На пути к цифровому прорыву

Будущие IT-специалисты из Ингушетии овладевают «философией взаимоподдержки»

Фото:
пресс-служба Главы и правительства Ингушетии

Как известно в феврале текущего года в столице Ингушетии г. Магасе финансово — кредитный гигант России банк Сбер открыл кампус популярной среди молодежи «Школы 21» на базе Академии цифрового развития. 

Проект реализовывается по инициативе Главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова при поддержке группы «САФМАР», которой руководит наш именитый земляк, предприниматель и меценат Микаил Гуцериев. Кампус расположен в большом здании академии в центре города и станет основой образовательного кластера, создающегося в Ингушетии. Помимо школы, на территории академии разместят бизнес-акселератор и другие инновационные площадки, ориентированные на развитие региона. А в минувшую субботу, в столице республики в торжественной обстановке был открыт пятиэтажный трехзвездочный отель, входящий в перечень объектов инфраструктуры академии. В нем на бесплатной основе будут проживать студенты «Школы 21».

Фото:
пресс-служба Главы и правительства Ингушетии

Директор отеля Людмила Казанова с самого утра в ожидании гостей усердно хлопотала, наводя глянец перед красочно украшенным фасадом здания. Да и к приему клиентов здесь все было готово: решены вопросы с ЖКХ, взаимодействия с городской администрацией, внешнего и внутреннего убранства отеля. По ее словам, первых постояльцев гостиница примет в середине ноября. И вот, перед многочисленными участниками мероприятия (в основном — будущими IT-специалистами) премьер — министр Ингушетии Владимир Сластенин и известный предприниматель Алихан Амирханов, представляющий группу «САФМАР», перерезали красную ленточку, открыв, таким образом, двери в новую, современную гостиницу для иногородних студентов (всего — более 80 мест). Газета «Ингушетия» уже сообщала об этом событии. 

Общаясь с журналистами Сластенин признался, что открытие SMART отеля приурочено к 100-летию образования государственности Ингушетии и является подарком группы «САФМАР» будущим специалистам в области цифровых технологий, которые обязательно прославят Ингушетию высокими достижениями и новыми открытиями. В свою очередь, Амирханов поведал о многочисленных благотворительных проектах детища Микаила Гуцериева, реализация которых позволила создать в республике сотни рабочих мест. В отеле же, построенном, по его словам, на личные средства Гуцериева, трудоустроят порядка 50 человек.

Фото:
Б. Гиреев

Однако, самым интересным стало общение с ребятами, которые обучаются в «Школе 21». Честно признаюсь: для меня детали того, как они овладевают знаниями и навыками стали настоящим открытием. Дело в том, что молодые люди погружены в атмосферу, которая мало напоминает привычный образовательный процесс в обычных школах или университетах. Даже название этому процессу придумали — «Бассейн». Что это значит? Смысл в том, что человека, далеко незакаленного еще жизнью «бросают» в этот «бассейн» и он сам должен научиться «плыть». Умел ли ты изначально плавать или нет — не суть важно. В итоге, понятное дело, «выплывают» самые упертые и талантливые. Мы поговорили с одним из учащихся кампуса и узнали подробности его пребывания в нем в течение уже пяти месяцев. 

— Я специально приехал на открытие отеля, потому что каждый день наматываю 140 км, чтобы приезжать из Малгобекского района и уезжать домой обратно, — говорит 23 летний Батыр Дзагиев. — Надеюсь забронировать себе здесь место. Что касается Школы 21, то ее называют «школой будущего», потому что там нет учителей, лекций, да и оценок в традиционном понимании этого слова. Весь процесс обучения построен на геймификации (геймификация — применение в прикладном программном обеспечении и веб-сайтах техник и подходов, характерных для компьютерных игр с целью привлечения пользователей. От авт.). Каждый абитуриент или ученик обладает определенным уровнем, и в начале пути проходит самые простые «миссии». Повышая свой уровень, студент имеет возможность выбирать из большего количества проектов наиболее для него интересные. Образование в школе бесплатное. Но, это не должно обманывать, потому что здесь остаются только мотивированные студенты. Чтобы стать студентом необходимо пройти месяц отбора, так называемого «бассейна» — интенсивного обучения с нуля программированию на языке C. После этого месяца тебе сообщают результат: ты или прошел, либо нет. Важно отметить, что этот месяц ни к чему не обязывает: он лишь дает и тебе и школе понять, подходишь ты для такого формата обучения или нет. А вот если ты прошел отбор и понял для себя, что такой формат тебе по душе, то подписываешь договор на основное обучение. 

