2019 год — Год театрального искусства

Иса Чахкиев: «Театр поучает так, как этого не способен сделать никакой другой вид искусства»

Театр — это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать, оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. Но все реже нынче зрители посещают театры и все чаще заполняются ряды кинозалов, и не слезающих с дивана людей становится больше с каждым днём.

К сожалению, большинство предпочитают театру простые просмотры фильмов, сериалов. Хотя то, что может дать театр человеку, как источник знаний и нравственных ценностей, не способно дать никакое другое занятие.

В этом нисколько не сомневается и мой сегодняшний собеседник, художественный руководитель Ингушского государственного драматического театра имени И. Базоркина Иса Чахкиев.

— Как мы знаем, 2019 год объявлен в России Годом театра, — говорит Иса Абдулович, — и связано такое величие с тем, что театральное искусство дает человеку, прежде всего, развитие и стремление к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками. Другими словами, театральное искусство, как и всякое настоящее искусство, способствует нравственному воспитанию личности каждого зрителя. А зритель, который приходит на спектакль, с каждый секундой обогащается духовно.

Необходимо отметить, что идея провести тематический год, посвященный театральному искусству, предлагалась не раз. К примеру, с 2011 года ее активно продвигал Союз театральных деятелей России. «Российский театр имеет огромную, славную историю, и он вполне достоин того, чтобы провести в нашей стране Год театра». Так высказался в своем обращении председатель СТД России Александр Калягин, который отметил, что вслед за такими ценностями, как семья, литература, экология и культура, внимание общества должно устремиться в актерскую среду.

Президент Владимир Путин поддержал эту идею, и в конце 2018 года подписал указ, объявляющий Год театра в России на период 2019 года.

— Думается, что такой формат господдержки должен стать решающим фактором для этой сферы, — говорит И. Чахкиев. — В таком случае актеры и режиссеры всех театров России, в том числе и больших и малых, представят зрителям свои новые спектакли, познакомят всех желающих с магией сцены, раскроют секреты мастерства подрастающему поколению.

Надо отметить, что основные задачи Года театра связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций, в достижении которых должны участвовать все — и актеры, и режиссеры.

Как было принято резолюцией основного протокола Года театра, мероприятия, приуроченные к этому событию, охватили все регионы Российской Федерации, в том числе и Республику Ингушетия, которая готовится в эти дни принять у себя эстафету театрального марафона, объявившего свой старт в начале года.

— Всероссийский театральный марафон — крупнейшее событие 2019 года — Года театра, в котором участвуют все 85 регионов страны, — рассказывает Иса Абдулович. — Он стартовал в январе во Владивостоке и завершится в конце 2019 года в Калининграде. Мероприятие проходит в виде театральной эстафеты: региональные театры отправляются на гастроли и передают специальный символ марафона следующему участнику.

Как и было запланировано, 7 октября сего года на сцене муниципального Дворца культуры Назрани пройдет церемония передачи эстафеты Всероссийского театрального марафона Ингушетии, в рамках которой у нас с 7 по 9 октября пройдут гастроли Ставропольского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, который покажет ингушскому зрителю три тематических спектакля.

Все мероприятия, связанные с театральным марафоном, пройдут на базе Ингушского драматического театра имени Базоркина, и, как говорит его художественный руководитель Иса Чахкиев, этот факт накладывает на его коллектив большую ответственность за организацию и достойное проведение такого грандиозного театрального форума.

Символической эстафетной палочкой станет схематичная скульптура амфитеатра с гравировкой 85 гербов субъектов РФ, фотовыставка об истории театров и живое общение коллективов в формате мастер-классов.

— Таким образом, почти сотня гастролирующих трупп объединит восток и запад страны, — говорит И. Чахкиев, — а что для театров может быть более весомее, чем объединяющий фактор? Тем более, мы знаем, что театральное искусство — это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом зритель в театре больше, чем где-нибудь в ином искусстве, непосредственно приобщается к чуду творения, потому как искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала.

Говоря о своем театральном коллективе, худрук ИГДТ отметил, что любую театральную постановку, сценическое действие зритель воспринимает не в одиночку, а коллективно, «чувствуя локоть соседа», что в немалой степени усиливает впечатление, художественную заразительность того, что происходит на сцене. Вместе с тем и само впечатление исходит не от одного человека-актера, а от коллектива актеров. Таким образом, и на сцене, и в зрительном зале, по обе стороны рампы, живут, чувствуют и действуют не отдельные индивидуумы, а общество людей, связанных между собою на время общим вниманием, целью, общим действием.

В значительной степени именно этим определяется огромная социально-воспитательная роль театра. Искусство, которое создается и воспринимается сообща, становится в прямом смысле слова школой. «Театр, — писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, — это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».

— Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки всегда служат всенародной школой, — говорит мой собеседник. — Поэтому сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.

Действительно, человек обращается к театру как к отражению своей совести, своей души, он узнает в театре самого себя, свое время и свою жизнь. В театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений человеческой души.

— Я давно уже в этой отрасли, — говорит Иса, — и поэтому могу сказать, что вряд ли можно найти такое место, которое требовало бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр. Поверьте мне, театр поучает так, как этого не способен сделать никакой другой вид искусства. Пороки, злоупотребления — они не меняются, но перевоплощаются в тысячи форм, надевая маску господствующих нравов; сорвать с них эту маску и показать их в неприкрытом виде — вот благородная задача человека, посвятившего себя театру.

Если согласиться с утверждениями моего собеседника, получается, что всё то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. И это при том, что нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком. По этому поводу великий Станиславский говорил так: «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».