Служению народу

Трудовой и жизненный путь истинного патриота ингушского народа и строителя Тугана Даурбекова

Фото:
из домашнего архива

Поколение наших отцов — это особая категория людей, которая прошла через боль и страдания, тоску разлуки с родиной; это поколение людей, жившее по законам чести и достоинства, которое всегда ставило во главу угла интересы своего народа, и при любых обстоятельствах оставалось приверженным к традиционной культуре своего народа. На таких людях держалась нация, благодаря им сохранился наш язык, наша культура, традиции и обычаи ингушского народа.

Одним из них был герой нашего очерка Туган Саитовича Даурбеков.

Туган Саитович Даурбеков родился в 1932 году в селении Плиево Чечено-Ингушской Республики. В феврале 1944 года он, будучи 12-летним мальчиком, был изгнан из родных мест, как представитель народа, которому было предъявлено сфабрикованное Сталиным и всей его политической кликой обвинение в предательстве. Попав в разряд врагов народа с раннего детства, он быстро возмужал, научился бороться за жизнь, за своё место под солнцем. Ссылка стала для него, как и для многих соотечественников своего рода школой для выживания. И он с достоинством выдержал эти испытания, не очерствел, не потерял себя, рос, преобразуя действительность, вбирая в себя лучшие человеческие качества, поднимая выше честь и мужество.

Начало трудовой деятельности

Свой профессиональный трудовой путь Туган Саитович начал в 1956 году. После окончания строительной школы, имея на руках удостоверение сантехника-бетонщика, он пришёл работать 16-летним юношей на казахстанскую магнитку. Так называли в народе строящийся на месте бывшего рабочего посёлка Самарканд новый промышленный центр — город Темиртау, который уже в 60-х годах стал одним из крупнейших центров металлургии Казахстана.
За короткий срок молодой специалист сумел продемонстрировать свои профессиональные навыки, незаурядные способности, умение организовать работу и повести за собою молодёжь. Эти качества были оценены и признаны вышестоящим руководством и после трёх месяцев от начала трудовой деятельности Тугана Саитовича назначили бригадиром комсомольской молодежной бригады, в распоряжении которого было 180 человек. Думаю, читатель может себе представить масштаб и ответственность, которые были возложены на 16-летнего юношу! Но он справился достойно со всеми обязательствами и в 1960 году после ввода в эксплуатацию ТЭЦ и первой доменной печи, которая дала первый чугун он был назначен начальником строительного треста «Казметаллургстроя», а параллельно он исполнял ещё и обязанности секретаря горкома комсомола г. Темиртау. 
Проработав здесь десять лет, в 1965 году Туган Саитович вместе с семьёй возвращается на родину.

На трудовом фронте родного края

Семья Даурбековых по возвращению на родину устраивается жить в станице Орджоникидзевской (ныне г. Сунжа) Сунженского района Чечено-Ингушской Республики. Здесь он работает начальником Сунженского дорожно-ремонтного строительного управления, курируя одновременно Сунженский, Назрановский, Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы Чечено-Ингушской Республики. 
После выхода не пенсию Туган Саитович работает заместителем главного врача Сунженской районной больницы по строительной части, оставаясь преданным своему делу. Некоторое время преподаёт строительные науки в филиале Московского социального университета, делится своими знаниями и навыками с будущими специалистами. 
За плечами у Тугана Саитовича были теоретические знания, полученные в строительной школе г. Караганды и на строительном факультете Грозненского нефтяного института и огромный багаж практических навыков, полученных за годы трудовой деятельности. Но несмотря на это, он всю жизнь оставался учеником, потому как учился у жизни правильно жить, правильно выстраивать отношения, совершенствовать свои профессиональные качества и многому, многому другому.

Фото:
из домашнего архива
супруги Даурбековы Туган и Патимат

Туган Саитович был не только образованным человеком, обладающим высокими профессиональными качествами, он был многогранной, разносторонней личностью, с богатым внутренним миром, творческим воображением, с тонкой душевной организацией, что прекрасно сочеталось с качествами настоящего мужчины, малословного, сдержанного, у которого никогда слова не расходились с делом. И не удивительно, что такой человек играл на гитаре, писал стихи, сочинял прозу, выражая, таким образом, эмоции, чувства и переживания, которые мужчины в силу суровых и жёстких нравов не могли выразить словами. Вся жизнь Тугана Саитовича была одной длинной дорогой, выстланной из забот и огромного желания быть полезным своему народу, бескорыстно служа его интересам, творя во имя процветания и развития родного края, во всём, всегда и везде соответствуя культуре и этике ингушского народа. 

Помимо своей основной работы он старался благоустроить внешний вид своего родного края, а именно Сунженского района. Он часто выезжал за пределы республики, видел, как расцветают города и сёла в российских глубинках и старался внести подобные новшества и у себя на родине.

