Славное имя истории

К 130-летию со дня рождения Заурбека Мальсагова

Фото:
архив газеты "Ингушетия"

Неутомимый борец за все прогрессивное и доброе, выдающийся деятель культуры, гуманист и просветитель Заурбек Куразович Мальсагов занимает особое место в научной и культурной жизни вайнахов. Среди ингушей не будет такого человека, который не знал бы эту личность. Он — один из первых ингушей, который навсегда остался в памяти народа, как человек большого дарования. 
Основные вехи короткой, но весьма интенсивной жизни этого уникального человека, о котором пойдет речь в этом материале, убедительнее всех слов говорят о том, что ему ничто человеческое и разумное не было чуждо. Даже простой перечень всех его многочисленных и разнообразных увлечений, интересов и практических способностей занял бы не одну страницу, но всё это органично сумела вместить в себя неимоверно яркая, но очень короткая жизнь этого человека, оборвавшаяся в самом расцвете творческих сил.

Не будет преувеличением сказать, что он — один из первых пропагандистов человеческой морали, первопроходец и создатель фундаментальных работ по лингвистике, имеющих непреходящее значение и представляющих ценность не только для ингушей и чеченцев, но и для других национальностей Северного Кавказа.

Родился Заурбек Куразович Мальсагов 3 июня 1894 г. в уездном дагестанском городке Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск) в семье ингушского полковника царской армии, известной своими культурными и прогрессивными традициями. В то время отец Заурбека служил в городе Благовещенске Амурской области, и поэтому среднее образование мальчик получил по месту службы своего отца Кураза Мальсагова — на Дальнем Востоке. А первые азы высшего образования Заурбек постигал в Петрограде — колыбели русской революции.

С установлением советской власти на Северном Кавказе 3.К. Мальсагов всецело отдается работе на ниве просвещения, принимая активное участие в ликвидации безграмотности среди населения горских республик. В 1920 году став членом РКП(б), З. Мальсагов начал разрабатывать новый план работы, благодаря которому можно было бы достичь высоких показателей в системе образования. Но его личный просвещенческий дебют был ознаменован разработкой первого ингушского алфавита на основе латиницы, проект которого лишь с незначительными изменениями был одобрен Наркомпросом Горской республики.

Таким образом, можно считать, что Ингушетия первой в России стала обладательницей алфавита на латинской основе. Это было исключительно прогрессивным шагом в развитии не только ингушской национальной культуры и просвещения, но и прогрессивной России, так как приближало грамотность мусульман к мировой цивилизации.

Более того, многие изыскания в лингвистике, этнографии, фольклоре позволили Мальсагову заложить еще в 20-х годах прошлого столетия основы современного вайнахского языкознания. О том, что он мыслил перспективно, угадывая многое на десятилетия вперед, говорит его труд «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов» (Владикавказ, 1920 г). При этом особое значение З. К. Мальсагов придавал роли газет, журналов, альманахов, изданию словарей и т. д.

В эти годы Заурбек Куразович начинает думать об учреждении республиканской газеты, на страницах которой печатались бы статьи и публикации на ингушском языке. Осуществить эту мечту ученому-лингвисту удалось лишь в начале 1923 года, когда 1 мая в свет вышел первый номер ингушской газеты «Сердало». Заурбек Куразович как основатель и учредитель этого печатного органа, был избран его главным редактором. В этом же году Заурбека Куразовича избирают членом ревкома и назначают народным комиссаром просвещения Горской республики, куда входила Кабарда, Чечня, Карачай, Осетия и Ингушетия. Занимая эту высокую должность, Заурбек Куразович поступает в Ленинградский государственный университет на факультет языкознания и материальной культуры, специализируясь по иберийско-кавказской лингвистике и арабскому языку.

Будучи учеником академиков Н. Я. Марра, И. Ю. Крачковского, соратником и другом академика А. Н. Генко, Заурбек Куразович Мальсагов являл собой уникальный тип ученого-энциклопедиста, соединившего в своей исследовательской методологии знания не одной, а нескольких родственных наук, изучающих историю и культуру человечества. Достаточно сказать, что только после смерти ученого в его архиве были обнаружены переводы произведений М. Ю. Лермонтова, которые свидетельствуют о его способностях и в этой области. Как оказалось, Заурбек Мальсагов блестяще перевел на ингушский язык несколько шедевров русского классика.

