В рамках проекта

В Мемориальном комплексе жертвам репрессий Назрани прошёл семинар по инклюзии

Фото:
Мемориальный комплекс жертвам репрессий

18-20 июня, в рамках проекта «ШКИД» в Мемориальном комплексе жертвам репрессий был проведён семинар на тему «Инклюзия в музее: теория и практические решения». 

В семинаре приняли участие сотрудники и представители Мемориального комплекса жертвам репрессий, Ингушского музея краеведения им. Т. Мальсагова и государственного музея ИЗО. 

С лекцией по теме инклюзии выступила Ирина Донина, кандидат культурологии, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея. 

На семинаре обсуждались вопросы этики и базовые принципы работы с посетителями с разными формами инвалидности, освоение принципов музейной инклюзии, а также многое другое.

— Первый день семинара был очень насыщенным в освоении участниками практических навыков и получении ценных знаний, — рассказывает организатор мероприятия Залина Долакова, — сама тема говорит, что семинар включал в себя не только теорию, но и практику. Вместе со спикером семинара Ириной Дониной, наши участники рассмотрели примеры эффективной реализации программы по созданию доступной среды в социокультурных учреждениях Санкт-Петербурга. Приняли участие в обсуждении таких тем, как «Социальная миссия современного музея. Инклюзия в образовательной и социокультурной сфере», а также «Музеи как агенты социальной инклюзии». 

Надо сказать, что представители всех трёх музеев приняли самое активное участие в решении задач, поставленных перед ними лектором. Также на практической части семинара Ирина Донина дала задание сотрудникам музея создать макет инклюзивного проекта для музея по определённому категорию людей с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, участники семинара должны были за короткий период постараться на базе своего музея, своих экспонатов придумать такой проект, который они в дальнейшем смогли бы воплотить в жизнь. Таким образом, в течение первого дня семинара была проведена большая работа. Второй день был не менее насыщенным, чем первый и наполнен важной информацией от спикера семинара.

Фото:
Мемориальный комплекс жертвам репрессий

Как далее рассказывает Залина Долакова, участники семинара, говорили о поведенческих трудностях, визуальной поддержке и о когнитивных, сенсорных особенностях людей с ДЦП, расстройствами аутистического спектра и другими ментальными особенностями. И в завершении второго дня прошла итоговая аттестация, которая представляла собой защиту проектов участников семинара, направленных на включение музейного посетителя с инвалидностью в социокультурное пространство собственного учреждения.

Третий же день был выездным, участники семинара посетили музеи республики. На месте разбирали проекты сотрудников этих музеев, отметили плюсы и минусы проектов. Лектор подчеркнула, что подготовленные проекты имеют право на жизнь, остаётся только их доработать и в дальнейшем вполне можно будет подготовить их для подачи на грант. 

— Первый музей, который мы посетили, был Ингушский краеведческий музей им. Т. Мальсагова, — говорит З. Долакова. — В начале встречи, хранитель археологии музея Зарета Местоева провела для участников семинара экскурсию по выставкам и экспозициям музея и поведала гостям о происхождении и истории различных ценных исторических экспонатах. После такой познавательной экскурсии, спикер семинара Ирина Донина обсудила с участниками семинара представленный сотрудниками музея краеведения проект для глухих и слабослышащих посетителей, главный и обходные пути его реализации с учетом возможных рисков. Также мы посетили Государственный музей изобразительных искусств г. Карабулак, где для участников семинара была проведена увлекательная экскурсия по залам музея, после чего прошло обсуждение аттестационного проекта музея для незрячих посетителей. Участники активно включились в процесс обсуждения и предлагали много интересных идей по реализации инклюзивных проектов в своих учреждениях. По окончании семинара участникам были вручены официальные сертификаты. 

Фото:
Мемориальный комплекс жертвам репрессий

Много говорилось на семинаре о создании инклюзивных программ для людей с различными формами инвалидности. И это делалось для того, чтобы любой человек, независимо от любых ограничений здоровья, смог бы прийти в музей и чувствовать себя комфортно, получить какую-то услугу. Как говорится, ни хлебом единым жив человек, каждому из нас нужна и духовная пища. Любой человек имеет право прийти в музей, с пользой для себя провести время, получить новые знания, информацию, положительные эмоции. 

Для нас, конечно, тема инклюзии довольно таки в новинку, потому что она не получила широкого распространения. Если говорить конкретно о нашем регионе, у нас по этой теме были только единичные какие-то акции. Мемориальный комплекс жертвам репрессий проводил мероприятия ко Дню инвалидов, а также ко Дню белой трости. И здесь мы уже понимаем, что надо нам выходить на новый уровень и сделать возможным создание конкретной программы для посетителей с различными ограниченными возможностями здоровья. Конечно, понимаем, что сразу всё сделать невозможно, но тем не менее, должны с чего-то начать, пусть это будут маленькие неловкие шаги.

В позапрошлом году с Ириной Дониной на базе музея была подготовлена адаптированная программа для людей с ограниченными возможностями здоровья. Я была руководителем данного проекта школы инклюзивного досуга, который реализовывался в течение двух лет. Проект наш был поддержан Благотворительным фондом Владимира Потанина. Два года мы работали над этим проектом, теперь он в стадии завершения. Пройденный семинар был одним из значимых моментов, где мы подкрепили свои знания, получили опыт от человека, который давно занимается и работает с этой темой, и у которого обширный опыт и знания в этом направлении".

Залина Долакова выразила надежду, что знания, полученные участниками на семинаре, помогут выработать пути взаимодействия с посетителями музея, имеющими особенности в развитии и позволят, поднять уровень работы наших музеев в инклюзивном направлении на качественно новый уровень.