Почта вчера и сегодня

О почтовой связи и истории ее развития

Ежегодно во второе воскресенье июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты. Почта имеет огромное значение в нашей повседневной жизни. Многие люди даже сегодня, в век высоких технологий, предпочитают пользоваться услугами именно почты.

В отделениях почтовой связи можно получить полный комплекс почтовых и коммерческих услуг, включая доставку почтовых отправлений, пенсий и пособий, подписку на периодические печатные издания. Клиентам отделения также доступны все ключевые финансовые услуги — от страхования жизни и имущества до осуществления переводов по России и за рубеж. На территории почтового отделения ведется розничная торговля востребованными у потребителей товарами.

«Почта России» имеет свой собственный парк авиационной, железнодорожной и автомобильной техники, которую и использует для доставки почтовых грузов во все уголки России.

Сегодня на высоком уровне работает посылочный сервис почтовой службы. Благодаря автоматизации многих процессов стало возможным отследить весь путь движения посылки. Сервис «Почта России отслеживание» позволяет узнать точное местонахождение, этапы продвижения, дату поступления в отделение, что бывает полезным в разрешении споров между покупателем и продавцом.

Удобно вести покупку через почтовое отделение. После покупки товар упаковывают и отправляют в отделение почты. Там посылке присваивают специальный трек-код в котором зашифрованы индекс отделения, тип посылки, страна отправления. Если товар был куплен на торговых площадках AliExpress, Joom, то это тоже будет отражено в коде. Если посылка международная, то трек-номер, как правило, передается покупателю продавцом. Бывает, что при недорогом заказе продавец может не указать код из-за экономии. В этом случае посылку можно отследить только когда она попадает на территорию России. Здесь ей присваивают номер для внутренних направлений.

На территории России используют 14-тизначный цифровой код. Он отображен в чеке, который выдает «Почта России» при отправке посылки.

Если посылку, письмо или бандероль отправили вам — трек-номер для отслеживания нужно узнать у отправителя (интернет-магазины обычно указывают его на странице заказа). При оформлении заказов по возможности просите продавца оформлять регистрируемое отправление. Международный трек-номер состоит из двух латинских букв в начале, в которых зашифрованы тип отправления и вид транспорта, затем идет уникальный 9-тизначный код и заканчивается двумя латинскими буквам, обозначающими страну-отправителя или службу доставки.

Работа «Горячей линии» осуществляется бесплатно, круглые сутки, без выходных и праздничных дней. После звонка по номеру 8-800-200-58-88, оператор предложит (посредством нажатия определенных клавиш на телефоне) прослушать информацию, касающуюся разных ситуаций. Также по указанному телефоны можно давать советы операторам по улучшению качества обслуживания.

За последние годы на территории региона было построено 42 отделения почтамта, создано 500 рабочих мест.

Почта в селах — это отдельная история. Здесь почта — центр жизни: люди отправляют и получают письма и посылки, оплачивают коммунальные платежи, получают пенсии, а также просто общаются друг с другом. Пример Ингушетии доказывает, что работу в сельских поселениях можно организовать так, чтобы и финансовые результаты были хорошими и потребителям оказывались услуги высокого качества. Это видно на примерах новых почтовых отделений, которые построены так же с учётом всех удобств, для людей с ограниченными физическими возможностями. Отрадно отметить, что все новые отделения почтовой связи выдержаны в едином стиле, цветовом решении и построены с использованием современных и качественных отделочных материалов.

У почты самая разветвленная и приближенная к населению сеть, находящаяся в шаговой доступности, простые люди, особенно пенсионеры, по-прежнему предпочитают связываться только с почтой и доверяют ей. А доверие это проверено временем. Почта не разоряется, к примеру, как банк, и нашим клиентам нечего опасаться за свою благонадежность. К тому же сегодня почта та организация, которая сама зарабатывает себе деньги и создает полный социальный пакет всем работникам.

Сегодня УФПС Республики Ингушетия — филиал ФГУП «Почта России» — включает в себя 54 отделения почтовой связи по всей республике. Ежегодно по региону доставляется более 2028 млн писем и порядка 80196 посылок, обслуживается порядка 4100 подписчиков, которым доставляется более 26000 экземпляров печатных изданий в год. Ингушский филиал Почты России уже восьмой год занимает ведущие места по макрорегиону, и по России.

Потребность в получении известий из других местностей была во все времена. С самых древних времен люди стремились сохранить и передать информацию своим соплеменникам посредством наскальных надписей, голоса, звуков, барабанного боя, огня, дыма. Можно сказать, что так и родилась первая почта — важнейший сегмент нашей жизни, который в своей эволюции достиг сегодняшних результатов: от электронной почты до дронов.

По мере развития человечества, рождались и новые формы почтовой связи. Хотя люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, и не в состоянии передавать вести на большие расстояния. Для передачи информации от первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму. Некоторые африканские племена используют огонь и дым до сих пор.

