятельности, которая не соответствует ингушским понятиям о достоинстве и чести. Для представителей ингушской диаспоры нет ограничений для прохождения службы в вооруженных силах Турции, а также в спецслужбах страны.

Для получения образования ингуши имеют возможность поступать в различные учебные заведения Турции. Дипломы российского образца на территории этой страны недействительны. Необходимо проходить процедуру подтверждения квалификации в соответствующих учебных заведениях Турции. Для устройства на работу необходимо наличие гражданства или вида на жительство, а также знание языка.

Водительское удостоверение российского образца имеет ограниченный срок действия — два месяца. В течение данного периода необходимо пройти обучение и сдать повторный экзамен в Департаменте дорожной полиции Турции. При наличии соответствующего пакета документов нет ограничений для выезда из страны.

Известны случаи, когда ингуши занимали посты в высшем военном руководстве Турции, дипломатических и религиозных кругах, являлись государственными и общественными деятелями. Среди них отмечают Сулеймана Бештоева и Салиха Полаткана.

Бештоев Сулейман Сырр — известный политический и общественный деятель Турции. Окончил юридический факультет университета в городе Конья. Занимал пост мэра г. Бейшехир. Награжден высшей наградой Турции «Истиклал Медальон» (Медаль Свободы). Избирался в первый турецкий парламент, но вынужден был отказаться от депутатского мандата из-за тяжелой болезни. Умер в 1923 году. В его честь названа улица в Бейшехире.

Полаткан Салих (Хаматханов) родился в Стамбуле. В 1937 году окончил военную академию в Стамбуле. С 1950 по 1952 год являлся военным атташе Турции в Югославии. В 1960 году получил воинское звание генерала в вооруженных силах Турции. Владел английским, немецким, французским, сербским и турецким языками (ингушским не владел). В 1991 году посещал Ингушетию. Скончался в 1998 году.

Среди ингушей, проживающих в Турции, есть и современные переселенцы из России, но их численность незначительна. Они принадлежат к различным социальным группам, являясь как беженцами, так и частными предпринимателями, которые выбрали Турцию для ведения бизнеса и постоянного места жительства. Одним из таких примеров является назначение Адама Барахоева в 1999 году главным тренером турецкой сборной по вольной борьбе.

Необходимо отметить, что представителями ингушской диаспоры в Турции сохранена этническая идентичность. Полного слияния ингушей с турками, а также с родственной и большей по численности чеченской диаспорой не произошло, наблюдается формирование национального самосознания. Диаспора проводит работу по объединению ингушей Турции, а также развитию экономических и социокультурных связей с Республикой Ингушетия.

Николай Полевой