Возрождение наследия 

Как в Ингушетии обучают реставраторов древних башен

Фото:
Дени Темурзиев

Ингушетия — край величественных башен, которые стали символами этой земли. Много лет они стояли немыми свидетелями истории и стражами горных перевалов. Однако время и стихии не щадят даже такие прочные сооружения, и сегодня эти каменные исполины требуют нашей заботы.

В республике решили не просто восстанавливать древние башни, но и возрождать забытое искусство реставрации. И в этом деле ключевую роль играет школа «Наследие», расположенная в заброшенном горном селе Пуй, где сохранился один из самых крупных и живописных башенных комплексов Ингушетии. Здесь, среди древних стен, студенты-каменщики получают знания и навыки, необходимые для восстановления культурного наследия региона.

Разумеется, в таком деле огромное значение имеет опыт наставника, передающего своё мастерство молодым специалистам. Рамзан Султыгов — мастер-реставратор с огромным опытом работы в Испании. Он уже более 25 лет занимается восстановлением каменных замковых сооружений. Теперь Рамзан передаёт свои знания студентам школы «Наследие». Под его руководством они осваивают азы профессии, необходимые реставраторам высокого уровня.

Ведь реставрация — это не просто восстановление зданий, это сохранение и передача будущим поколениям культурных ценностей и исторического наследия нашего народа.

«В школе «Наследие» создают будущее, сохраняя для него прошлое», — рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Ингушетия» Рамзан Султыгов.

Начало большого пути

Идея создания школы «Наследие» зародилась относительно недавно, в конце прошлого года. Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов и предприниматель Микаил Гуцериев выступили инициаторами её открытия. Именно Рамзан Султыгов был приглашён после обсуждения для открытия школы.

Фото:
Дени Темурзиев

«Меня пригласили, и я буквально через несколько дней уже приехал. Было желание и раньше заняться реставрацией наших башен, но не было возможностей», — вспоминает Рамзан Султыгов. По его словам, мало иметь деньги, нужно ещё мужество, чтобы потратить их на благо народа.

Рамзан Султыгов рассказывает: когда он был маленьким, то проводил много времени с бабушкой. 
«Всё детство у меня прошло с ней, — говорит он. — Когда мне предложили несколько башенных комплексов для восстановления, я выбрал Пуй, так как женщина, которая заставила полюбить родину, была из этого башенного комплекса. Моя бабушка по матери научила меня любить Родину. Я возвращаю долг, часть долга».

Хранители истории

Обучение в школе начинается с погружения в атмосферу профессионализма и уважения к традициям предков. На базе, расположенной в живописном месте, молодые мастера постигают основы работы с камнем. Они изучают общие законы реставрации, учатся технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи. Но кроме практических навыков, они также получают знания по истории края, археологии, геологии и другим дисциплинам, которые помогают лучше понять особенности работы с историческими памятниками.

На базе также живут учёные, археологи и скульптор-художник, который рисует камни для будущих работ. Здесь царит атмосфера взаимоуважения и понимания, что делает процесс обучения ещё более ценным.

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности на территории базы. Есть огнетушитель и пожарный щит, проводятся регулярные проверки соблюдения техники безопасности.

Под селом выстроились аккуратные временные жилые модули, в которых команда живёт на протяжении рабочей недели. Здесь же расположены офис, кухня и столовая. Модули незаметны с дороги и не мешают туристам любоваться башенным комплексом.

С раннего утра ученики спускаются к реке, умываются холодной водой и идут на турник, чтобы держать себя в форме. Они живут вдали от дома, поэтому два раза в неделю устраиваются маленькие праздники с шашлычком.

Реставраторов здесь обучают по уникальной методике: темы религии, политики и спорта запрещены, поскольку они могут вызвать разногласия между учениками и сотрудниками, исповедующими разные религии или придерживающимися разных политических взглядов. Дискуссии по ним недопустимы. Нарушение табу ведёт к строгому предупреждению, а затем — к исключению из школы.

Так в суровых условиях и интересной творческой атмосфере рождается мастерство реставратора

Зубила и молоток

Метод обучения в школе по обработке камня и дерева идёт по принципу сухой кладки. Ученики строят сооружения без использования раствора, так что камни держатся за счёт собственного веса. Эта техника требует от мастера особых навыков и точности, ведь качество строительства напрямую зависит от его умений

Единственные инструменты, которые можно использовать при обучении — это зубила и молоток. Все остальные инструменты под запретом.

Срок обучения летом составляет три месяца, а зимой — четыре, поскольку зимой дни короче, а занятия на улице ограничены из-за погодных условий. Работать приходится и при температуре минус 27 градусов.

