С любовью к музыке

К 90-летию со дня рождения ингушского музыканта и дирижера Магомеда Горчханова

Существует одна прописная истина, гласящая о том, что истоки профессиональной музыки, находящей отклик в сердцах миллионов людей, лежат в традиционной национальной культуре, в народном искусстве. Уходя своими корнями вглубь веков, музыка, как никакой другой вид искусства, впитывает в себя опыт поколений и непреходящие народные ценности. В этом смысле совершенно правы те, кто считает, что настоящее искусство будет жить вечно, ибо это и есть живительная сила, дошедшая до нас из далекого прошлого. 

Принято считать, что музыка — это самый распространенный и доступный вид искусства. А люди, понимающие и ценящие музыку, как правило, гармоничные и талантливые личности, которые делают ее смыслом своей жизни. Именно к такой когорте людей можно отнести и нашего сегодняшнего героя — композитора, дирижера, музыканта-виртуоза Магомеда Горчханова, последние годы жизни которого были тесно связаны с деятельностью Ингушской государственной филармонии имени А. Хамхоева. 

Как мы знаем, в наше время все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, и в то же время занимаются организацией досуга для населения. Кроме этого учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, рассчитанных на все категории граждан. Одна из задач этой работы — возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций, обрядов и старинного фольклора. 

Особое место в этой связи занимают филармонии, как ведущие учреждения культуры. Очень часто они своей деятельностью создают культурное пространство там, где отсутствуют оперные театры, большие концертные залы, выставочные комплексы и другие досуговые объекты. 

У истоков становления этой культурной обители в Ингушетии в начале 1993 года среди других достойных сынов и дочерей стоял и заслуженный работник культуры ЧИАССР и заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Магомед Горчханов, который пришел в эту вновь образовавшуюся организацию уже вполне состоявшимся профессионалом своего дела. Здесь он стал активно продолжать свою профессиональную деятельность, начатую еще в Грозном в бытность ЧИАССР. Совместно со своими единомышленниками Магомед Измайлович начал создавать коллектив филармонии из числа самодеятельных коллективов и талантливых самородков из народа. Таким образом, можно сказать, что М. Горчханов и его соратники стали первопроходцами современной музыкальной культуры нашей республики, и они, не жалея себя, вкладывали в становление филармонии свой талант, умноженный на труд и здоровый энтузиазм. 

Заместитель директора Ингушской филармонии Зарема Яндиева, которая пришла работать в это учреждение с первых дней его образования, вспоминает: «Можно сказать, мы с Магомедом Горчхановым стояли в авангарде создания главного дома культуры нашей республики, поэтому я хорошо помню этот сложный период работы. Под руководством первого своего директора Беслана Газдиева коллектив филармонии в начале своего творческого пути, можно сказать, работал на чистом энтузиазме. По всем направлениям велась большая и кропотливая работа. Причем, люди трудились абсолютно бесплатно и бескорыстно. В частности, с Магомедом Измайловичем мы ездили по сёлам и городам и искали таланты из простых людей. Как музыканта его в первую очередь интересовали люди с хорошим музыкальным слухом для того, чтобы обучить их игре на разных национальных инструментах. И вот, набрав определенное количество людей, он неустанно занимался с ними, репетировал не только проигрыши, но и хоровое пение. В итоге через какие-то 3-4 месяца у Горчханова получилось сделать большой оркестр народных инструментов и еще хор. И здесь я хотела бы упомянуть, что очень сильную поддержку из вышестоящей организации нам оказывал Борис Макшарипович Хамхоев, который тогда работал начальником отдела Минкульта РИ. 

Фото:
А. Оздоев

В феврале 1994 года, к 50-летию со дня депортации ингушского народа Магомед Горчханов подготовил большую концертную программу, которая длилась более 2 часов. Естественно, хор и оркестр играли и пели вживую, но они блестяще справились с поставленной задачей. Этот концерт стал поистине музыкальным набатом в память о безвинно погибших наших соотечественников. Примечательным является тот факт, что Магомед Горчханов сам создал и возглавил первый оркестр народных инструментов при Ингушской филармонии, который функционирует до сих пор. Времена меняются, меняются музыканты и артисты, но оркестр, созданный им, остается.

