Определенные перемены в общественно-политической жизни после провозглашенной перестройки в 1985 году, начавшиеся в Ингушетии, как и по всей стране, наш народ встретил с большими надеждами и воодушевлением. И в первую очередь эти надежды были связаны с восстановлением своей государственности.
Как мы помним, когда была провозглашена политика гласности, в ингушской среде начали расти и крепнуть настроения, связанные с необходимостью ведения борьбы за права ингушского народа, попранные во времена правления Сталина и в годы хрущевской «оттепели». В Москву начали писать письма, как отдельные граждане, так и общественные организации с требованиями восстановить ингушскую государственность в составе РСФСР и возвратить территории, отторгнутые в годы сталинских репрессий.
В поддержку перестройки в 1988 году было сформировано национальное движение «Инициативная группа «Нийсхо» под руководством известного ингушского писателя-диссидента Исы Аюповича Кодзоева. На заседаниях этой группы обсуждались различные вопросы движения, главными из которых были — составление обращений о наболевших проблемах в центральные органы и проведение выборов делегатов на Второй съезд ингушского народа, который состоялся в Грозном 9-10 сентября 1989 г.
Напомним, Первый съезд ингушского народа прошел в 1919 году.
Этот форум явился одним из ключевых этапов развития Ингушского национального движения конца 1980-х — начала 1990-х годов, за которым последовало принятие в апреле 1991 года Закона «О реабилитации репрессированных народов» и Закона «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» 4 июня 1992 г.
В работе Второго съезда приняли участие 800 избранных делегатов и более четырёхсот приглашенных из разных регионов Советского Союза.
Открывая съезд, Иса Кодзоев обратился к его участникам с напутственными словами: «Настал тот час, когда мы должны сказать правдивые и мужественные слова о судьбе своего народа, ибо вопрос его государственности — это вопрос жизни и смерти нашей нации».
С основным докладом «О социально-политическом положении ингушского народа», в котором была изложена история народа в последние два века, а также социально-экономическое состояние районов компактного проживания ингушей, выступил известный общественный деятель, один из активнейших участников ингушского национального движения за восстановление прав репрессированных народов Беслан Усманович Костоев.
Главные тезисы его доклада были связаны с тем, что наступила пора решать ингушскую проблему в государственно-правовом отношении, при котором ингушский народ, сохраняя целостность своей территории, получил бы возможность в полной мере проявлять свои творческие и созидательные силы. Было подчеркнуто, что ингуши должны занимать подобающее место в братской семье советских народов.
С содокладами на съезде выступили известный врач-онколог Ахмед Сосиевич Куштов и доктор филологии, лингвист, профессор университета Сорбонны во Франции Пара Ражаповна Парчиева. В прениях свое веское слово сказали: народные депутаты СССР Муса Дарсигов, Хамзат Фаргиев и полковник Валерий Писаренко, писатели-поэты Идрис Базоркин, Игорь Ляпин и Саид Чахкиев, главный редактор киностудии «Мосфильм» Абдурахман Мамилов, режиссер киностудии им. А. М. Горького Суламбек Мамилов, ученые-историки Хаджи-Мурат Ибрагимбейли, Тамерлан Муталиев, Хасолт Акиев и Федор Боков, секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС Сергей Беков, первый секретарь Назрановского райкома партии Асхаб Мякиев, заместитель Председателя Совета министров ЧИАССР Керим Салтаханов, другие партийные и советские деятели.
В общем, за два дня работы съезда с его трибуны прозвучало 59 выступлений. И во всех этих выступлениях были озвучены идеи о необходимости скорейшего восстановления ингушской государственности.
Были также зачитаны телеграммы со всех уголков Советского Союза, в которых выказывалась поддержка требованиям ингушского народа. Руководители центральных партийных и советских органов, общественные и политические деятели народов Кавказа, работники средств массовой информации, писатели и деятели культуры всецело поддерживали ингушский народ в его стремлении к своему национальному возрождению, к осуществлению своих суверенных прав во имя торжества идеалов гуманизма, во имя сохранения своего этноса.
На Втором съезде были приняты три основных итоговых документа и резолюция, которая состояла из преамбулы, основным пунктом которой был 2-й пункт: «Просить ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Второй съезд народных депутатов СССР решить вопрос восстановления автономии ингушского народа в ее исконных исторических границах — Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику со столицей в правобережной части г. Орджоникидзе».
.
В «Обращении Второго съезда ингушского народа в ЦК КПСС» также основным требованием проходил тезис о необходимости воссоздания автономии ингушского народа.
В «Обращении Второго съезда ингушского народа к народам Советского Союза» кратко были изложены причины неполноценного состояния ингушского народа, оказавшегося на грани физического вымирания и был объявлен призыв ко всем народам СССР поддержать справедливые требования ингушей.
В конце работы съезда был избран Оргкомитет по восстановлению Ингушской автономии, в состав которого входил 31 человек. Председателем Оргкомитета единогласно был избран Иса Кодзоев (в декабре 1989 г. его на этом посту сменил доктор юридических наук Бексултан Сейнароев).