После него остались и дневники, которые Заурбек Куразович вел, будучи в экспедициях по Грузии и Закавказью. И они тоже требуют своей расшифровки. И вообще надо сказать, что нам еще многое предстоит открыть и освоить в литературном наследии великого гуманиста, ученого и просветителя Заурбека Мальсагова.

В 1924 году, когда Горская республика была подвержена непредусмотрительному разделу на отдельные национальные области, Заурбека Мальсагова назначают заведующим Ингушским областным отделом народного образования. Именно эти годы связаны с бурной общественной деятельностью будущего ученого: он ведет большую научную, культурно-просветительскую, изыскательскую работу.

Также в это время на базе областного отдела инициативной группой во главе с Заурбеком Куразовичем было создано Ингушское литературное общество, руководителем которого большинством голосов стал главный инициатор этого движения. С первых же дней своего назначения на пост заведующего областным отделом народного образования, Мальсагов организовал издание учебников, сам написал буквари для взрослых и детей, составил задачник по арифметике и несколько книг для чтения.

Также им была издана первая «Научная грамматика ингушского языка», написанная на русском языке, которая вскоре была переведена на ингушский язык самим автором. Это издание являло собой основополагающую в иберийско-кавказской лингвистике работу, которая содержала в себе первый ингушско-русский словарь из трёх с половиной тысяч слов.

По словам многих современных филологов, такие разделы этой работы, как «Фонетика», «Глагол», «Имя существительное» и, наконец, сам ингушско-русский словарь, актуальны и сегодня. Отсюда мы можем сделать вывод, что ученый З. К. Мальсагов оставил нам бесценную работу. 

По высказываниям многих его соратников, Заурбек Куразович с восхищением относился к народной мудрости и любил ингушский фольклор. «Фольклор, образно говоря, является «литературой» бесписьменных народов», — говорил он. И точно так же считают современные лингвисты. В фольклоре аккумулируются представления народа об окружающем мире, о своей истории, появлении человека, нашей планеты, формировании ее поверхности, о появлении звезд, солнца и луны, языческие воззрения, нравственно-этические представления и т. д. Поэтому фольклор является ценным источником для изучения истории народа. 

Координатором и активным участником всех серьезных научных проектов этого времени, в котором были задействованы такие научные корифеи, как Л. Семенов, Н. Яковлев, И. Щеблыкин и другие, оставившие фундаментальные исследования по различным направлениям, был Заурбек Куразович Мальсагов. Поэтому считается, что потомкам еще предстоит оценить эту сторону поистине титанической деятельности этого человека.

Как большой специалист и знаток в области этнографии, языка, истории, фольклора и искусства, Заурбек Мальсагов щедро делился своими широкими познаниями с молодыми кадрами, проявляя терпение, исключительное внимание и заботу. Вот как вспоминал о нём его друг и соратник, ученый-исследователь горских народов Л. П. Семенов: «Заурбек очень сильно болел душой за свою научную работу, скрупулезно изучал историю и лингвистику. Также он по-отцовски заботился о людях, которые его окружали. В целях расширения изыскательских возможностей он сплотил вокруг себя таких же отчаянных парней, установил тесную связь со многими институтами...»

Таким образом, мы видим, что главнейшие пласты плодотворной творческой деятельности З. К. Мальсагова, прежде всего, это его фундаментальные научные исследования в кавказоведении и развитии вайнахской лингвистики. 

Не менее важной в подвижнической творческой жизни Заурбека Куразовича Мальсагова была его культурно-просветительская деятельность, которой он отдавал много сил и знаний. В начале 20-х годов начинается активная литературная деятельность Заурбека Мальсагова, связанная во многом с развитием ингушского театра, возникновением первой театральной труппы с участием великого русского писателя Михаила Булгакова.

Перу Заурбека Куразовича Мальсагова принадлежит и одно из первых художественных произведений на ингушском языке — социально-бытовая драма в одном действии «Похищение девицы», вышедшая в 1923 году отдельным изданием, и, тем самым, положившая начало развитию всей чечено-ингушской драматургии.

Значительным явлением в ингушской советской литературе тех лет явилась и другая пьеса 3. К. Мальсагова — «Кровная месть», написанная им в соавторстве с братом Ибрагимом, талантливым педагогом и знатоком народной словесности, который еще в 1927 году издал сборник «Ингушские сказки». Новое произведение — психологическая драма в четырех действиях, направленная против другого тяжкого наследия прошлого — кровной мести.

