Каждый человек выбирает свой путь в жизни и дело, которым будет заниматься на протяжении отведённых ему лет. Кто-то легко справляется с поставленной задачей, а кому-то приходится идти к предначертанному извилистыми тропами.
Героиня сегодняшнего моего рассказа, заслуженный учитель РИ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1 г. Сунжи Малейка Магометовна Хашиева шла навстречу к своей профессии немало лет. Живя в прошлом в городе Грозном, в кругу своей семьи, у неё была мечта стать фармацевтом или же учительницей младших классов. Но судьба распорядилась по-своему. Сдав документы в медицинское училище на фармацевта, Малика не прошла по конкурсу. И её желание заняться аптечным делом не осуществилось. Но дорога привела её обратно в школу, в родные пенаты, где прошли ученические годы.
«Узнав о том, что я не поступила в медицинское училище, моя бывшая классная руководительница пришла к нам домой, чтобы поддержать меня, — рассказывает Малика. — Я хорошо училась в школе, всегда была на хорошем счету, наверное, поэтому Елена Ивановна Чернышёва позвала меня поработать в школу. Я не стала отказываться, с радостью приняла предложение, хотя и робела немножко, так как я должна была трудиться рядом со своими бывшими преподавателями и вести себя уже совсем по-взрослому.
Мне в школе поручили воспитательную работу, так я стала ближе к учебному процессу. Набравшись опыта, через некоторое время я поступила в ЧИГУ имени Л. Н. Толстого на географическое отделение. Успешно завершив учёбу в вузе, вернулась работать опять в родную школу и там проработала долгое время учителем географии, пока не начались военные события в Грозном, которые перевернули нашу жизнь. Трагические обстоятельства заставили менять в корне всё, что было близко... и место жительства, и привычный образ жизни.
Переехав жить в Ингушетию, вышла на работу в ГБОУ СОШ № 1 г. Сунжи учителем географии. Мне дали старшие классы, с детьми я быстро нашла общий язык. Учащиеся тянулись ко мне, я старалась преподносить свой предмет в доступной форме, чтобы заинтересовать их. Дети делились со мной, говоря, что до сих пор они не знали, что предмет географии сам по себе такой увлекательный.
Вскоре меня назначают завучем по учебно-воспитательной работе. Обязанностей становится намного больше, но я старалась успевать, как говорится, на всех фронтах. Приходилось решать многие вопросы, связанные и с учебным процессом, и по части воспитательной работы».
Годы шли... и моя героиня по воле судьбы, в поисках нового направления в своей деятельности, поступает в Ставропольский краевой институт, который оканчивает, получив специальность педагога-психолога. Завершив учёбу, она не захотела терять связь со школой, где проработала определённое время после переезда из Грозного. И там уже продолжает трудиться по сей день в качестве педагога-психолога.
«Работа мне очень нравится, — говорит она, — я стараюсь быть объективной к каждому ребёнку. Моя работа заключается в отслеживании взаимоотношений в учебной группе и в регулировании психологического климата во всем учебном заведении, а также занимаюсь с учениками отдельно.
Многие считают, что профессиональная деятельность психолога представляет собой ответ на внешние обстоятельства, к примеру, конфликты, обращения педагогов или родителей. На самом деле все не так. Мы, школьные психологи, работаем согласно заданной структуре, для нашей деятельности характерно системное построение. Должны заниматься диагностикой, консультированием, профилактикой и просветительской деятельностью в школе. Я не имею права отсиживаться у себя в кабинете, должна наблюдать за учениками и на переменах, заниматься разрешением различных конфликтов. Приходится со многими детьми проводить отдельные беседы. Такая работа проводится в целях профилактических действий».
Как далее рассказывает Малейка Хашиева, она занимается и проведением психодиагностики учащихся. В рамках таких мероприятий выявляются нарушения или особенности, которые требуют незамедлительного вмешательства, коррекции.
«Психодиагностика проводится планово, а также когда в учебное учреждение принимают новых детей, — говорит она, — особенную важность она имеет при зачислении учеников в первый класс. Здесь могут обнаруживаться у подопечных такие психологические проблемы, как тревожность, агрессивность и отсутствие мотивации, наличие трудностей с обучаемостью. При работе с детьми несём огромную ответственность, ведь чем ранее будет начата коррекция имеющихся дефектов, тем легче и быстрее недостатки будут устранены. Психодиагностика проводится как в группах, так и индивидуально. Подопечные играют в тематические игры, принимают участие в тренингах, тестировании, выполняют творческие задания.