Фото:
Б. Гиреев
Батыр Дзагиев

Отмечу, что дедлайны абсолютно выполнимые, сорвать их можно только если больше полугода не ходить в школу. Этот пункт договора нужен для того, чтобы сразу же отсеять ротозеев, не имеющих цели учиться. Оценить свои возможности будущий студент может на «бассейне» и передумать может в любой момент до подписания основного договора. «Бассейн» — название образное. Ну, типа жесткого метода научить плавать того, кто не умеет плавать, бросая его в «бассейн».

Важно знать, что с работой или другой учебой совмещать данный процесс будет очень сложно: надо быть готовым находиться в школе каждый день в течение всего месяца. Еще нужно научиться перебороть свою застенчивость и общаться с максимальным количеством людей. Поможет в этом и т. н. система peer-to-peer, позволяющая формировать связи между участниками образовательного процесса через обмен знаниями, опытом и мнениями друг с другом. Если ничего не получается — это нормально, сдаваться нельзя, надо быть готовым к провалам. Обязательно нужно убедиться, что усвоил предыдущий пункт. Учебных материалов минимум. Есть только задания и самые базовые обучающие видео, которые не помогут тебе решить поставленную задачу, а лишь дадут подсказку, где искать ответ. Основной эффект обучения достигается за счет коллективного разума. Если чувствуешь ступор — спроси у соседа слева, справа, загляни в Google. Главное — никто тебе не откажет в помощи. Это философия школы. 

Оценка твоих знаний происходит также в формате peer-to-peer. Для оценки каждого задания необходимо, чтобы тебя проверили сначала сами студенты, затем твое задание проверяется программой Moulinette и ставится общий балл. Этот балл увеличивает твой уровень. Прокачивая уровень, ты получаешь доступ к большему количеству заданий. На «бассейне» каждый день дается задание, к вечеру следующего дня его необходимо сдать, после этого дедлайна ты не можешь вносить изменения в свое решение. Затем еще 24 часа дается тебе для того, чтобы это задание оценили другие студенты. Чтобы записаться на проверку у тебя должны быть в наличии correction points — точки коррекции. Чтобы их получить, ты сам проверяешь других студентов. 

Хочется отметить, что на «бассейне» тебя ставят в очень жесткие рамки. Хоть тебе и дают два дня на выполнение каждого задания, но сами задания приходят каждый день. И каждый день ты получаешь огромное количество новых знаний, на которые в обычном режиме обучения необходимо гораздо больше времени, чем один день. Твой мозг сразу погружается в поток непрерывного получения и обработки информации. Школа дает тебе понять: все и сразу ты сделать вряд ли успеешь. Умей расставлять приоритеты для себя и принимать самостоятельные решения. На самом деле, бассейн это очень крутой этап. Вне зависимости от того, пройдешь ты в школу или нет, ты получаешь огромный жизненный опыт. Под конец бассейна ты понимаешь, что способен на большее, что умеешь выходить из зоны комфорта и четко видишь свои цели...

На вопрос о том, не захочет ли он после обучения уехать на Запад, как до недавнего времени было принято у наших айтишников, Батыр честно признался, что видит себя только на Родине.

— Многие хорошие программисты, которые уехали в разное время из нашей страны по разным причинам и обстоятельствам возвращаются обратно, — говорит он. — Сегодня для молодых людей есть масса возможностей реализовать себя в цифровых технологиях, если работать над собой и развиваться. За время учебы в школе здесь можно освоить такие языки программирования, как C, C++, Java, С#, Python, Go, овладеть навыками DevOps, научиться работать с базами данных и сетями. 

Честно говоря, автор этих строк был изумлен общением с молодым собеседником, который, кстати, успел окончить нефтяной институт в Грозном, но все же решил резко поменять сферу применения своих сил и талантов. Безусловно, сегодня технологии меняются и совершенствуются так стремительно, что на первый план выходит способность осваивать их быстро и самостоятельно. Однако, в Школе 21 это происходит по методике «равный равному», когда ребята учатся друг у друга. В результате молодые люди приобретают знания, которые высоко ценятся в ИТ-компаниях.

Добавим, что сегодня в России действует восемь кампусов «Школы 21» где учится около 5 тысяч человек из 70 регионов России. И очень приятно, что один из них находится в Ингушетии — в Академии цифрового развития группы «САФМАР».