Надо отметить, что пьесы Заурбека Мальсагова были первыми произведениями в этом сложном и трудном жанре. Они отражали прогрессивные идеи людей и правдиво показывали чаяния и мечты народных масс. Поэтому первые пробные произведения ученого, развенчивающие и осуждающие такие позорные явления в горской жизни, как похищение девушек и кровная месть, в те годы были как нельзя актуальны.

Прежде чем говорить о З. К. Мальсагове, как о драматурге и авторе оригинальных пьес, необходимо отметить его заслуги в создании в самом начале 20-х годов прошлого столетия сначала самодеятельного, а потом и профессионального ингушского театра. Достаточно сказать, что в 1921 году после знакомства с Заурбеком Куразовичем во Владикавказе Михаил Булгаков специально для ингушской самодеятельной труппы написал в соавторстве с А. Г. Гойговым пьесу «Сыновья муллы». Ингушская интеллигенция во главе с З. К. Мальсаговым, А. Г. Гойговым и другими сумела создать в это время в г. Владикавказе своеобразную культурную ауру, облегчившую жизнь многим перенести невыносимые тяготы тогдашнего бытия. Сочиняя пьесы и другие литературные произведения, общаясь с творческими личностями, духовно страждущие люди имели возможность расти и набираться сил в духе культуры и духовности. Можно сказать, что именно Мальсагов начал подлинную цивилизованную национализацию ингушской школы и образования вообще. С этой деятельностью вплотную связывается и весьма плодотворная работа ученого в подготовке различных конференций и съездов, посвященных проблемам горской культуры. 

Но могучий и перспективный рост зачатков многих гуманитарных наук и направлений, начавшийся в эти годы в молодом ингушском государстве с легкой подачи Заурбека Мальсагова, был трагически прерван геноцидной сталинской национальной политикой, определившей ингушей в качестве «нелюбимого» народа. 

После окончания университета все последние годы жизни вплоть до своей внезапной смерти Заурбек Куразович Мальсагов являлся директором Ингушского, а затем Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, членом комиссии Академии наук СССР по изучению племенного состава РСФСР, членом-корреспондентом центрального бюро краеведения, а также доцентом Горского педагогического института в г. Владикавказе. В этой должности он привлек лучшие интеллектуальные силы своего времени к проблемам изучения быта, антропологии, истории, археологии Ингушетии.

Несомненно, Заурбек Мальсагов был великим тружеником-интеллигентом, познававшим и открывавшим мир каждое мгновение, которое ему даровала судьба, как будто зная, что жизнь отмерена недолгая. Но он был не только грамотным просветителем, но и хорошим другом, надежным и заботливым семьянином. В дружной семье вместе с женой Тамарой Тонтовной Укуровой они воспитали настоящего патриота — сына Адиль-Гирея, который не стал прятаться за спиной влиятельных родителей и пошел добровольно воевать, когда над Родиной нависла угроза. С отличием окончив среднюю школу в г. Орджоникидзе, достойный сын достойных родителей в совершенстве знал два иностранных языка и готовился стать дипломатом. Но когда началась Великая Отечественная война, Адиль-Гирей не стал раздумывать. В первый раз он был ранен под Сталинградом, но после госпиталя снова возвратился на передовую и геройски погиб на Курско-Орловской дуге в 1943 году. 

Тамара Тонтовна одна без мужа пережила смерть сына. К тому времени Заурбека Куразовича уже восемь лет как не было в живых. Вдова рассказывала, что ранний уход из жизни не позволил ее мужу закончить многое из начатого им. Тем не менее, Заурбек Куразович Мальсагов всегда будет оставаться ярчайшим примером подлинного гуманизма, историческим явлением, оставившего нам богатейшее интеллектуальное наследие, которое до сих пор не потеряло своей актуальности.

В память о выдающихся достижениях нашего славного соотечественника, сотрудники Национальной библиотеки Ингушетии 6 июня 2024 года готовятся провести масштабную конференцию, приуроченную к 130-летию со дня рождения З. К. Мальсагова, на котором будут рассказывать об основных вехах жизни и научной деятельности Заурбека Мальсагова, сыгравшего главную роль в просвещении ингушского народа.