Чудеса бывают

Вторсырьё и история о возвращении трёх пуговиц.

Фото:
нейросеть ideogram

Многие не поспорят, что рядом с нами часто происходят необъяснимые, загадочные случаи, чудеса, некоторым из которых мы находим логическое объяснение, другим нет, но они случаются, мы их свидетели, и надо их просто принимать, без разгадки, понимая, что наши знания о мире, в котором мы живём, далеко не совершенны. 

Марем с раннего детства увлекалась кройкой и шитьём. Поначалу она присматривалась, как это ловко получается у мамы и бабушки, а потом украдкой стала обшивать свою куклу. С годами интерес к швейной машине у неё возрос, она уже шила себе и сестрам юбки, платья, помогала мама, если что надо пристрочить, прошить, отремонтировать. 

История эта началась в начале 70-х годов прошлого столетия. Как-то за пошивом летнего платья перед Марем стал вопрос о покупке пуговиц. Не найдя в местном магазине ничего подходящего, а жили они в селении Инарки Малгобекского района, она решила в выходные поехать на рынок. Для неосведомлённого читателя, в советские годы рынок работал только по воскресным дням. Стоит ещё дополнить, что выбора особого в те годы не было, ассортимент пуговиц был незначительный. А тут бабушка Эсет вспомнила про свой тайничок. Она достала из сундука носовой платок, один конец которого был завязан узлом и достала три стеклянные пуговицы. Она сказала, что ей их подарила мама, а значит история у пуговиц была богатая. Они прошли с бабушкой по жизни, и даже вернулись с депортации на родину. Марем понимала, какую ценность они представляли для бабушки, и с особым волнением приняла этот подарок. 

Но как-то платье пропало. Оно само по себе было уже довольно изношенным, но ценными для Марем были пуговицы от любимой бабушки, которая ушла из жизни. 

Оказалось, что сестра сдала это платье сборщику старых вещей.

Вторсырьё и «старьевщики»

По этому случаю вспомним ещё некоторые явления из нашей прошлой жизни. В старые добрые времена люди старую одежду не выбрасывали, переделывали её, перештопывали по многу раз, перешивали заново, пока ткань окончательно не изнашивалась. К тому же, тряпки в те годы успешно использовали для вторсырья. Этим ремеслом в 60-70-х годах прошлого столетия занимались специальные сборщики тряпок, которые ездили по городам и сёлам бывшего Советского Союза, либо на телеге, запряжённой лошадью, или на тракторе с прицепом. Называли их «старьевщиками».

О своём появлении они оповещали людей выкриками, типа: «Тряпки», «Старьё берём» и тому подобное, или короткими гудками трактора. Но и в этом особой надобности не было, ибо ездили они в основном летом, когда детвора играла на улице. Заметив «старьевщика» дети с радостью разлеталась по дворам, оповещать своих родителей, которые в ожидании уже успевали набрать «старьё». А радость детская по этому случаю была потому, что в обмен на старые вещи можно было получить разную мелочёвку. Это были воздушные шары, водянистые яркие глиняные свистульки, сладкие петушки, куклы-пупсики размером с ладошки, хлопушки, дудочки, пистолетики-пугачи и т. д. Случалось даже так, что дети украдкой сдавали и хорошие вещи, если вдруг родителей не оказывалось дома, но не всегда это получалось, ибо за этим зорька следили соседи-взрослые.

Надо сказать, что практика вторсырья была ещё в Российской империи. За небольшую плату принимали поношенную одежду, обувь, книги, газеты, журналы, бытовую утварь и т. д. Потом что-то шло после ремонта на рынок, а что-то на переделку. 

В советские годы тоже шёл сбор вторсырья. Старшие помнят времена сбора школьниками металлолома, макулатура. По всей стране были организованы пункты приёма стеклотары, сбора отходов, были открыты предприятия по промышленной переработке вторсырья и тому подобное. 

А вот для чего, и в каких целях собирались тряпки, была ли это государственная программа, или частная практика? Мы не знаем. Поговаривали, что «тряпки» мелко кромсали и использовали как вторсырьё для изготовления матрасов, или шли на изготовление бумаги. Может быть и так. Не исключено что некоторые вещи после ремонта и переделки тоже попадали на рынок. 

Но всё это ушло в нашу историю

Через двадцать с лишним лет.

А мы продолжим историю нашей героини. 

Прошло двадцать с лишним лет. Конец 90-х годов прошлого столетия. У Марем большая семья, взрослые дети, уже бегали первые внуки. Между хозяйскими делами она периодически занималась своим любимым шитьём, часто вспоминала подарок бабушки и винила себя, что вовремя не срезала их с платья, хотя в конце 90-х годов таких пуговиц, и гораздо интереснее этих на рынке было уже в достатке. Но те пуговицы для Марем представляли особую ценность.

И вот как-то ранней весной, время было сбора любимого ингушами растения — черемши, которую собирали в основном женщины и дети, пошла и Марем. Это было для неё делом привычным. Во-первых, была возможность собрать для семьи черемшу; а во-вторых продать излишек и получить довольно хороший доход. В один из дней, стоя на рынке, в числе других женщин, Марем издали заметила пожилую женщину, которая шла от стола к столу и что-то вроде расспрашивала. Наконец она подошла к ней. Как оказалось, пожилая женщина просила в долг черемшу. Денег у неё не было, а она очень хотела приобрести её для родственницы, к которой шла в гости. С такой просьбой она обратилась к нашей героине, которая ей тут же отвесила нужное количество и сказала, что даёт «сахин» (милостыню) и возвращать ничего не надо. Женщина осыпала её благодарностями, спросила, как её зовут, с какого она села, и пообещала обязательно её отблагодарить. 

Время черемши закончилось, и на рынок больше Марем не пошла. Но через месяц другой в дом к ней постучали. Когда она открыла дверь, то увидела на пороге ту самую женщину. «Наконец-то, я тебя нашла!» — радостно воскликнула она. 

Оказывается, вскоре после того случая, женщина вернулась, как и обещала, на рынок, но Марем здесь не застала. Тогда она приехала в селение Инарки и стала расспрашивать у жителей про женщину средних лет по имени Марем. Так, переходя от дома к дому, она, наконец, нашла кого искала. 

С того времени женщины стали подругами. Хамсат, так звали нашу новую знакомую, оказалась очень доброй женщиной. Но она была одинока. Близкой родни у неё не было, а с теми, кто был, она старалась поддерживать отношения, в том числе и с хорошими людьми, какой увидела свою новую знакомую. В доме Марем она стала частым гостем, иногда даже оставалась у неё ночевать. Как-то увидев Марем за швейным ремеслом, Хамсат сказала, что у неё дома где-то лежат очень красивые пуговицы, которые непременно ей понравятся. 
— Даже не знаю, — сказала она в следующий раз по приезду, протягивая обещанные пуговицы Марем, — Лежат они у меня давно. Думала, всё к платью пришью, но так их время и не пришло. А тебе где-нибудь да пригодятся. Ты ведь швея.

Марем не могла поверить своим глазам, когда увидела пуговицы. Это было настоящее чудо. Те самые пуговицы, что много лет назад подарила ей бабушка Эсет, она узнала бы их среди тысячи других. 

Бесконечно рада была и Хамсат, что такой бесценный подарок смогла сделать своей подруге, но никак не могла вспомнить, как и при каких обстоятельствах они у неё оказались.

«Это же надо, — думала Марем, — они прошли такой путь и таким невероятным образом вернулись домой. А говорят, что чудес не бывает!»