А если говорить о человеческих качествах, то без сомнения могу сказать, что Магомед Измайлович обладал самыми лучшими из них, он был авторитетом среди нас, так как искренне служил искусству ради самого искусства, что проявлялось во всем, в том числе и в его скрупулёзном отношении к своим обязанностям. Он был очень ответственным человеком, требовательным не только к окружающим, но и к самому себе. А специалистом в музыкальной сфере он был непревзойденным. Помню, когда речь заходила про культуру, Магомед Измайлович говорил: «Культура не передаётся по наследству, она воспроизводится последующим поколением». Скорее всего, он этими словами хотел сказать, что кто-то должен каждодневно и кропотливо заниматься этим воспроизводством и в больших городах, и самых отдалённых деревнях.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что филармония за время своего существования стала одной из самых авторитетных концертных площадок в Ингушетии. Наряду с другими учреждениями республики она координирует и направляет свою работу на благополучное развитие культуры и искусства нашего региона. Профессиональная деятельность регионального центра музыки с симфоническими концертами, народными ансамблями и художественными коллективами известна не только в родной республике, но и далеко за её пределами, а также в странах зарубежья. И в этом большая заслуга принадлежит поистине талантливому музыканту и человеку большой души Магомеду Горчханову«. 

В феврале 1944 года Магомеду Горчханову было неполных десять лет, и жили они в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ). Поэтому он хорошо помнил день, когда рано утром в их дом вломились солдаты и приказали срочно собраться в дорогу. Ничего не понимающие и растерянные люди были как скот загнаны в товарные вагоны и отправлены неизвестно куда. Эта дорога, казалось, будет длиться вечно — без конца и без края. Уже во взрослой жизни, когда в окружении сверстников разговор заходил на тему высылки, у Магомеда сжималось сердце. Наверное, поэтому он не любил говорить про это, слишком больно становилось на душе.

Не менее чудовищными стали и последствия этого тотального переселения мирных людей. И даже когда после тринадцати лет ссылки Горчхановы вернулись на родину, в свой родной дом их не впустили. Таким образом, они решили обосноваться в Грозном, где и началась творческая жизнь Магомеда Измайловича. Получив профильное образование, он в 1967 году становится руководителем оркестра народных инструментов ЧИАССР, и в этой должности стал собирать пьесы и этюды для национальной гармошки, а также составлять сборники песен на ингушском, чеченском и русском языках. А когда Советский Союз развалился и в Чечне начались военные события, переехал на свою историческую родину и стал возрождать ингушскую культуру. Им была проделана огромная работа, которая продолжает приносить свои плоды до сих пор. 

С заслуженным работником культуры РИ Мадиной Евлоевой наша газета познакомилась несколько лет назад, когда она в торжественной обстановке передала свой архив с записями старинных народных песен, а также ноты музыкальных произведений собственного сочинения в распоряжение республиканского Дома народного творчества (РДНТ), которые хранились у неё в течение последних тридцати лет. Такой щедрый подарок стал бесценным приобретением для этого учреждения культуры. 

Как нам удалось узнать, Мадина Салмановна с 1994 года по 2000 год работала в составе оркестра народных инструментов и хора Государственной филармонии Ингушетии. За время работы она по крупицам собирала старые записи народных песен, устный полевой фольклор, песенные сказания, а также бережно записывала в общую тетрадь и свои авторские сочинения, написанные ею для хора и оркестра. Таким образом, ей удалось собрать солидный архив раритетных музыкальных произведений, многие из которых были включены в репертуар оркестра. 

Чуть позже М. Евлоева преподнесла в дар Дому народного творчества ещё один ценный подарок — старую гармонь, с которой была связана, пожалуй, вся ее творческая жизнь. Как оказалось, ей подарили эту гармонь еще в юном возрасте, когда она еще не владела игрой на этом инструменте. А когда она в совершенстве освоила азы музыки на гармони, решила попробовать себя в числе профессиональных гармонистов и пришла в филармонию. Мадину с первого же прослушивания взяли на работу в оркестр народных инструментов и хора Государственной филармонии Ингушетии, которыми руководил Магомед Горчханов. В составе этого легендарного и полюбившегося всем творческого коллектива, М. Евлоева плодотворно проработала более шести лет. Эти годы стали ярким периодом в её исполнительской карьере и в качестве гармонистки, и в качестве вокалистки.

