Восстановлена башня основателя Гули

Случаи полного восстановления именно жилых башен для горной Ингушетии единичны

Жилая башня и человек, стоящий у ее подножия лицом к телекамере, — важные составные богатой и колоритной истории нашего горного края. Этот снимок сделан в Гули — родовом гнезде одного из самых многочисленных тейпов Ингушетии — Хулхой. На фото — отреставрированная в этом году башня Хаза, основателя Гули, рядом — представитель 13-го поколения родоначальника Хулхой Саварбек Хадзиев, её возродивший.

Случаи полного восстановления именно жилых башен для горной Ингушетии единичны. Потомков знаменитых родов больше заботит состояние боевых построек — вуов. Однако жизнь наших предков не была сплошной обороной и ответными атаками. Боевые башни защищали жизнь, которая со своими радостями и горестями мирно текла в них.

Саварбек Ахметович возродил башню своего легендарного предка в буквальном смысле слова из руин. На момент начала восстановительных работ от неё остался лишь фундамент.

Гули, в силу своего удобства расположения, не раз становилось мишенью разных карательных экспедиций, начиная от царских времен и заканчивая сталинскими. До аула легко было добраться и на гужевом транспорте, и позже на автомобильном. И если какой большой чиновник на горцев осерчает, то больше прочих доставалось тем, до кого проще дотянуться своей кровожадной рукой. Поэтому архитектурный облик древнего Гули так часто менялся, и не в лучшую сторону. Вплоть до депортации 1944 года в башне Хаза жили люди. Вернувшиеся поле ссылки нашли на ее месте одни руины.

— Я давно вынашивал планы отреставрировать башню предков, — говорит Саварбек Хадзиев. — Ведь я, как потомок первооснователя аула, острее, чем другие, ощущаю свою ответственность за её судьбу, за сохранение её исконного облика. Но восстановление исторического объекта, тем более оказавшегося в таком плачевном состоянии, — это, кроме того что очень дорогостоящий проект, еще и сложный в техническом исполнении. Для этого нужны специалисты, нужны разрешения разного рода инстанций, отвечающих за сохранение исторического наследия и т. д.

Большой удачей называет Саварбек Хадзиев свою встречу с талантливым реставратором, увлеченным краеведом, душой болеющим за историю Ингушетии, Магомедом Харсиевым. Он направил благородный порыв нашего героя возродить родовой очаг в правильное, научное русло.

— Чуть ли не на каждый камень, лежащий теперь в кладке этой башни, есть свой документ. Документировалось все, начиная от сорта древесины, использовавшейся при воссоздании деревянных элементов строения, и заканчивая местом, откуда брались камни и каков состав раствора их скрепляющего, — рассказывает Саварбек Ахметович.

— Конечно, было бы куда проще, если бы, например, здесь, вместо этого глиняного пола, я положил шпунтованную доску, купленную где-нибудь на строительном рынке, — говорит Саварбек Хадзиев, указывая на земляной пол башни, с кое-где проросшими стебельками пшеницы. — Так и практичнее и эстетичнее. Но проект реставрации, разработанный в Москве, не позволял ни на шаг отступать от требований реставрационной науки. Если пол был глиняный, то он должен был быть именно глиняным.

Именно благодаря тому, что процесс реставрации шел с таким строгим соблюдением правил подобной работы, находясь в башне Хаза, мысленно воссоздать картину быта наших далеких предков не составляет труда. Вот кладовка для хранения продуктов животноводства, она утоплена в землю, в ней прохладно, и туда не попадает солнечный свет. Вот сухая кладовка для хранения зерна и прочей бакалеи. Этажи сооружения связывают грубоватые на вид, но очень надежные бревенчатые лестницы.

— Я очень люблю историю своего края. И для меня большая честь иметь возможность вписать в неё свою, новую страницу, — говорит Саварбек Хадзиев.

Гордость за отца и реализованный им историко-архитектурный проект испытывает и сын Саварбека Ахмедовича — Хаджимурад.

— Получается, что я представитель 14-го поколения нашего рода. Несмотря на то, что мы давно живем в Санкт-Петербурге, дома нас все воспитывают в духе уважения к нашей истории и традициям. Я не в первый раз в Гули. Думаю, и меня, и моих потомков эта башня, воскресшая, словно птица Феникс из пепла, как якорь будет держать за эту землю, за нашу культуру, за нашу историю.