С доброй памятью

Эсет Сусуркиева: «Настоящее богатство — человеческое достоинство»

Фото:
Минкультуры РИ

Жизнерадостная, наделенная чувством юмора и самоиронией, обладающая непередаваемым женским шармом и обаянием, такой знали и любили Эсет Хаджибикеровну Сусуркиеву — народную артистку Республики Ингушетия, поэта и драматурга, члена Союза писателей Республики Ингушетия, члена Общественного Совета МЧС РФ по РИ.

Эсет Сусуркиева родилась 10 февраля 1973 г. в с. Сагопши Малгобекского района Чечено-Ингушской АССР. В 1994 году окончила Чечено-Ингушский государственный университет. С 1993 года работала в Ингушском государственном драматическом театре им. И. Базоркина. Ещё будучи школьницей, она участвовала в различных театрализованных постановках. Учителя внушили ей, что у нее есть талант актрисы. Но стать актрисой она даже не смела мечтать, так как воспитывалась в семье, где соблюдались ингушские традиции, где было чётко установлено, что семью обеспечивать — обязанность мужчин, а место женщины у семейного очага. 

Но меняется время, меняются люди, меняются сложившиеся устои. Так волею судьбы Эсет Сусуркиева стала актрисой.

Первые шаги к сцене

После окончания школы Эсет Сусуркиева добилась от родителей разрешения учиться на шестимесячных курсах кройки и шитья в городе Грозном. А всё что с ней происходило дальше, как, впрочем, и до этого, Ася называла судьбой. «Трамвай сделал остановку возле университета, — вспоминала она свою историю. — Идея поступить в университет пришла спонтанно и молниеносно, и я озвучила сестре свою мысль, после чего мы быстро сошли с трамвая».

В университете было многолюдно. Молодые выпускники школ толпились у приёмной комиссии. Из двух десятков факультетов девочки выбрали филологический, при том ещё и актёрское отделение, которое только что открылось при вузе. А дальше получилось так, что им объявили: «Все кто на актёрское отделение проходите в актовый зал. У вас будет отборочный тур». Обратной дороги уже не было, надо было идти вперёд. Потом Эсет по многу раз пересказывала эту историю своим родным и друзьям: «Можете себе представить состояние молодой девушки, которая никогда еще не была в театре, мало того, не видела ни одного представления даже кукольного театра, — говорила она. — Стою робкая, неуверенная. У двери столпилось много абитуриентов, и никто не решается зайти первым. Я собралась и открыла дверь. Зашла и стою. И тут мне предложили прочитать басню. Я вспомнила, что могу запнуться, так как на память помнила басни только частями. И предложила прочитать стихи собственного сочинения». 

Комиссия осталась довольная, абитуриентка им внушила доверие. Последующие пять туров она сдала на отлично. 

Родители новость о поступлении дочери без связи и денежной поддержки в лучший вуз республики приняли с восторгом. Им польстила настойчивость Эсет, но о работе актрисы на тот момент и не стоило думать. Факультет филологический, а значит работать будет в школе. На том и порешили.

Годы учёбы были интересными и насыщенными. Но время пролетело быстро. Из 25 поступивших на актёрское отделение остались семь девушек и один юноша. И вот в таком составе молодых актёров надо было ставить дипломный спектакль. В имеющемся репертуаре не было постановки с участием такого количества девушек. Всегда инициативная Эсет Сусуркиева решила найти выход, написала свою первую в жизни пьесу. И это за ночь! Первым слушателем был её отец, он сделал кое-какие корректировки и со своим детищем молодой драматург отправился к мэтрам. Конечно же, у неё были сомнения и переживания. Однако, её пьесу «Здравствуй, Пятимат», приняли сразу. Главный критик Саид Чахкиев одобрил спектакль.

Начало творческого пути

После долгих уговоров и делегаций, Хаджибикер Сусуркиев, отец Эсет согласился на работу дочери в театре, но только на должность заведующей литературной частью. 

С 1993 года она вышла работать актрисой Чечено-Ингушского государственного театра имени Х. Нурадилова. Но ингушское отделение театра после политического переворота в Чеченской Республике стало самостоятельным и ингушский театр переехал в Ингушетию, в г. Назрань и вскоре обрел сцену во Дворце культуры и уже в июне 1993 года дал первый спектакль — «Ханума» Цагарели. В одном из своих интервью журналистам, Эсет Сусуркиева говорила: «Не мыслю жизнь без театра. Несмотря на нелегкую действительность, люди приходят в театр, значит — мы нужны. И когда поднимается занавес, оживает сцена, замирает зал, мы смеемся и грустим, размышляем, задумываемся, мечтаем, учимся видеть вокруг прекрасное. Дыхание в такт, биение сердец в один ритм, артисты и зрители... Жизнь продолжается!»