«Как это происходит со многими ингушскими женщинами, со временем, найдя себе новое применение в жизни, я покинула сцену, но со своим любимым инструментом долго не могла расстаться, — рассказывает она. — Но однажды, когда я узнала, что в стенах Республиканского Дома народного творчества создается музей материальной культуры ингушского народа, ко мне пришло решение передать эту семейную реликвию, которая служила мне верой и правдой, в музей РДНТ. Много лет эта гармонь была для меня настоящей отдушиной, и я подумала, что настала пора, чтобы она стала источником вдохновения для других. Тем более, что я знаю, что передала свой инструмент в надежные руки хранителей музея. Руководителю фольклорной экспедиции, методисту РДНТ Адаму Оздоеву я сказала, что передаю дорогой моему сердцу инструмент с твердой уверенностью, что поступаю правильно». 

Как рассказала нам Мадина Салмановна, с этой гармонью ее связывала ещё и настоящая творческая дружба с человеком, который сам создал и сам возглавил большой коллектив, в основном состоящий из самоучек из народа. 

«Вы, наверное, знаете, что главным дирижером и хормейстером первого оркестра народных инструментов Ингушетии был Магомед Измайлович Горчханов, истинный хранитель народного искусства, — говорит она. — И сегодня, вспоминая об этом уникальном человеке, нельзя не отметить, с какой любовью он относился к нашим традициям и языку, а значит, как зеницу ока хранил нашу культуру. Магомед Измайлович считал, что, собирая в единое целое разрозненные свидетельства и материалы, изучая их и исследуя, мы будем иметь возможность представить богатство и масштабы народных традиций и народной культуры Ингушетии. И этому он учил и нас, своих подопечных. Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, я думаю, что такие люди являются примером того, как нужно относиться к истории предков во всем ее многообразии. Также важно нашей подрастающей молодежи ценить труд тех, кто самозабвенно относился и продолжает относиться к делу, связанному с историческими ценностями. Мы сегодня можем сделать только самую малость с благодарностью отмечая таких людей, каким был Магомед Измайлович Горчханов: талантливый музыкант, композитор, наставник и настоящий знаток ингушской национальной культуры». 

Известный российский культуролог, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Каргин писал: «С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной культуры и её особой роли в жизни народов России. Без этого останутся неосознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь народных традиций». 

Как бы в продолжение этого замечательного высказывания, наш именитый земляк, композитор и музыкант, автор гимна «Малгобеку» и популярной песни «Мой салам тебе, Ингушетия!» Александр Чередниченко отметил, что гордится тем, что был причастен к происходившим в начале 90-х годов процессам в культурной сфере Ингушетии.

«Пик моего творчества пришелся на невероятно сложный и, одновременно, очень интересный период, когда происходило становление возрожденной ингушской государственности, — говорит он. — Поэтому это время мне очень хорошо запомнилось. Хочу сказать, что у истоков воссоздания республики в плане культуры стояли признанные мастера своего дела, которых я с благодарностью вспоминаю и сейчас. Среди них особое место занимает Магомед Горчханов, основатель первого оркестра народных инструментов при Ингушской филармонии. Должен сказать, что в свое окружение он пускал только таких же энтузиастов, каким был сам: неутомимым и преданным своему делу человеком. Сегодня я могу сказать, что мы, я имею в виду всех, кто работал в культуре в тот период, стояли у истоков создания нашей филармонии: вместе делали концертные программы, выступали перед людьми, записывали новые произведения и ни в коем случае не забывали старинные вещи, ведь именно в них заложен код народа. И Магомед Измайлович понимал это как никто другой». 