Наши предки вполне успешно пользовались простейшим средством передачи информации — сигналом и голосом. Башни использовались не только как оборонительные или жилые сооружения, но и как сигнальные вышки. Они факелами ночью, дымом днём передавали сигналы об опасности, и за очень короткое время по всем горам узнавали о приближении врага. Для дымового столба использовались специальные травы. Сигналы, повторяющиеся один-два-три раза, обозначали вести об опасности, о смерти, о свадьбе или о важном сходе.

Вот, к примеру, образно об этом говорит отрывок из романа Идриса Базоркина «Из тьмы веков»: «(Ей) показалось, что она слышит далёкий голос... (она) достала из связки, висевшей под потолком, смолистый корень сосны — бага, разожгла его в очаге и побежала по шаткому мостику в боевую башню... на последнем, пятом, этаже... она высунулась в окно и подняла над головой факел. И тотчас до неё донёсся далёкий голос... Доули убрала факел в башню и через мгновение высунула его наружу. И снова раздался голос Турса. Значит, он увидел огонь...».

Башни в горах строили так, чтобы не прерывалась видимость цепного соединения. Бывало, что передавали информацию «по цепи» — криком. Старожил Магомет-Тагир Барахоев рассказывает, что, завидев факел на башне, жители ближайшего села в поле видимости башни поднимали свой факел, обозначая этим, что они на связи, и громким голосом передавали сообщение.

Первые зачатки классической почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма. Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком разносили вести по всем уголкам государств. По дорогам передвигалось множество гонцов с устными сообщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Позднее они пересели на лошадей и передавали сообщения по принципу эстафеты. Гонцы сменялись или пересаживались на других лошадей, на специально построенных для этого станциях. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) — перестала существовать и почта.

В феодальной средневековой Европе XI-XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений — монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in...», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

Интересной была связь европейских университетов середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран. Чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование. За отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на то, что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года (400 лет — неплохая история для частной почты) и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку.

Основы русской почты были заложены в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. Особое место в русской истории занимала почта Великого Новгорода XI-XV вв., передаваемая в берестяных письмах.

Многие историки придерживаются мнения, что почтовую службу предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду (слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года, до этого почтовых служащих называли «почтарями»).

В конце XIV века появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению — платная доставка судебных повесток-повозок. 

В начале XVIII века уже создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Но самой характерной для Руси XVIII-XIX веков стала знаменитая почтовая тройка, причём бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые и курьерские тройки, перевозившие важные государственные депеши.

Меняются времена, меняются и средства связи. Не менее важным видом доставки стала перевозка почты на судах, ибо издавна русские парусные корабли бороздили моря, омывающие берега страны. Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. С появлением железных дорог гужевая почта постепенно уступила место железнодорожной. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году.

В конце XIX века, 9 октября 1874 года, был подписан Бернский договор. Тогда в Швейцарии собрались представители 22-х стран, в результате основали Генеральный почтовый союз. Эта организация и стала прототипом Всемирного почтового союза. На сегодняшний день ее членами являются 189 государств. На конгрессе Всемирного почтового союза в 1969 году и было принято решение об учреждении Всемирного дня почты, который отмечается ежегодно 9 октября.

Наступил XX век. Вслед за поездами, автомобилями и пароходами настала очередь аэропланов. В 1922 году началась воздушная перевозка почты. Это всё — успехи техники и прогресса.

Несмотря на динамичное развитие телекоммуникационных технологий, не потерял своей актуальности один из древнейших способов обмена информации в мире — голубиная почта. И сегодня услугами пернатых почтальонов продолжают пользоваться более чем в 60-ти странах.

Однако вот про почтовых пчёл мало кто из вас слышал. В конце XIX века первую «пчелиную почту» организовал французский пчеловод Тайнак со своим другом. Они обменивались пчёлами и, ловко приклеивая листик тонкой папирусной бумаги, отпускали. Пчёлка возвращалась домой, и когда она протискивала своё тельце в улей, снимали весточку. Немецкая разведка нашла применение этому способу передачи. В годы Первой мировой войны надо было срочно получить сведения о продвижении французских войск по ту сторону границы. «Пчеловоды» обматывали пчелиные брюшки тонкими шелковыми нитками. Красные означали пехоту, зеленые — артиллерию, синие — кавалерию. В Германии нитки сосчитали и так узнали численность сосредоточенных войск на границе. Эта сложная и странная почта и в наши дни находит применение в агентуре. Техносообщение могут перехватить и подслушать мощные приборы. Но пчелиную связь обнаружить трудно. На крылышко наносят едва заметное пятнышко — микроточку — с микроскопической фотографией длинного сообщения. Все остальное, как говорится, дело техники.

Стремительно летит время. Сегодня Интернет передаёт сообщения за доли секунды. Новости и статья, которые вы сейчас читаете — пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук гонца до изображения на вашем дисплее. И, может, в будущем — нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты — все это будет лишь эволюцией почты. Да и испытания первых почтовых дронов уже начались...