Язык — душа народа

Мадина Бекова: «Пока народ сохраняет свой язык — он жив» 

Фото:
М.Бекова

Еще в детстве мы часто слушали сказки, рассказы, предания наших старших, в которых ярко воссоздавалась красота родных гор и рек. Они учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объясняли многие приметы посредством родного слова. Но ситуация сегодня изменилась. 

Фото:
М.Бекова

Современная жизнь почти полностью вытеснила из жизни детей школу старшего поколения, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. Сейчас мы часто слышим разговоры о проблеме с родным языком, что мало тех, которые говорят на языке матери. Особенно остро стоит этот вопрос среди молодёжи. С этим действительно можно согласиться, так как каждодневно автор данного материала по дороге на работу замечает, что подростки общаются между собой на русском языке, игнорируя свой родной язык. А почему это происходит? — задаю себе вопрос. 

Чтобы разобраться в этой сложной ситуации, насколько важно сегодня изучение и преподавание в школах родного языка, я и обратилась к учителю ингушского языка и литературы СОШ № 3 с. п. Долаково Мадине Закраиловне Бековой.

"Действительно, в настоящее время как никогда остро стоит проблема сохранения родного языка, — говорит она. — На своих уроках я заставляю учащихся говорить на своём языке, запрещаю им общаться даже между собой на русском. Часто мы записываем в отдельную тетрадку исчезающие слова из языка, которые не так часто используются в современной нашей речи, чтобы они не утратились совсем. Мне кажется, пренебрежение современной молодёжи родным языком идёт в некоторых случаях и из семьи. Многие родители с малых лет разговаривают со своими чадами исключительно на русском, сегодня даже в сельской местности всё меньше встречаешь общающихся на родном языке. Родителям в первую очередь надо больше уделять внимание этому вопросу. Когда ребёнок начинает говорить изначально не на своём языке, ему уже в дальнейшем труднее воспринимать родную речь. 

История нам также показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию тяги к национальной культуре, молодёжь теряет своё национальное своеобразие. Поэтому важно на примере художественных произведений, на мероприятиях выработать у учащихся бережное отношение к родному языку, чтобы они понимали важность знания родного языка, что я и стараюсь делать. Язык полностью отражает ментальность народа, а значит, и особые черты характера, образ мышления, верования, навыки духа. 

Я не говорю, что дети не должны владеть другими языками, каждый язык уникален, потому что народы, их культурные традиции, условия жизни и картины мира различаются. Моё твёрдое убеждение: пока народ сохраняет свой язык — он жив. Знание и понимание языка, его законов и правил — это первое и самое важное, что необходимо человеку.

Как носитель родного языка и преподаватель данного предмета, я всегда ставлю перед собой цель — привить своим подопечным уважение и любовь к преподаваемому предмету. Сегодня перед каждой семьёй и школой должны ставиться такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что ребёнок должен знать свой национальный язык, как закон жизни и природы. Скажу, что только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребёнок становится сыном своего народа".

Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи того или иного этноса.

Язык — душа народа. И долг каждой нации сохранить свой язык, серьёзно и свято относиться не только к своему, но и к чужому языку.