Истина в трех словах

Древние выражения раскрывают мировоззрение ингушей

1
Древнее мусульманское захоронение в селении Гянт (фото Археологического центра им. Е.Крупнова)

«Харца дуне», «бакъа дуне» — эти сопоставительные не обиходные выражения еще можно изредка услышать от представителей старшего поколения. Из закромов ингушского лексикона они достаются только к уместной ситуации, допускающей эти глубокомысленные фразы.

Выражения, может, и обделены вниманием, но наполнены глубоким значением. Их не назовешь поговорками, так как они имеют эсхатологический смысл. Газета «Ингушетия» постаралась вникнуть в таинства древних фраз вместе с известным этнографом Русланом Саговым.

Исследователь относит возникновение устойчивых выражений «харца дуне» (букв. — «неправильная (ложная) жизнь») и «бакъа дуне» (букв. — «правильная, истинная жизнь») к раннему этапу распространения ислама среди ингушского народа, однако не исключает их восхождение и к более раннему периоду. «Харца дуне» в понимании ингушей — ближняя, мирская жизнь; «бакъа дуне» — загробная жизнь. Эпитеты «харца» и «бакъа» наполнены не общепринятым, а философско-религиозным содержанием.

— Я склоняюсь к тому, что выражения зародились во время проникновения ислама к нашим предкам, может, они появились еще раньше. Но я не люблю, когда период до ислама называют язычеством. По моим скромным исследованиям, ингуши и до ислама придерживались монотеизма, то есть верили в одного Бога. Если говорить про изречения «харца дуне», «бакъа дуне», то они рассказывают о мировоззрении ингушей и связаны с исламским вероубеждением. Прямая связь с ключевым зачином во всех делах мусульман — БисмилляХ1ир-Рохьманир-Рохьим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Он означает, согласно толкованию исламских ученых, что Аллах милостив ко всем Своим созданиям на этой земле, будь то верующие или неверующие люди, и милосерден только по отношению к верующим людям в Последней жизни. Удел, права у всех в этой жизни одинаковы, но в Последней участь каждого будет определена исключительно согласно истине и суду Всевышнего.

«Бакъа дуне» вбирает с себя это убеждение и утверждает торжество Высшего суда и справедливости в загробной жизни. Бакъдар (правда) наступит только с истиной и словом Всевышнего. Понятие «харца дуне» нужно понимать не буквально, наши предки не считали, что эта земля создана Всевышним изначально отклоняющейся от истины, но сами отдельные люди отходят от нее, — отмечает этнограф.

Руслан Сагов считает, что выражения — только лишь один из показателей того, что национальная и исламская составляющие у ингушей всегда переплетались. Ингушский народ, по словам исследователя, испокон веков отличался сильной религиозной догматикой и убежденностью в загробную жизнь, неминуемость Последнего суда.

— Наше национальное изначально было близко к исламу. За исключением отдельных моментов, элементы ингушского эздела совпадают с исламом. У наших предков было осознание наступления потусторонней жизни, в которой все будет взвешено, определено, сколько добра и зла совершил каждый, независимо от того, как к этой истине ты относился в ближней жизни. Видение истины у людей может быть разным, но на абсолютной истине только тот, кто следует Божественному пути.

В Сурхахах жил один известный алим — Осман Муцольгов, очень начитанный и осведомленный человек, который впитал в себя и народную мудрость. Помню, как он говорил о том, что все созданное Всевышним исповедует ислам, на истине, кроме людей и джиннов (невидимые создания, существующие в параллельном от людей мире, о существовании которых говорится в Коране). Животные и неодушевленные предметы выполняют свое предназначение, а вот люди и джинны — не всегда, в зависимости от того, последуют они истине или нет, становясь верующими или неверующими. Наши ингушские фразы и связаны со следованием истинному пути, ведущему к Всевышнему. «Харца» (неправильный, лживый) и «бакъа» (правдивый, истинный) определяются именно в соотношении с этой истиной.

Комментарии 1

Фактически все выражение было заимствовано из арабского языка. Только слово харца ингушского происхождения. Слово бакъа в арабском значит вечный без конца. Дуна (дунья) жизнь или мир как позаимствовали тюркоязычные народы.

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости