Обычаи и традиции

Ингушское застолье и немного о наболевшем

Кавказское застолье всегда славилось изобилием блюд и особым этикетом. Но, несмотря на внешнее сходство, у каждого народа был свой этикет, которого придерживались не только во время торжественной трапезы, но, с небольшими отличиями, даже в обычном быту. Конечно, поведение за столом имеет свою национальную окраску, основанную на мировоззрении народа, его нравственно-этических ценностях, материальной и духовной культуре, представлениях о должном.

Начнём с того, что любой застольный этикет начинается с рассаживания гостей. В ингушском обществе эта процедура регламентируется строгими правилами. Рассаживание зависит от пола, возраста и статуса гостей. Как правило, женщин и мужчин сажают в разных помещениях; молодых усаживают отдельно от людей старшего возраста. Рассаживают гостей и по статусу, который определяется не социальным положением, и не материальным достатком, а родственными связями. Самыми почетными считаются «ноанхой» — родственники по матери, и «захалаш» — новые родственники по линии недавно вышедшей замуж дочери, или женившегося сына. И так далее, по тому же принципу.

Непосредственно за столом один из гостей занимает место тамады. Это обычно человек старший по возрасту или статусу. Это место с левой стороны стола, наиболее отдалённое от входной двери. А дальше рассаживаются по иерархии, более почетные выше — справа и слева, и так далее по нисходящей к входной двери, где обычно усаживают более близких по родству к хозяину гостей. Необходимо отметить, что по ингушскому этикету, не положено сажать за один стол сына с отцом или племянника с дядями по линии отца или матери, независимо от возраста. На женском застолье этих правил строго не придерживаются, они идут как желательные, но не обязательные. Обычно женское застолье ограничивается дифференциацией по возрасту и статусу: молодой снохе не положено сидеть с женщинами старшего возраста по линии мужа. Сегодня это правило иногда нарушается, но только с позволения свекрови или старших женщин. В целом, рассаживание гостей — это тоже не простой процесс, он сопровождается множеством всяких тонкостей и правил, на которых мы не будем останавливаться.

Различные правила застольного этикета

Правила застольного этикета различаются и по причине того, по какому случаю застолье: по случаю праздника, похорон или поминок; и определяются своеобразием традиционных этикетных норм ингушей. Например, если за праздничным столом можно посидеть, расслабиться, поговорить на разные темы, посмеяться, то за застольем по случаю похорон, поминок и тому подобное приветствуется немногословность, сдержанность, как в разговорах, так и в еде.

Об ингушском застолье и правилах поведения, установленных с учетом мельчайших подробностей, говорил и писал в своё время кавказовед начала ХХ века Н. Яковлев: «Нас, как почетных гостей, сажают рядом с уважаемыми, пожилыми ингушами; более молодые и сам хозяин почтительно толпятся у дверей (молча внимая разговорам и выполняя просьбы гостей и распоряжения хозяина). Хозяина долго упрашивают сесть, но он упорно отказывается, как того требуют ингушские правила приличия. Наконец, один из гостей встаёт и насильно усаживает его на принесенную маленькую трехногую скамеечку. При входе старшего по летам и уважаемого человека все встают и садятся снова только после того, как садится вновь пришедший, который жестами и просьбами приглашает всех сесть».

В ингушском застолье целый комплекс правил и запретов. К примеру, никто не должен приступать к трапезе, пока тамада не даст разрешения. Он произносит молитву и просит всех приступить к еде. Сидящим за столом неэтично приниматься за еду, не предложив лучший кусок соседу справа и слева. Эта проявление вежливости застольного этикета до сих пор имеет силу, как и традиция питья воды или любого другого напитка, кроме чая, не предложив выпить другому, на что последний, принимая, или отклоняя предложение, должен ответить: «Пусть тебя любят все, кто любит воду». После трапезы обычно тамада благодарит обслуживающего, хозяев угощения, произносит в честь того или иного события пожелания и возносит милость Всевышнему.

Фото:
Л. Харсиева

Этикет застолья ингушей разработан до мельчайших подробностей, но перечислить их в рамках газетной статьи невозможно. Знание этих правил демонстрирует почитание и уважение человеком своей культуры и традиционных норм поведения. Во время ингушского застолья, по качеству обслуживания, по приготовлению блюд и подаче их в строгой последовательности, по поведению гостей за столом можно судить как о хозяине, так и о самих гостях. Ведь не зря ингуши говорят, что хозяина можно узнать по тому, как он принял гостя (сюда, кроме застолья, входит большой свод других правил); а гостя, по его поведению за столом, по которому можно судить о его культуре и приверженности к традициям.

Нарушение, хотя бы одного из элементов застольного этикета считается недопустимым, так как в таком случае задевается честь и достоинство не только хозяина дома, но и самого гостя, а порой и всего рода.

Коротко об ингушском застолье

Об ингушском застолье на основе открытых источников коротко, и ёмко выдаёт и Нейросеть. Вот, например, поисковик при запросе об ингушском застолье выдаёт такие вот основные моменты, с которыми нельзя не согласиться: разделение столов: на свадьбах и других праздниках для мужчин и женщин накрывают отдельные столы. За одним столом и даже в одной комнате мужчинам и женщинам запрещено сидеть; рассаживание гостей: учитывается степень родства и возраст гостей: чем старше гость, тем на более почётное место он может рассчитывать. Близкие родственники усаживаются ближе к дверям; наличие тамады: распорядитель застолья, как правило, старший по возрасту, открывает процесс трапезы; последовательность подачи блюд: существует определённый порядок подачи различных блюд; умеренность в приёме пищи: во время трапезы принято есть сдержанно, немного; не дозволенность использования бранной речи, сквернословия и ругательства; запрет на алкоголь и любые дурманящие напитки.

О наболевшем

Ну а теперь из собственных наблюдений: что происходит за ингушским застольем сегодня. Речь пойдёт только о женской половине застолья. Разумеется, нельзя не согласиться с тем, что в последнее время свадьбы чаще всего проходят в ресторанах. И с этим новшеством уходят в прошлое и многие традиции, связанные с ингушским этикетом, в том числе и правилами застолья.

К примеру, начнём с того, что нет отдельных помещений для разделения гостей по вышеуказанным критериям: возрасту, статусу. Не мешало бы подумать об этом тем, кто занят в этой сфере бизнеса. Обслуживать в общем зале гостей по всем правилам ингушского этикета очень сложно, и не важно, какой он гость: почетный, или «свой». Прежде всего «обслуживающий» в ресторане не стоит рядом у стола, готовый угодить желанию гостя и следить за тем, чтобы блюда подавали горячими, особенно мясо и бульон, что входит в обязательное условие ингушского застолья. «Обслуживающие» ходят по залу от стола к столу. Помимо них по залу ходят и хозяева, и гости: приходящие, уходящие, и не усидчивые, среди которых не разберёшь, кто закреплён обслуживать за столом, а тем более их не дозовёшься.

В зале шум и гам, порой невозможно просто поговорить с сидящими рядом за столом. Есть «придирки» и по качеству еды, ну это не тема сегодняшнего обсуждения.

А теперь о самом застолье и соблюдения за ним правил поведения. Здесь неважно, дома проходит торжество или в ресторане. Во-первых, начнём с того, что сидящие за столом гости имеют право прикасаться к еде лишь после того, как тамада произнесёт: «Бисмилляхь (Во имя Аллаха) приступайте к трапезе». Так было положено всегда. 

Далее, тамада должен убедиться, что все поели мясное и предложить обслуживающему подать сладкое к чаю. Как правило, после этих слов стол обновляется. Далее, тамада следит за тем, чтобы все закончили трапезу и спрашивает разрешение закончить застолье, произносит молитву и слова благодарности в адрес обслужившего их человека, в адрес хозяев этого мероприятия с пожеланиями благополучия по поводу состоявшегося застолья. И только после этого можно всем встать со стола.

Если во время трапезы кого-то подсадили к столу, «обслуживающий» должен попросить на то разрешения у тамады, а гость в свою очередь поздороваться со всеми, вежливо извиниться за «вторжение» и приступить к еде. И второй момент, если во время трапезы кому-то понадобилось встать со стола, или вообще покинуть застолье, он должен обратиться в сторону тамады, и ко всем сидящим, извиниться, как бы испросить разрешение и только так покинуть стол или отойти по делу.

Что же происходит сегодня. Застолье превращается в студенческую «посиделку», или сказать жёстче, в «базар»: каждый хаотично принимается за трапезу; подсаживают к столу гостя в любой момент; если кто захотел — встал и ушёл молча: ни тебе «извините», ни тебе «пожалуйста». И всё потому, что люди не знают или игнорируют правила ингушского застолья. А усаженный гость на место «тамады» не знает своих полномочий: то ли стесняется, что здесь совсем неуместно; то ли не умеет вести стол, а значит не знает ингушских правил застолья; в худшем случае игнорирует их, не считая соблюдение оных обязательными. Ну а дальше, по типу известной пословицы: процесс начинается с головы...

К сожалению, основные ценности застольного этикета утрачиваются в современных условиях, несмотря на то, что до недавнего времени их вполне весомо соблюдали.

Проблема в этом материале была поднята лишь о женской стороне застолья, исходя из собственных наблюдений.

Может есть тема поговорить об этом: сделать цикл передач по телевидению, или озвучить проблему блогерам, где её, наверняка, услышат? Думается, это сыграло бы своё положительное воздействие...