Воспоминания
«В тот ответственный момент я по своему внутреннему ощущению и призванию стала одним из активных членов организационной группы и принимала участие в подготовке работы съезда, — рассказывает известный тележурналист, заслуженный работник культуры РИ Хава Абадиева. — И как мы сегодня можем констатировать, Второй съезд ингушского народа стал значительным и памятным событием в истории Ингушетии. За семьдесят лет после Первого своего съезда (1919 г.) ингуши впервые собрались на всеобщий, всенародный форум, чтобы высказаться о наболевшем, посоветоваться, потолковать, подумать сообща, как жить дальше... Как показали эти дни, съезд проявил настоящую выдержку и благородство, и, главное, готовность каждого ингуша бороться за национальную честь и правовую устойчивость своего народа».
По словам Хавы Абадиевой, самая главная заслуга Второго съезда ингушского народа состояла в том, что он подтвердил стремление ингушей к восстановлению своей национальной государственности, поставил задачу добиться принятия законов о реабилитации репрессированных народов и провозглашения республики.
«Все мы понимали, что первым шагом в деле решения насущных политических, экономических и культурных проблем ингушского народа, развития национального самосознания и нового качества интернационального единства может стать только восстановление нашей автономии и, поэтому, не жалея ни сил, ни энергии, работали в едином порыве. Даже лидеры Оргкомитета Бембулат Богатырев, Беслан Костоев, Иса Кодзоев, Якуб Куштов, Ахмет Куштов, Бексултан Сейнароев работали по существу на общественных началах. Лишь Богатырев, став депутатом Верховного Совета СССР, получил возможность работать в Москве на постоянной основе. И, тем не менее, вооруженный решениями Второго съезда, Оргкомитет вел настойчивую последовательную работу по реализации принятых решений. И сегодня нельзя допустить такое, чтобы люди, которые строили эту республику, порой ценой своей жизни, уходили в забвение. Но самое главное, народ наш искренне верил в светлое, доброе, разумное. Верит и сейчас в высшую правду и справедливость. И такая высокая вера, несомненно, поможет ингушскому народу выдержать любые испытания судьбы, преодолеть самые непредсказуемые препятствия», -подчеркнула Хава Абадиева.
Сказала она также несколько слов о книге — сборнике «Второй съезд ингушского народа», вышедшей в свет в 1990 году. В издании содержатся наглядные материалы и основные тезисы ингушского съезда 9-10 сентября 1989 года. Эта уникальная в своем роде книга была издана по итогам работы съезда.
«В ней плотно спрессованы боль и страдания ингушского народа, его бесправное прошлое (далекое и недалекое), и, конечно же, его радужные надежды на благополучное будущее. Уверена, что книга эта, в которой звучит правдивое слово о судьбе Ингушетии, особенно значима сегодня, когда мало кто интересуется историей, поэтому хочется верить, что она станет надежным советчиком всем, кто пожелает постичь суть ингушского движения за свою государственность, понять судьбу и чаяния ингушского народа», — отметила моя собеседница.
Из воспоминаний Бориса Магомед-Гиреевича Харсиева, делегата Второго съезда, ныне известного ингушского ученого: «Все мы хорошо помним время, когда с началом горбачевской перестройки в СССР, на демократической волне, вызванной различными реформами, ингушское национальное движение обрело новый импульс. В его авангарде вновь оказались яркие представители ингушской интеллигенции, которые инициировали проведение Второго съезда ингушского народа. Жители Малгобекского района делегировали на съезд большую группу людей, в составе которой оказался и я...
Большой сквер, прилегающий к дворцу культуры им. Ленина в городе Грозном, и вся территория вокруг него была заполнена огромным количеством людей. Через установленные на улице громкоговорители люди могли слышать всё, о чем говорили делегаты съезда. И надо отдать должное, что это были яркие выступления не только ингушей, но и представителей других национальностей, сумевших понять чаяния ингушского народа и поддержавших его светлые устремления. Я хорошо помню выступления людей, в которых содержались призывы поддержать ингушский народ, не сломленный духом и стремящийся сохранить свою национальную идентичность. В них содержалась вся боль и страдания ингушского народа за последние два века, когда десятки тысяч ингушей сначала были вынуждены искать пристанище в Турции, Иране, Иордании и Сирии, затем жестоко притесняемые царской администрацией достойно сражались за идеалы революции, но в 1934 году потеряли автономию со столицей. А спустя 10 лет, в 1944 году, были изгнаны из родных мест в суровые степи Казахстана и Средней Азии. Это были годы неисчислимых бедствий и потерь. Поэтому, констатируя катастрофическое положение ингушского народа, съезд обратился к народам СССР с призывом поддержать справедливые требования ингушей, намеренных добиваться своих высоких целей мирными, конституционными средствами. По моему мнению, Второй съезд со всей очевидностью показал политическую зрелость и ответственность ингушского народа, его решимость отстаивать свои национальные интересы».