Творя прекрасное

В художественной школе г. Назрани прошли мастер-классы по разным видам ковроделия

Фото:
автора

На минувшей неделе в детской художественной школе г. Назрани прошло представление разных видов ковроделия, обучением изготовления которых вот уже на протяжении многих лет занимаются мастера прикладного искусства.

К мероприятию были привлечены юные мастерицы по разным видам ковроделия, которые охотно рассказывали о технологиях работы, о своих интересах. На встрече присутствовали общественные деятели и деятели культуры, родители юных мастериц, представители средств массовой информации.

Из доклада этнографа Зейнеп Дзараховой участники мероприятия узнали, что существует три вида ковроделия, которыми издревле занимались наши предки, старшее поколение женщин. Один из них, активно возрождающийся в нашей республике в последние годы, — войлочное ковроделие, основу которого получали методом валяния шерсти, и его разновидность — войлочные ковры с орнаментами, которые ингуши называли «хетта ферташ». Другой вид называется плетельное ковроделие («дийца кусаш») и третий — ворсовые ковры, которые готовятся из разных нитей, в том числе шерстяных, шёлковых и искусственных, на специальных станках. К их разновидностям относятся ковры с длинным ворсом и стриженым.

— В стенах этого заведения плетельным ковроделием занимается уже более 20 лет замечательный мастер, выпускница Чечено-Ингушского государственного университета, член региональной общественной организации Союза художников Республики Ингушетия Лиза Халитовна Марзабекова, — говорит Зейнеп Дзарахова, — которая работает в разных жанрах декоративно-прикладного искусства на базе художественной школы. За всё это время она подготовила немало учениц. Что касается войлочного ковроделия и изготовления ворсовых ковров, то обучение здесь проходит пятый год. Радует, что наши девочки горят желанием овладеть технологией войлочного ковроделия, и то, что свою первую свою работу они, как правило, спешат подарить маме или бабушке. Отрадно отметить, что при поддержке директора художественной школы Лидифы Мержоевой в 2017 году мы подготовили зарисовки войлочных ковров-истингов, где для детей показаны разные войлочные ковры с орнаментами, и под каждым изделием дано краткое смысловое описание, а также информация о том, где, когда и кем был изготовлен ковёр. На другом развороте уже сама зарисовка истинга. Надо сказать, что ребята проявили большой интерес к этой работе.

В свою очередь юные мастерицы показали мастер-классы по изготовлению того и другого вида ковроделия, а о плетельном виде искусства рассказала подробнее мастер Лиза Марзабекова.

— Вот уже в течение 20 лет и более мы занимаемся в этой школе разными видами плетельного ковроделия, — говорит она, — и одно из них — гобеленовое. Это перекрёстное переплетение. Вообще, гобелен — один из древних видов декоративно-прикладного искусства, который известен с Древнего Египта. Ещё в египетских гробницах находили элементы одежды, сотканные перекрёстным переплетением. Это искусство передавалось из поколения в поколение и, разумеется, совершенствовалось. В классическом представлении гобелены — это декоративные ткани, изготавливаемые ручным способом, в результате чего мы получаем вытканный вручную ковер-картину с сюжетными и орнаментальными композициями. Иначе такой вид плетения называют «шпалера». Работа очень трудоёмкая, целый год уходит на то, чтобы создать метр гобелена, потому плетельным видом искусства занимаются люди усидчивые, любящие это дело и увлеченные этим творчеством. К таковым можно отнести наших мастериц. Наши девочки очень способные, талантливые, работают с большим интересом.

Для такого вида плетения нужен станок. Изготовить его несложно. Мы в мастерской делаем это сами. Это деревянная рамка, по верхней и нижней планке которой набиваются гвозди в два ряда. В зависимости от того, какое нам нужно плетение — крупное или мелкое, между гвоздями оставляется просвет от 0,5 см до 1 см. На нижний ряд нанизываются нитки — основы, которые должны быть прочными. В этом виде ковроделия мы в основном работаем с синтетическими нитками. Они создают более фактурные объемные работы. Мы используем и гобеленовый шелк, и ворсовое плетение, если хотим создать объемный продукт.

Надо сказать, что девочки-мастерицы детской художественной школы г. Назрани после занятий с большим удовольствием идут в творческую мастерскую, где директор Лидифа Мержоева, большой энтузиаст и вдохновитель творческих идей, создала условия для развития всех видов ковроделия. И отрадно отметить, что выпускники художественной школы, мастерицы-ковродельщицы уже передают свой опыт работы подрастающему поколению на площадках общеобразовательных школ и культурных центров Республики Ингушетия, а некоторые даже преуспели и открыли свои дизайнерские центры, где в числе других видов искусства развивают и ковровое ремесло.