На сцену Эсет Сусуркиева всё же вышла. Однако играла она в основном старушек, чтобы замаскироваться в гриме. Но вскоре тайна стала явью. И как-то подошло само время, и родители смирились с действительностью, хотя долго не одобряли её выбор. А потом пришло другое время, и они даже гордились своей дочерью, когда её полюбил и принял народ.

Эсет была очень благодарна своим родителям за поддержку и понимание, и своим зрителям за признание и любовь. «Где бы я ни была, — говорила она, — я чувствую уважение людей. Не это ли свидетельство того, что актёрская профессия не менее важная, чем любая другая».

Эсет Сусуркиева была многогранной, творческой личностью. У неё было немало талантов, которые проявлялись во всём её многообразии. 

Она была соавтором проекта, художественным руководителем и актрисой полюбившего народу творческого объединения «Зокх», автором сценариев МБУ «Студии театра и кино «БАРТ». лауреатом премии Министерства культуры РИ «Золотая лань» в номинациях «Лучшая актриса года», «Лучший драматург». 

О своей актёрской деятельности Эсет Сусуркиева с гордостью заявляла, что это часть её жизни, и что театр в целом способствует культурному и духовному развитию нации. 

За годы своей деятельности Эсет Сусуркиева сыграла десятки ролей не только на сцене, но и в многочисленных телевизионных миниатюрах «ЗОКХ» и «Лоаца аьлча». Она повышала своё мастерство в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве; с 2001 по 2002 год работала ассистентом режиссера Московского Государственного театра им. М. Ермоловой.

Несколько лет Эсет Хажбикеровна работала заместителем директора филиала Северо-Кавказского государственного технического университета, вела преподавательскую деятельность в Колледже искусств Республики Ингушетия, работала главным специалистом в Министерстве Культуры и Архивного дела республики Ингушетия, а за короткий срок в должности исполняющего обязанности директора государственной филармонии Республики Ингушетия сумела сплотить вокруг себя коллектив, открыть малый зал и создать незабываемые творческие проекты. А в Доме Культуры с. п. Экажево действовал основанный Эсет Сусуркиевой Детский театр «Сийг». В последние годы она работала руководителем Студии театра и кино при ЦКР г. Магас.

Эсет Сусуркиева была замечательным человеком, она обладала особой харизмой, поэтому к ней и тянулись люди. Она умела радовать зрителей, была одной из самых любимых актрис в народе. Но при этом Ася, так её чаще называли друзья, коллеги, зрители, никогда не страдала «звёздной болезнью, ей были чужды горделивость, «зазнайство», она была необыкновенно проста, открыта и легка в общении. 

Всю свою сознательную жизнь, и даже в самые тяжёлые, трагические моменты, несмотря на все испытания, которые выпали на её судьбу, она не отступала от своих принципов, до конца сохраняла человеческое достоинство, оставалась всегда улыбчивой и доброжелательной. 

6 июня 2024 года Эсет Сусуркиева ушла из жизни после продолжительной болезни. Её похоронили в один из священных для мусульман дней, предшествующих важному празднику в исламе — Курбан-байрам. 

В своих комментариях люди признаются ей в любви и пишут слова соболезнования: «Печальная новость. Она была великой актрисой», «Как же их команда умела радовать людей в самые тяжелые времена для народа», «Несмотря на испытания, что выпали на её судьбу, она оставалась всегда улыбчивой и приветливой», «В каждом доме она была как родной человек». 

У Эсет Сусуркиевой остались три дочери. В память о замечательной актрисе и драматурге Ингушский государственный драматический театр имени И. Базоркина готовит премьеру спектакля по пьесе Аси Сусуркиевой «Салон «Бордий зама» (комедия) режиссёр-постановщик М. Галаев, который зритель сможет увидеть в ближайшее время.

Послесловие

В одном из своих последних поэтически проз Эсет Сусуркиева писала: 
«Голым человек родился, и лишь саван с собой унесет. 
Если честью славился, имя бессмертие обретет. 
Настоящее богатство — человеческое достоинство. 
И кто этого не поймет нищим родился и нищим умрет».

Дала гешт долда!