Умение слушать и слышать

Мудрых людей слушать — одно удовольствие, «патриотов» — не хочется

Ясно, что эти двое давно не виделись. Один из них с горькой иронией сказал: «Между нами пятьсот метров, а встретились почти за год случайно у магазина».

Потом разговор продолжился, я отвлек себя, но невольно поймал такое продолжение фразы: «Да, какое там! Вот сейчас эта (жена, как я понял) зашла в магазин, потратит, как минимум 2-3 тысячи рублей, вроде бы большие деньги, а того, что купит, на три дня хватит. Зарплата, как бы и неплохая, но почему-то вечно ее недостает».

Второй ответил: «Такая же история. Деньги какие-то, не обеспечивающие достаток и благодать (беркате доацаш ахча). Сейчас в месяц Рамадан хотя бы один раз людей надо на разговение пригласить вечером, даже как-то стыдно признаться, что 5-6 тысяч, которые потрачу, для меня огромная нагрузка».

Подобные разговоры мы слышим чуть ли не каждый день, я не сделал тут никакого открытия. Но, вот приезжаю домой, включаю компьютер, начинаю просматривать сайты и попадаю в совершенно другой мир. Такие страсти кипят: кто-то призывает к уничтожению вероотступников, другой указывает на нехороших соседей, третий изобличает коррупционеров и так далее. И везде красной нитью проходить «къаман яхь» и «эздел»: «я это говорю от имени народа», «вам надо знать, что ингуши не допустят», «встанем все, как один» и еще, еще, еще.

Такое ощущение, что подавляющая часть народа сидит в Интернете и эта масса занята отстаиванием чести и достоинства народа на всех уровнях, начиная с Марса и заканчивая конкретным лицами — «врагами» народа, как внешними, так и внутренними. Хотя, конечно, ясно, что за клавиатурами практически одни и те же лица, и под разными псевдонимами грузят и грузят людей.

Кто им давал полномочия, говорить от имени народа — риторический вопрос. Ясно, что никто. Но они выступают, а поскольку я вначале этого материала привел вполне житейский разговор между двумя мужчинами, которых волнуют обыкновенные насущные проблемы, и меня эти «патриоты» из Интернета, прочитав этот материал, назовут человеком, которого больше тревожат проблемы собственного желудка, а не народные вопросы. И начнется: вспомнят даже то негативное, что я забыл и даже не знал о себе.

Это стало нашей настоящей болезнью, но при этом каждый скажет: «Самый большой грех для мусульманина-ингуша — это наветы (г1ийбаташ)». Парадокс — знаем же, я бы сказал — это вписано в генетическую память народа, но каждый считает, что «ко мне это не имеет отношение», речь идет о других. Такое впечатление, что эти «другие» какие-то абстрактные личности, а не конкретные люди со своими проблемами, жизненными ценностями и так далее.

«Другие» тоже не считают, что они неправильно живут, и получается такой замкнутый круг: каждый сам по себе хороший и правый, рядом с ними такая же правая группа лиц, а вот вокруг них сомкнули кольцо «предатели», «невежды», «яхь йоаца нах». Чтобы пробудить этих людей, наставить на путь истинный «патриоты» ни жалеют не сил, ни времени, ни компьютерные клавиатуры. Стучат и стучат, выявляя среди народа «стукачей» и «предателей его (народа) интересов».

При этом все правые (в том числе и я, если считаю себя таковым), к великому сожалению, работают только на одно: возможно, сами того не осознавая, мы в клочья пытаемся разорвать связь поколений. Мы не просто отдаляемся друг от друга, мы — роем траншею, которая со временем станет глубоким рвом или пропастью. Это — очень неприглядная картина, когда каждый второй толкует об имане других, но никогда не предъявляет претензии к собственному отражению в зеркале.

С другой стороны, один умный человек недавно мне сказал: «Знаешь, может, и хорошо, что есть этот Интернет. Они сидят там «пар выпускают». Лучше уж пусть так эмоции выплескивают, чем будут грабить, брать в руки оружие». Не знаю, у каждого свое мнение. Просто, иногда читаешь какие-то пылкие заявления, и сам невольно задумываешься: «Вот, как эти люди отстаивают права и свободы». А ведь я не юноша и помню, как эта республика делала первые шаги, более того — освещал все это, будучи журналистом. Я помню многих людей и знаю их поступки. И, если меня иногда вгоняют в сомнения эти «патриоты», я представляю, что происходит с молодыми людьми, которые жизни-то как таковой не знают. Они ведь еще не понимают (в силу молодости), что каждый человек в этом мире, прежде всего, реализовывает себя, преследует свои интересы, хочет что-то после себя оставить, а все эти лозунги и призывы, забота о народе, только привязка к собственной личности. Сколь угодно можно отрицать, но — это так.

Но, самое опасное в этой ситуации, и это мое твердое личное мнение, что реализовывать себя в последнее время и молодые люди, и представители старшего поколения, стали через религию. У нас (Да простит мне Всевышний) больше всего «знатоков» Ислама на душу населения, чем в любой другой стране и республике. Во всяком случае, такое впечатление складывается, когда идешь на свадьбы, похороны, общественное мероприятие, на рынок или в магазин, садишься в маршрутку или просто подходишь к группе людей. Один начнет тему, другие считают своим долгом сообщить о том, что слышали или вычитали на каком-то сайте, к общему мнению, как правило, не приходят и расходятся, чтобы потом ворчать о «неправых собеседниках».

Никто не задумывается, что не бывает так, чтобы все были правы! Если каждый остается при своем мнении, зачем вообще что-либо говорить и спорить? Это же просто сотрясание воздуха.

Я помню еще те времена, когда во дворе по тому или иному событию собирались люди, и кто-то вполголоса предупреждал: «Тихо. Бала (или Бексолта) будет говорить». Все замолкали. Это подтвердит любой представитель старшего поколения в селе Плиево. Бала — это Джабраил-мулла Осканов, а второй — уважаемый всеми тамада Бексолта Ведзижев (Дала гешт долда шиннена а). Слушали все, и никакого значения не имело, какого тариката, кто придерживается. Эти личности не поднимали голос, говорили спокойно, размеренно, в каждом слове — смысл, в каждой фразе — мудрость жизни. Никто не разбивался на группы «по интересам», не уходил, махнув рукой. Как-то само собой получалось, что тебе прививали великое умение слушать и слышать.

Очень надеюсь, что это вернется еще при моей жизни. Мудрых людей слушать — одно удовольствие, «патриотов» — не хочется.