Остановочные мозаичные павильоны

Жители Сунженского района прекрасно помнят остановочные мозаичные павильоны, которые были построены по всему району. К сожалению, из 24 остановочных павильонов, которые возводились с 1972 по 1980 года, не осталось ни одной, последняя из них по улице Калинина была снесена в конце 2000 годов. Разрушительная сила человека и природы сделала своё дело. А ведь это были настоящие произведения искусства, являлись долгие годы достопримечательностью Сунженского района, приковывающие восхищённые взгляды жителей и гостей нашей республики. Художественные композиции придумывал сам Туган Саитович, а проводили работу художники и мастеровые. Выложить мозаичный сюжет — это кропотливый, трудоёмкий труд. Каждый сюжет демонстрировал культуру и традиции ингушского народа. Это были такие темы, как: «Знакомство у родника», «Выход невесты к роднику», «Танец молодых», «Семейный очаг», «Традиции уважения и почитания старших» и тому подобное. Туган Саитович рассказывал, что он обсуждал сюжеты тем с представителями старшего поколения, и Идрис Базоркин, известный ингушский писатель, с которым он лично был знаком, тоже подсказал ему идею вложить в художественные композиции остановочных павильонов ценности и элементы национальной культуры. Хочется в связи с этим вспомнить одну историю, связанную с образами мозаичных композиций. Дело в том, что выездная республиканская комиссия заметила, что все композиции несут в себе национальную тематику. «А где же передовые молодежные идеи, где отражение спортивной жизни?» — возмутились они. Пришлось подстраиваться под советскую номенклатуру. И вскоре на одной из остановок появилась «спортивная тема» — два пловца, погружённые по плечи в реке, играют в мяч. А на плечи спортсменам Туган Саитович «накинул» белые футболки, потому как не положено мужчинам по нормам ингушского этикета показывать голые плечи. «Вот такой он был красавчик!» — говоря на современном сленговом наречии.

Фото:
из домашнего архива

Скульптуры «Девичий отдых» и «Наказ молодым»

Старшее поколение хорошо помнит скульптуры, поставленные Туганом Саитовичем в годы его работы в ДРСУ Сунженского района. Это была его личная идея, уж больно он хотел благоустроить свой район, сделать его презентабельным и привлекательным для гостей республики, местом гордости и отдыха для его жителей. Большую помощь при установке этой композиции оказал ему Уматгири Дербечев.

Создавали скульптуры по заказу и за личные средства Тугана Саитовича. Он часто становился победителем социалистических соревнований и все средства полученные в качестве премии шли именно на эти скульптуры. 
Скульптура «Девичий отдых» состояла из трёх горянок, в руке одной из которых была гармошка. Стояла она у въезда в селение Галашки Сунженского района. Место для её установки было выбрано не случайно. Когда-то в детстве, собрав в лесу хворост, он вместе с мамой и старшим братом остановились здесь у источника, выбивавшегося из-под земли, чтобы передохнуть и попить родниковой воды. Тогда мама сказала, хорошо бы это место облагородить, здесь замечательная водица. Эти слова запали в душу её младшего сына, и как только появилась возможность, спустя десятки лет он осуществил давнейшую мечту своей матери, в ее память, и в память всех ингушей, кто, мечтая вернуться в родные края и испить эту воду, так и остались на чужбине. 
Скульптура «Три девушки», как её называли в народе, была любимым местом встреч. В те годы часто можно было услышать фразу: «А давай пойдём к трём девушкам». Этот девичий ансамбль любили все жители республики. Сюда приезжали фотографироваться выпускники школ, здесь останавливались свадебные кортежи, сюда же к источнику приводили и невесту по старому обычаю — выход невесты к роднику.

Вторая скульптура «Наказ молодым» — здесь к двум сидящим старикам юноша подводит коня под уздцы, смысл здесь был и в том, что юноша по нормам ингушского этикета, должен был спешиться с коня, проходя мимо стариков, здороваясь с ними или вступая в беседу. Была установлена эта композиция, олицетворяющая уважение молодых старшему поколению на окраине селения Мужичи. Он мечтал, что памятники станут достопримечательностью ингушского народа, когда здесь обязательно будут проходить туристические маршруты. И он оказался прав, но скульптуры по тем или иным причинам, и не важно по каким, но точно не дальновидным, и не в интересах ингушского народа были уничтожены. В своё время Туган Саитович рассказывал, что прежде чем заказать и установить памятники в придорожье сёл Сунженского района он консультировался с религиозными деятелями, в частности с Аюпом Айдамировичем Цечоевым, и получил от него ответ, что скульптуры никак не противоречат религиозным нормам.
Помимо этих скульптур были ещё и другие памятники культуры, отражающие традиции и быт ингушского народа, но всех их постигла та же участь, что и упомянутых скульптур в этом тексте.