Известный гармонист Алихан Тимурзиев, который играет на гармошке уже более полувека, также с большим уважением отозвался о своем коллеге Магомеде Горчханове. Вот что он нам рассказал: «Когда была создана Республика Ингушетия, я был далеко от дома и ко мне не раз обращались с просьбой вернуться на родину и стать у истоков возрождения национальной культуры. Но я настолько хорошо устроился на новом месте, что мне не хотелось ничего менять в своей жизни, хотя искренне разделял патриотические чувства народа, стремящегося создать свою государственность и свою культуру. И только по настоянию своей матери я решился всё-таки принять активное участие в возрождении ингушской культуры. В филармонии в то время был директором Беслан Газдиев, который вместе со мной танцевал в ансамбле «Асса». И когда я заново взялся за музыку, можно сказать, работал и днем, и ночью, оттачивая технику игры и на гармони, и на аккордеоне. Для широты диапазона поднимал в памяти наши старинные ингушские мелодии. Руководитель оркестра народных инструментов Магомед Горчханов был очень доволен, что я вернулся и согласился работать в его коллективе. Он всегда высоко ценил профессиональных музыкантов и отдавал им должное. Говоря о личных качествах Магомеда Измайловича, могу сказать, что он был очень добрым человеком, коммуникабельным, отзывчивым на чужую беду. М. Горчханов обладал большой энергией и самоотдачей, наверное, потому что был влюблен в музыку и в свою профессию. Таким он был, и таким мы его запомним». 

Как говорят фольклористы, искусство пения, наряду с другими направлениями в музыке, является одним из древнейших видов музыкального искусства. Особенно привлекает внимание блестяще-легкий и изящный стиль пения, который в то же время обладает всей полнотой и драматической глубиной исполнения. 

Именно такой тембр голоса привлёк внимания маэстро, когда к нему однажды на прослушивание пришла начинающая тогда певица Любовь Барахоева. Это сегодня она является Народной артисткой Республики Ингушетия и известна не только в нашей республике, но и на многих международных подмостках, а тогда, после начала военных событий в Грозном, Любовь Ахметовна вместе с семьей перебралась в Ингушетию и занималась преподаванием иностранных языков. Но Люба, как она сама рассказывает, каким-то внутренним чутьем понимала, что может использовать свой духовный потенциал в другой сфере, и с этими мыслями пришла в 1997 году в Ингушскую филармонию, в стенах которой и встретила нашего героя. После первого прослушивания Магомед Измайлович сказал, что будет с ней заниматься при условии, если она никогда больше не бросит музыку. И она обещала. Первое свое серьезное произведение под названием «Моё солнышко» начинающая сопрано исполнила на итальянском языке под аккомпанемент М. Горчханова, которое было весьма приветливо воспринято зрителями. Окрыленная дебютным успехом, Люба начала повседневные репетиции и прослушивания, которые в конечном итоге приносили необъяснимую радость и удовлетворение. 

«Так получилось, что первым азам профессионального пения меня обучил очень талантливый педагог и всесторонне развитый музыкант и хормейстер Магомед Горчханов, — рассказывает она. — А если говорить, с чего все начиналось, надо отметить, что я любила петь, наверное, с самого раннего детства. Очень часто я участвовала в конкурсах художественной самодеятельности в школе, но после получения аттестата зрелости, строгие родители не позволили мне поступить в театральный институт, и поэтому я стала студенткой факультета иностранных языков Чечено-Ингушского университета. В студенческие годы я также не могла позволить себе выходить на сцену, потому как знала, что многие неправильно поймут мое страстное желание петь. Но после того, как вышла замуж и обзавелась своей семьей, я с одобрения мужа решила попробовать себя в певческом искусстве. Параллельно с занятиями в филармонии, профессиональные уроки я по настоянию Магомеда Измайловича начала брать из «Самоучителя» по классической музыке, который в основном состоит из произведений на итальянском языке. Несмотря на то, что многие коллеги по работе просто не понимали, кому и зачем нужны эти классические оперы и романсы на непонятном языке, к счастью, находились и такие творческие люди, которые всецело поддерживали меня и помогали записывать известные произведения. Конечно же, я сейчас в первую очередь имею в виду Магомеда Измайловича, который в таких ситуациях всегда говорил: «Цените этот самородок, у которого голос льется как ручей! Ведь не у каждого, даже очень профессионального певца или певицы, найдешь такой тембр голоса!». Но даже при таком раскладе, мне не сразу разрешили выйти на большую сцену и меня долгое время держали на «испытательном» сроке».