Прежде чем стать учеником, кандидат должен пройти собеседование — своеобразный психологический тест. Это простой диалог продолжительностью от 30 до 40 минут, в ходе которого становится ясно, станет ли этот человек реставратором или нет. Физическая сила тоже нужна, но акцент на ней не делается: есть техника и подъёмные механизмы для тяжёлых грузов. Возраст кандидатов — от 18 до 45 лет.

«Обучаются только мужчины. Это единственная профессия в мире, где я за свою профессиональную деятельность не видел ни одну женщину и не слышал о них. Есть военные женщины, космонавты, но каменщиков не видел. Это связано с генетикой. Мужчина изначально был заточен на камень, это первое орудие убийства. И он добывал этим пропитание для семьи», — подчеркнул реставратор.

В настоящее время обучаются только местные жители. В будущем, возможно, будут набирать учеников и из других мест, однако в первую очередь необходимо обеспечить обучение местных жителей.

Есть строгое правило: в одном наборе не может быть двух человек из одного рода (тейпа). Это сделано для того, чтобы как можно больше родов получили своих мастеров.

На базе уже подготовлено 12 специалистов, которые успешно работают и создают настоящие шедевры. Ученики сдают экзамены, в том числе по международному правилу ЮНЕСКО, технике безопасности, оказанию первой медицинской помощи и археологии. Также они изучают строения Ингушетии.

Однако для республики этого недостаточно, и есть планы расширить обучение. Для качественного обучения количество учеников не помеха, так как изначально школа была оборудована для приёма большего количества студентов. Сейчас идёт процесс обучения, который продлится до сентября. Сегодня существует высокий спрос на квалифицированных специалистов в этой области, и в очереди на обучение уже стоят на 22 года вперед. Это свидетельствует о востребованности профессии каменщика в современном обществе. С каждым годом всё больше желающих освоить искусство сухой кладки, чтобы создавать прочные и надёжные сооружения.

«Мы восстанавливаем не только башни, мы восстанавливаем саму профессию» — это девиз нашей школы«, — рассказал Султыгов.

Обучение бесплатное, стипендия составляет 80 тыс. рублей в месяц, также предоставляется бесплатное питание и проживание.

Особенностью этой школы также является упор на развитие и поддержание семейных ценностей. Именно это помогает учащимся содержать свои семьи даже во время обучения.

Также в свободное время желающие могут научиться делать деревянные скамейки, которые станут украшением пространства и гордостью учеников школы. Эти скамейки могут стать отличным подарком для туристов или использоваться местными жителями.

Самое интересное в обучении — это возможность вернуться к истокам и использовать средневековые методы строительства без современных технологий. Инструменты мастеров ограничены зубилом и молотком, что требует точности и аккуратности в работе. Это позволяет ученикам почувствовать силу и красоту природных материалов, создавая уникальные конструкции без раствора.

Сохраняя историю поэтапно

Родовые башни — это не просто сооружения, а настоящие символы истории и культуры. В них отражается дух времени и связь поколений. Сейчас идёт реставрация башен Пугоевых, из которых вышли свыше 20 фамилий.

Рамзан рассказал о процессе реставрации: «В самую первую очередь, прежде чем приступить к реставрации, мы собрали старейшин из тейпа Пугоевых. Те, которые отвечают за башни, дали нам своё благословение, и после этого мы начали работу».

Предреставрационная работа включает фиксацию всех деталей объекта, таких как трещины, отверстия и камни. Для этого были приглашены ростовские специалисты, которые создали 3d модели башен. Это делается для того, чтобы каждый мог увидеть, как было раньше и как будет выглядеть объект после реставрации.

Для восстановления башен используются старые фотографии и зарисовки. Работа с архивами заняла более 4 месяцев. Этнография в Ингушетии развита слабо, поэтому реставраторам пришлось самостоятельно искать материалы. Они нашли фотографии и старые зарисовки в архивах России и зарубежья. По этим материалам восстанавливаются все детали башен.

Проект включает в себя реставрацию шести башен. Его цель — не только сохранить историческое наследие, но и помочь решить кадровые вопросы. Планируется выпустить 500 учеников, которые смогут применить свои навыки в восстановлении других архитектурных памятников.

На базе у каждого есть своя роль в работе. Кто-то делает камин, кто-то арки. В каждом выпуске есть специалист по аркам и каминам и т. д. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных задачах и приобрести необходимые навыки.

Ученики делают несколько видов работ, затем учитель смотрит и, если всё нормально, продолжает. Если нет, то меняет. Такой подход позволяет уделить внимание деталям и добиться высокого качества реставрации.

«Среди учеников работает принцип «яхь» — соревнования в лучшем. Многие заменили это слово на «хьагI» (черная зависть), но это не работает. «Яхь» — это стремление превзойти себя и сделать работу лучше, чем когда-либо прежде», — поделился реставратор-каменщик.