Фото:
из домашнего архива

Дом отдыха в селении Мужичи

Много сил и средств приложил Туган Даурбеков в строительство и благоустройство Дома отдыха в селении Мужичи. Создать живописный комплекс для жителей района в прибрежной зоне реки Асса предложил в своё время председатель Сунженского райисполкома Султан Плиев. Идею подхватил Туган Даурбеков, который руководил районным ДРСУ, и первые корпуса здесь были построены на сэкономленные управлением средства. А чуть позже из командировки с Ялты он привёз серебристые ели и декоративные туи и рассадил их на территории Мужичинского дома отдыха. Тогда они были крошечные, а сегодня вымахали в настоящие красавицы. 
Ближе к берегу реки Ассы предполагалась и строительство огороженного со всех сторон бассейна для горянок и отдельного бассейна для мужчин. Для этого была расчищена площадка длиной 300 метров. Но работы сорвались, его грандиозным планам не суждено было сбыться.

Добрым словом

Много тёплых слов в адрес Тугана Даурбекова говорили его коллеги, многих из которых нет уже рядом с нами. Теплыми словами благодарности отзывался о нём Халид Евлоев, Хозимат Арчакова, Зейнап Картоева, Лейла Даурбекова, Магомед Албогачиев, Алихан Гандаров и многие другие. 
Он был отменным начальником, говорят о нём коллеги, заботился о каждом своём рабочем, ценил каждого из них, и потому, все как один по первому зову были готовы встать рядом с ним, не считаясь с личным временем, если того требовали обстоятельства. Потому и текучести на работе не было, и коллектив был на редкость дружным и сплоченным. 
По мере своих сил и возможностей Туган Саитович при таком бедном бюджете всегда находил возможность решить насущные проблемы села, в частности проложить дорожки до школ и администрации, облагородить территорию вокруг клуба и тому подобное. 
И ещё одна отличительная черта его характера — он никогда не оставался равнодушным к просьбам людей, обратившихся к нему, значит именно от вас ждут помощи, говорил он, и надо стараться сделать всё возможное, чтобы подержать человека. Он делился с людьми последним, не столько по причине душевной щедрости, сколько по причине душевной надобности, потому что, отдавая, он брал, духовно подпитывался, чтобы снова быть в форме. 
В республике его знали многие люди, если не все, он был известным человеком, но при всей своей популярности, в нём не было заносчивости. Он был близок с людьми, уважал порядочность и человечность, был открыт, прост и доступен в общении, такими словами вспоминают его все, кто помнит его добрые дела и поступки.

Фото:
из домашнего архива
скрин из фильма «О Тугане Даурбекове» 1990г. (фрагмент мозаичной остановки)

Говорят, что благородных людей ничего не может сломать. Он был одним из них. Последние годы его жизни можно смело назвать стоическими. Потеряв зрение, он не терял присутствие духа. Оставался всегда бодрым и бесконечно добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Благодарные люди, коллеги, вчерашние выпускники образовательных учреждений, которым он дал путёвку в жизнь приходили к нему в дом, как паломники, и он каждого встречал как положено настоящему ингушу, одетый с иголочки и с присущей ему воинской выправкой.

До конца своих дней он был бескорыстно предан идеалам ингушского народа, тем самым, которые задало себе то поколение людей, которое, как мы отметили в самом начале этого очерка, испытало горечь разлуки с родиной и ценило каждый день, каждый час прожитый на родной земле, ценило кусочек хлеба на столе и улыбки на лицах наших людей, всеми средствами и силами старалось сделать этот край лучше, чище и благороднее, в пример нашему поколению и идущему за нами следом.

Многочисленные награды, десятки фотографий и газетные публикации, которые хранятся в семейном архиве говорят о заслугах Тугана Саитовича и его многолетнем и самоотверженном труде на благо своей страны и родины.

Самые лучшие качества он проявлял и дома, в кругу семьи, где царили гармония и тёплые взаимоотношения. Вместе с супругой Пятимат Раасовной Цунтольговой они воспитали шестерых детей — четырёх сыновей и двух дочерей, сумели вложить в них чувство собственного достоинства и приверженность к традициям. Все дети выбрали по душе профессии и благополучно устроились в жизни. Сыновья — Мухарбек, Саварбек, Муса и Тимур так или иначе связали свою жизнь с нефтяной и строительной отраслью, пошли по стопам своего отца. Дочь Елизавета стала кандидатом философских наук, младшая Роза работает юристом на НТРК. 
Туган Саитович ушёл из жизни 14 октября 2007 года.
Дала гешт долда.
Он ушёл, оставив о себе добрую память и тёплые воспоминания, говорят сегодня дети, учил нас уважать и любить людей, учил нас житейской мудрости, не поддаваться соблазнам бренного мира, любить родной язык, свой народ и свою культуру.