Передо мной стоят многие задачи. Это, как я уже говорила, психологическая диагностика, работа с учениками школы в группах, индивидуальные консультации подопечных, работа с методической литературой и консультирование педагогического состава, а также просветительская работа с родителями, работа с документами. В рамках методической деятельности и работы с документами мною разрабатывается план на каждый учебный год, который включает программу занятий, составленную с учетом возрастных особенностей подопечных школы и влияния постоянно меняющегося окружающего мира, изучение личностей всех учеников. В последнем пункте из этих задач мне в какой-то мере помогает определение характера с помощью почерка каждого ребёнка. Хотя этой методикой занимается наука каллиграфия, нам она тоже во многом помогает».
"Почерк — это самое очевидное и самое загадочное проявление человеческой психики, своего рода зеркало личности, — делится Малейка Магометовна. — Письмо, а также подпись очень многое могут рассказать о своем авторе. Поэтому на протяжении всего времени существования письма люди пытались определить характер того или иного человека по его почерку.
История развития ручного письма уходит своими корнями в глубокую древность. По мнению специалистов, первые алфавиты, которые легли в основу европейской каллиграфии, возникли еще на рубеже третьего тысячелетия до нашей эры. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения. Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека. Это размер букв, их наклон, форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера человека обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно водит рукой пишущего.
За время своей практики, работая в школе, я наблюдаю за детьми, у которых сильно отличаются характеры. А листая их тетрадки, замечаю индивидуальность их почерков. Существует немало трудов психологов, в которых описаны особенности почерка людей, а также исследования о том, насколько связаны почерк и характер. При этом подробной информации о детском почерке совсем мало. Конечно, оценивать детское поведение лишь
по почерку будет неверно. Но все же такая работа не будет бесполезной для нас, психологов, с точки зрения желания лучше понять учащегося.
Нередко детский почерк отличается большими, прямо-таки огромными буквами. Почерк выглядит размашистым, неаккуратным. Специалисты по графологии отмечают, что таким обычно бывает почерк у людей с широкой натурой, которые привыкли жить открыто и беззаботно. Если же примерить такую оценку к детскому почерку, то мы увидим, что крупный почерк характеризует ребенка довольно общительного, открытого, шумного и подвижного. Большие буквы в почерке ребенка могут также свидетельствовать не только о широте натуры, но и о слабо развитой моторике.
Когда сильный наклон вправо, и буквы практически лежат на строке, такую особенность почерка психологи интерпретируют как неумение сдерживать свои эмоциональные проявления. Левосторонний почерк говорит о защитной, оборонительной позиции ребенка. Наверняка он чувствует себя уязвимо и дискомфортно и таким способом пытается выстроить защиту от окружающего мира.
Изменение угла наклона букв от слишком правого до слишком левого и наоборот говорит о том, что ребенок подвержен частым сменам эмоционального состояния, когда активность меняется пассивностью, внимание часто переключается с одного объекта на другой. Такие эмоционально нестабильные дети всегда видны в классе, и почерк только лишний раз подтверждает наши наблюдения.
Ровная строка букв постепенно уходит вверх — такой признак говорит о позитивном характере ребенка. У него преобладает хорошее настроение и оптимистичный настрой. Он наверняка не слишком обидчив и легок на подъем. У него довольно высокая работоспособность и низкая истощаемость нервной системы. Если же строка постепенно ползет вниз, ребенок быстро утомляется, не доводит начатое до конца.
Импульсивные дети не могут контролировать размер букв. Такая же картина может наблюдаться и во взрослом возрасте. Такие дети подвержены истерикам, могут быть плаксивы или проявлять агрессию. Слабый нажим на ручку — такой показатель говорит о тревожности и застенчивости ребенка, а также о неуверенности в своих силах, точнее знаниях. Таким образом, могу сказать, что в обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык".
Школьный педагог-психолог должен, на мой взгляд, постоянно заниматься самообразованием, читать современные книги по теме и уметь грамотно формулировать свои мысли. Также для специалиста не будут лишними чувство юмора и выносливость. Все эти качества в полной мере присущи моей героине Малейке Магометовне Хашиевой. Являясь заслуженным учителем РИ, а также обладателем многочисленных грамот, она старается соответствовать требованиям, стоящим перед педагогом-психологом, принося пользу своим трудом.