Из гор с любовью

Несмотря на то, что школа реставрации готовит исключительно реставраторов — мужчин, которые должны обладать физической силой и суровой выносливостью, даже здесь, в романтических горах, есть место чувствам и романтике.

«У нас есть «машина любви». Так мы называем старый автомобиль, где вечерами собираются неженатые ученики и всю ночь переписываются», — рассказывает реставратор.

Каждый вечер, вплоть до самого утра, ученики находят приют в этой машине, чтобы поделиться мыслями или чувствами с теми, кто им интересен. Это место создаёт атмосферу искренности и открытости, в которой каждый может чувствовать себя свободно и безопасно.

«В этом месте было написано больше сообщений, чем в романе «Война и Мир». А местные жители — туристы и журналисты — часто приходят сюда, чтобы сфотографировать это необычное пространство», — смеется Рамзан Султыгов.

Тернистый путь каменщика-реставратора

В юности герой повествования хотел стать историком, потому что очень любил историю. Но позже он выбрал другую профессию и начал учиться строительству.

Двадцать девять лет назад Рамзан Султыгов оказался в Испании и занялся реставрацией. Сначала он работал с объектами, которым было более 150-200 лет, и ему это нравилось. Он почувствовал, что у него большая тяга к камням. Это помогло ему определиться в жизни с профессией. Вскоре в его жизни появился человек, который научил его технике сухой кладки. С тех пор этот метод стал основой его работы.

Для реставратора не имеет значения, что именно реставрировать, но ингушские корни всегда тянут его на родину. Каждый раз, когда он приезжал в отпуск, то отправлялся в горы. У него было желание вернуться домой и заниматься реставрацией здесь.

«Работа реставратора сходна с работой хирурга — она требует высокой точности. Перед ним лежит «бездыханное тело» — здание, которому нужна помощь. И он должен поставить «диагноз», проанализировать состояние объекта, понять, связаны ли определённые детали с другими частями, и провести «операцию» по восстановлению», — поделился каменщик.

«Исторические сооружения в Испании строились для того, чтобы подчеркнуть величие правителей, а наши башни создавались для обозначения величия свободы и её сохранения. Это чрезвычайно важный процесс, так как без прошлого невозможно будущее. Чтобы народ мог сформировать правильную самооценку, необходимо знать свою историю. Можно заметить, как принимающая сторона всегда первым делом ведёт гостей в музей — место, где хранится история. Музеи являются ключевыми зданиями в странах, ведь именно с них начинается знакомство с историей, настолько это важно», — прокомментировал Султыгов.

Мечеть в Эгикале или самый сложный объект в жизни реставратора

Реставрация каменной мечети в Эгикале — это масштабный проект, который требовал много времени и сил. Он был непростым, но благодаря поддержке волонтёров со всей республики работа шла быстрее и легче. В этом проекте приняли участие около 6 тысяч добровольцев разных возрастов. Для многих из них — это событие стало важным моментом в жизни, вызывающим сильные эмоции.

«Даже пожилые люди старше 90 лет стремились внести свой вклад в восстановление мечети. Им отправляли небольшие камни, а они их чистили и возвращали обратно, чтобы мы могли положить их на историческое место», — отметил Рамзан Султыгов.

Масштаб проекта требовал от организаторов дополнительных усилий по координации работы большого количества участников. Каждому приходилось объяснять, что нужно делать, а это создавало дополнительную психологическую нагрузку на руководителей работ. Из-за большого объёма задач мечеть стала самым тяжёлым объектом для восстановления в жизни реставратора.

Сохраняя наследие предков

Разрушение башен происходит очень быстро и не поддаётся контролю, поэтому состояние 80% ингушских башен можно назвать критическим.

Время, которое потребуется для восстановления объекта, зависит от степени повреждения. Если разрушена только небольшая часть башни, работы займут несколько недель. В случае более серьёзных повреждений восстановление может потребовать несколько месяцев. Процесс идёт медленно, но это единственный способ спасти башни.

Профессия камнелома имеет богатую историю и глубокие корни, и школа стремится сохранить и преумножить её наследие. Ученики, которые освоят древние приёмы и техники обработки камня, смогут не только отреставрировать башни, но и передать следующим поколениям бесценное знание и ощущение от работы с материалом. Именно так, сохраняя наследие предков, мы сохраняем свою идентичность и культурную память.

Ведь башня — это не просто сооружение из камней. Это символ стойкости, мужества и непоколебимости. Это связь поколений, которая передаётся от отца к сыну, от деда к внуку. И именно мы, современное поколение, ответственны за то, чтобы эта связь не оборвалась.

Таким образом, сохранение наследия предков становится не просто задачей, а долгом каждого из нас. Восстанавливая башни и передавая знания о реставрации, мы не только сохраняем историю и культуру, но и создаём основу для будущего развития.