Вспоминая этот непростой период становления, Люба Барахоева говорит: «По молодости, как и любая ингушская женщина, я была очень застенчивой и страдала некоторыми комплексами, но с годами поняла, что нельзя замыкаться в самой себе и для того, чтобы стать профессионалом своего дела, мой наставник Магомед Измайлович советовал много читать и быть в курсе всех культурных и общественных событий. И ещё, Магомед Измайлович очень любил, когда человек пел вживую. Он был противником обширного распространения низкопробной попсы среди молодёжи и всегда выступал против использования фонограммы во время выступления артистов на больших концертных площадках. А я была только рада этому. И когда я заявила, что не являюсь сторонником «фанерного» исполнения и что такой метод не может приносить моральное удовлетворение исполнителю, Магомед Измайлови очень обрадовался и поблагодарил меня за такую позицию». 

Еще одним свидетельством того, что Магомед Горчханов был не только музыкантом, но и превосходно разбирался в сольном и хоровом пении, являются воспоминания Народного артиста Республики Ингушетия Адама Оздоева, который сразу признался, что своему становлению обязан только ему — Магомеду Горчханову. 

«По правде говоря, я часами могу говорить об этом человеке, потому что Магомед Измайлович стал моей путеводной звездой в деле исполнения моих детских мечтаний, — рассказывает Адам. — Имея желание выйти на сцену, но не имея при этом профильного образования, я даже думать не мог о том, что мне посчастливится встретить на своем жизненном пути такого великодушного человека, каким остался в моей памяти Магомед Горчханов (Дала гешт долда цох). Самое главное было то, что он поверил в меня и сказал: «Хотеть стать певцом мало, для этого надо неустанно трудиться. Но я вижу, что у тебя есть все предпосылки стать хорошим артистом, и вместе у нас обязательно это получится сделать». Таким образом, Магомед Измайлович стал для меня самым главным наставником и учителем. С его помощью я стал тем, кем хотел стать. К тому же, надо сказать, что таких, как я, у Горчханова было много, и сегодня у нас в республике почти все работники культуры, являются его воспитанниками». 

Как свидетельствует история, предшественники и учителя у Горчханова тоже относились к музыкальной элите страны. Среди них особое место в сердце нашего героя занимал первый горский композитор и дирижер Георгий Мепурнов, который был щедро наделен даром музыканта, был настойчивым и трудолюбивым на пути приобретения знаний о музыке, особенно кавказской. Надо сказать, что значительное число ингушских мелодий и песен сохранилось благодаря таким людям, как Георгий Христофорович, который собрал и обработал вайнахские музыкальные произведения и выпустил сборник «Песни Чечено-Ингушетии», а также создал ансамбль народных инструментов, которым сам же руководил. 

Основоположник чечено-ингушской национальной композиторской школы и профессиональной музыки в Чечено-Ингушетии, автор первых оркестровых национальных произведений Георгий Мепурнов всегда подчеркивал, что горцы испокон веков искусно владели умением сложения песен, а также создавали собственные музыкальные инструменты. Именно этот человек дал нашему соотечественнику Магомеду Горчханову счастливый билет в мир музыки. И он этим билетом очень сильно дорожил. 

Очень часто, когда речь заходила о том, что ремесло музыканта у нашего народа всегда считалось праздным и малозначительным занятием, Магомед Измайлович, вспоминая своего наставника Г. Мепурнова, говорил, что слушать музыку при этом любят все «от мала до велика». Также он часто вопрошал на этот счет: «Как можно говорить про человека, сочиняющего мелодии и исполняющего песни (илли), что он занимается недостойным занятием!? Это, по крайней мере, неправильно!.. Ведь испокон веков представления ингушских горцев на многие жизненные обстоятельства были связаны с магической силой воздействия музыкального звука. Музыка была связана с самыми важными вехами в судьбе человека — свадьбой, рождением ребенка, а также похоронами». 

Действительно, наши предки слагали свои песни, отражая в них собственное мировосприятие, яркие события и имена героев того времени. Созданные ими поэтические и музыкальные образы, дошедшие до нас, являются поистине раритетным кладезем. А сохранить все это богатство и передать будущим поколениям во всем их многообразии — наш человеческий долг. Так считал и настоящий гуманист своего дела, известный ингушский музыкант, композитор и дирижер Магомед Измайлович Горчханов, оставивший после себя яркое музыкальное наследие.