Дожили: уже «энергетики» стали «халяльными»!

Ингушское УФАС России узрело в деятельности пивной компании нарушения антимонопольного законодательства 

Фото:
Б. Гиреев

Ислам призывает верующих употреблять в пищу только ту еду, которая разрешается нормами шариата. Товарооборот халяльной продукции в России растет из года в год, производители в этом сегменте получают немалую прибыль. 

Согласно некоторым данным, только в нашей стране халяльная продукция составляет не менее 15% объема продаж говядины и баранины. Название «халяль» несет людям своеобразный сигнал о чистоте, безопасности и дозволенности. Мы верим всему, что написано на упаковках. Но, законы капитализма, увы, не всегда коррелируются с нормами морали и нравственности. В погоне за наживой и в корыстных целях недобросовестные предприниматели повадились использовать марку «Халяль» как инструмент, ускоряющий рост продаж их продукции. 

На пресс-конференции, состоявшейся в Ингушском УФАС России, руководитель ведомства Батыр Точиев рассказал о случае, когда одна пивная компания решила использовать марку «Халяль» не по назначению. Обсудить злободневную тему в целом Точиев пригласил представителей Миннаца, Минздрава и Роспотребнадзора региона, а также известных богословов. 

— Ингушское УФАС рассмотрело дело в отношении Московской Пивоваренной компании, которая маркировала свои энергетические напитки знаком качества «Халяль», — проинформировал присутствующих Точиев. — Мы приняли решение признать наличие нарушения антимонопольного законодательства в этих действиях компании. Спросите, в чем же они заключаются? Во-первых, напиток содержит информацию, вводящую потребителей в заблуждение относительно свойств товара: энергетик, по определению не может считаться халяльным. Во-вторых, использование данной маркировки дает владельцу энергетиков «GORILLA» преимущество перед конкурентами. Согласно ГОСТу, халяльная пища не должна содержать вредных компонентов. Само слово «халяль» дословно переводится как «дозволенное», «разрешенное». Между тем, опрос «Роскачества» показал, что каждый третий россиянин выражает доверие продукции с этим обозначением, что делает использование такой маркировки весьма привлекательной для производителей, предоставляя им преимущество перед конкурентами.

По словам богослова Магомеда Харсиева. исламские каноны довольно строги. Они накладывают ряд ограничений на употребление некоторых продуктов питания, которые должны быть соответствующего качества. 

«Чтобы предупредить мошенничество со стороны продавцов, исключить сомнения покупателя в качестве мяса, овощей, полуфабрикатов и других продовольственных изделий, введена система сертификации «Халяль». Разработан международный стандарт, который определяет требования к изделиям по разным направлениям: Центр стандартизации и сертификации «Халяль» выдает разрешительные документы только на изделия, которые разрешаются для употребления мусульманами, при этом являются безопасными и полезными для здоровья«,- подчеркнул Харсиев.

Собравшиеся отметили, что в Ингушетии законодательно закреплен ряд ограничительных мер по продаже энергетиков, который касается возраста покупателей, мест продажи товара. Тем не менее, продавцы часто закрывают на это глаза, а у контролирующих органов, порой, не доходят руки до выявления нарушений, особенно после запрета «кошмарить» малый бизнес. Подчеркивалось, что властям всех уровней, в тесном взаимодействии с религиозными организациями необходимо окончательно поставить точки над «и» в вопросе предоставления предпринимателям прав на обладание знаком качества «Халяль».

— Хотя некоторые производители настаивают, что их продукция не несет в себе вреда, а наоборот поддерживает жизненные силы, Минздрав России не спешит одобрить эти утверждения, акцентируя внимание на потенциальных рисках: стрессе, бессоннице, депрессии, сердечно-сосудистых заболеваниях, сахарном диабете второго типа и прочих негативных последствиях — подвел итоги разговора Точиев. — Таким образом, несмотря на заявления производителей энергетических напитков, действительно существует противоречие между обозначением товара как безвредного и его реальными характеристиками. По итогам рассмотрения всех обстоятельств дела, Ингушское УФАС выдало производителю предписание о прекращении маркировки товара знаком качества «Халяль». За допущенное нарушение, организацию ждет оборотный штраф. 

Добавим, что за пивную компанию, облюбовавшую известный знак качества вступились самые знаменитые адвокаты России.