Заблаговременное предупреждение

В МЧС Ингушетии рассказали о пользе соцсетей при оповещении населения о надвигающемся шторме

Особенно весной и летом часто поступают сообщения в Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия о штормовом предупреждении.

Чрезвычайное ведомство республики то и делает, что успевает оповещать население о пожароопасном периоде или надвигающемся шторме, что временами вызывает критику в их сторону. Население, в основном, недовольно тем, что оповещение либо неоправданное, либо незаблаговременное.

В социальных сетях иногда неодобрительно отзываются о ситуации с предупреждениями. Но действительно ли применима эта история к сегодняшней реалии с СМС-оповещениями? И действительно ли надо внимательно к ним относиться, и уместна ли критика в данном случае?

На все эти и другие вопросы редакции газеты «Ингушетия» ответил Исса Катиев, руководитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия.

По его словам, в обязанности МЧС входит оповещение населения о возможных чрезвычайных ситуациях, в том числе и погодных, которые могут нести угрозу как имуществу, так и жизни людей. Подобные оповещения проходят, условно говоря, в три этапа. Сначала региональный центр по гидрометеорологии окружающей среды информирует Главное управление о погодной ситуации. Затем, после устного и письменного уведомления, сотрудники направляют заявку операторам сотовой связи, чтобы те оповестили своих абонентов. Причем все эти действия должны быть выполнены в максимально короткий срок, чтобы успеть предупредить людей. И пока все выполняется оперативно, жители республики вовремя получают СМС-оповещения.

— Что же такое штормовое предупреждение?

— Шторм — это усиленный ветер с порывами больше 17 метров в секунду. Для каждого опасного природного явления учитывается скорость ветра, количество выпавших осадков. В соответствии с общероссийскими критериями и особенностями региона утверждается перечень опасных явлений, в том числе и природных. Любое метеорологическое явление несет в себе угрозу чрезвычайной ситуации: затопит дом, сорвет крышу, при граде помнет машину.

— Все же поподробнее расскажите, как происходит сегодня оповещение населения о шторме?

— Изначально прогноз погоды на территории нашей республики составляет Ингушский гидрометцентр. Прогноз от гидрометцентра поступает уже в оперативно-дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия.

Сразу при получении сообщения специалист оперативно-дежурной смены в течение 15 минут проводит оповещение населения. Первое, что он делает, — это составляет заявку на СМС-рассылки населению через операторов сотовой связи и отправляется для согласования в МЧС России. Далее, специалистами заявка на СМС-рассылки отправляется уже непосредственно в главные контактные центры «Мегафона», «Билайна», МТС.

Необходимо отметить, что контактные центры операторов сотовых сетей находятся не на территории республики. В соответствии с заключенными соглашениями между МЧС России и сотовыми операторами отправка сообщений согласуется только на межрегиональном уровне. Следовательно, только после всех этих действий и происходит оповещение населения.

— Чем может быть опасен шторм в Ингушетии?

— К счастью, за последнее время ничего глобального и страшного из-за природных катаклизмов в республике не произошло. Но все-таки если ты предупрежден — значит, вооружен.

Помимо населения, о чрезвычайных ситуациях МЧС информирует и коммунальные службы, которые приводятся в режим повышенной готовности. Происшествия обычно происходят моментально: дерево упало, оборвало электрические провода и произошло отключение света. В таких случаях бригады уже готовы к быстрому реагированию и устранению последствий.

— Кроме СМС-оповещения, как еще вы информируете население?

— К примеру, через систему централизованного оповещения населения (громкоговорящие устройства) проводится оповещение населения о штормовом предупреждении.

Также отправляется текстовое сообщение о штормовом предупреждении для доведения до населения на радиостанции НТРК «Ингушетия», ГТРК «Ингушетия» и «Republic». Дополнительно на НТРК «Ингушетия» запускается бегущая строка с оперативным доведением до населения информации.

Сообщение о штормовом предупреждении доводится и до глав муниципальных образований, руководителей министерств и ведомств, организаций, учреждений, социально значимых, потенциально опасных объектов республики.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ в Республике Ингушетия и во всех муниципальных образованиях разработаны планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с данными планами главы муниципальных образований отвечают за своевременное, полное и качественное оповещения населения своего муниципального образования. Порядок и метод оповещения также определен в вышеуказанных планах.

— Чем отличается СМС-оповещение от СМС-информирования?

— СМС-оповещение — это тот случай, когда ЧП уже произошло и людей, которые находятся в радиусе случившегося, нужно срочно предупредить о том, что нужно объехать небезопасный район, или оставаться дома, или воспользоваться другим видом транспорта. Люди заранее смогут выстроить новый маршрут, воспользоваться другим видом транспорта, что позволит более оперативно работать и экстренным службам.

А вот СМС-информирование — это как раз те сообщения, которые люди получают от МЧС о надвигающемся шторме, концентрации в воздухе вредных веществ, наводнении и так далее. И их цель — предупредить о том, что в ближайшие часы может быть небезопасно, чтобы заранее предпринять какие-то действия с целью снижения риска попасть в число пострадавших.

Всего существует десять вариантов сообщений. Содержание всех сообщений должно соответствовать шаблонам. Для каждой ЧС он свой. Например, если есть угроза распространения заразы, текст такой: «МЧС России сообщает: в (время, дата) в (населенный пункт) — угроза птичьего гриппа (сибирской язвы). Воздержитесь от посещения населенного пункта. Следите за сообщениями!». К слову, у операторов связи есть свои ограничения на количество символов в экстренных сообщениях — от 140 до 210.

Кстати, задача информирования и оповещения населения — максимально снизить риск для здоровья людей и объем возможных материальных потерь при угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом работа с операторами сотовой связи является лишь одним из способов доведения экстренной информации до населения. Иные способы выбираются исходя из характера чрезвычайной ситуации, оценки риска и возможного экономического ущерба.

— А есть собственные площадки в соцсетях, где можно оповестить население?

— Конечно, есть! Наша пресс-служба информирует население на официальном сайте управления и в социальных сетях «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», «ВКонтакте», «Instagram», в мессенджере «Telegram».

Также через интернет-ресурсы организуется распространение информации в республиканские СМИ, которые в свою очередь доводят ее до населения.

— Республиканские СМИ оповещают население или же игнорируют вашу просьбу?

— Честно говоря, в последнее время все республиканские СМИ после отправки сообщения моментально выставляют посты о штормовом предупреждении.

— И в завершение, что делать, если человек получил СМС-оповещение о надвигающемся шторме?

— При предупреждении выходить на улицу только при необходимости, максимально исключить пребывание на улице. Находясь на улице, избегайте нахождения рядом с линиями электропередач, деревьями, щитами рекламы и витринами.

Также нельзя прятаться под высокими деревьями (особенно одинокими). По статистике, наиболее опасны дуб, тополь, ель, сосна.

Если вы во время грозы едете в автомобиле, прекратите движение и переждите непогоду на обочине или на автостоянке, подальше от высоких деревьев.

Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС всегда находятся в готовности к реагированию на возможные чрезвычайные происшествия.

В общем, будьте осторожны, дорогие жители Ингушетии. Берегите себя!