Сын своего народа 

История жизни первого, единственного и последнего жителя горного селения Гул Республики Ингушетия Бейали Нагадиева 

Фото:
семейный архив Нагадиевых
Бей-Али  Нагадиев

Бейали Нагадиев родился в 1938 году в селении Гул Джейрахского района Чечено-Ингушской АССР. Отсюда его выслали шестилетним ребёнком вместе с мамой Аминат и старшей сестрой Басрат в феврале 1944 года. Вернулся на родину в 1957 году. Всю свою жизнь занимался общественной деятельностью, гордился возрождением ингушской государственности и до конца своих дней оставался человеком, интересы которого не расходились с интересами и чаяниями народа.

Из родословной:

Потомки Бейали Нагадиева родом из селения Гул — это бывшее родовое село тайпа Гулой, куда входят такие фамилии, как Гулоевы, Гулиевы, Хучбаровы, Базиевы, Бекботовы, Нагадиевы, Шаумиевы. Граничит это село на юге с Грузией. В средневековье селение занимало важное стратегическое положение в горной Ингушетии и было огорожено со всех сторон каменной оборонительной стеной, которая с южной стороны имела широкие арочные ворота с военизированной охраной. Известно, что представители рода Нагадиевых с этого села в 70-х годах XIX века подверглись принудительному переселению в Турцию. Но в селе остались два мальчика — Мовси и Г1аски, которых соседи спрятали у себя в башне. Потом их на воспитание взяли «ноанхой» (родственники матери) — Хучбаровы. Г1аски умер рано, не дожив до совершеннолетия. А Мовси женился на девушке из рода Цорой по имени Нойруз. В течение десяти лет совместного брака у них не было детей. А потом произошло чудо. Эта история пересказывалась в семье и в последующих поколениях по многу раз. А дело было так: как-то супруги Нагадиевы отправились на сенокос, и во время отдыха к ним подъехал на белой лошади путник. Они пригласили его присоединиться к трапезе и во время беседы поведали о своей проблеме бездетности. Путником оказался никто иной, как известный в народе религиозный деятель, шейх Батал-Хаджи Белхароев. Поблагодарив за хлеб-соль он сказал, что обязательно сделает за них «дуа» молитву-просьбу Всевышнему. И вскоре у супругов Нагадиевых один за другим родились 12 детей: шестеро сыновей и четыре дочери. Одним из них был Байсолтан Мовсиевич Нагадиев, отец нашего героя Бейали Нагадиева.

Фото:
семейный архив Нагадиевых
Бей-Али Нагадиев с матерью Аминат и детьми

Байсолтан Мовсиевич был видным мужчиной, высокого роста, крепкого телосложения, как говорится, не обижен ни лицом, ни телом. А ещё, он любил одеваться красиво, сегодня бы сказали «с иголочки», во всё лучшее и благородное. Семья имела неплохой достаток, своё хозяйство, небольшую лавку в городе Владикавказе. Соседи заглядывались на него, и говорили, что самое лучшее всегда можно было увидеть на Байсолтане. К тому же он был образован, окончил рабфак в городе Владикавказе и в 30-х годах был председателем колхоза селения Гул. Его уважали и почитали как благородного, мужественного и щедрого человека, к нему могли обратиться за любой помощью и советом, зная, что он обязательно поможет и поддержит.

Печальная судьба супругов Нагадиевых — Байсолтана и Аминат

Как-то на одном из мероприятий Байсолтану Нагадиеву приглянулась девушка красавица Аминат из рода Оздоевых. Знакомые отозвались о ней очень лестно. Она слыла работящей, скромной девушкой. У них в хозяйстве было более ста баранов, за которыми старательно ухаживала Аминат. Это надо было подоить овец после утренней молитвы, сделать сыр и свезти его на рынок; уметь обрабатывать шкуру и использовать её в хозяйстве для разных нужд; стричь овец и делать из шерсти войлочные напольные ковры и настенные ковры-истинги; сготовить пряжу, из которой связать разные вещи. К тому же сестёр Оздоевых уважали за то, что они ухаживали за муталимами, которые жили и учились в их доме, где была открыта школа хафисов для мальчиков, готовили им кушать, стирали и убирали за ними. От такой девушки вряд ли кто отказался бы, тем более она ответила юноше взаимностью. Но когда к её отцу Салмарзу Оздоеву юноша заслал сватов, тот предложил им старшую дочь. В те годы это было обычным явлением, и с таким предложением многие соглашались. Но здесь между молодыми возникли уже чувства, и потому, предложение будущего тестя Бей-Али категорически отклонил, а тот в свою очередь отказался выдавать за него замуж вторую дочь Аминат. Закончилась эта история тем, что младший брат Байсолтана просто выкрал для него возлюбленную. Это стало причиной раздора между двумя семьями на долгие годы, хотя Сальмарз получил за дочь большой выкуп, который по тем меркам равнялся установленному калыму для 33 девушек. Но он и его четыре сына долго не могли смириться с тем, что этот брак состоялся против их воли. Эта обида и вражда сказалась впоследствии и на судьбе их дочери и сестры. 

А пока, высоко в горах, в селении Гул в большой семье Нагадиевых начала жить молодая супружеская пара. Через год у них родилась дочь Басрат, но потом в их семью пришла беда. Кто-то написал ложный донос на Байсолтана в НКВД, что тот мол посягнул на колхозное имущество. В 1934 году Байсолтана арестовали, но через полгода отпустили. Это дело постарались замять даже сами представители власти, потому как Байсолтана Мовсиевича знали, уважали и доверяли, и даже восстановили в должности. Но через три года донос поступил повторно. Нагадиевы знали, чьих рук это дело, и кто мстит им, однако ничего с этим поделать не могли. Байсолтан был арестован повторно в 1937 году и на этот раз этапирован отбывать десятилетний тюремный срок в г. Ярославль.

История Аминат Нагадиевой и её борьба за жизнь

Вскоре после ареста Байсолтана у него родился сын, которого нарекли именем Бей-Али, созвучным с именем отца, о чём ему родные сообщили в письме. В ответ Байсолтан пожелал, чтобы он вырос достойным сыном своего народа, которого будут любить и уважать люди. Так оно и вышло. Дальше связь отца с родными оборвалась. Больше от него не было ни писем, ни известий, пока не вырос сын Бей-Али. Об этом мы скажем чуть дальше.

А пока Аминат с детьми переехала из горного района в селение Ангушт, где со своей семьёй жил младший брат Байсолтана. В первое время Аминат было нелегко, почва на новом месте была не плодородная, каменистая, надо было подкормить её чернозёмом. Помочь было некому, все были заняты своим хозяйством, вот она и таскала в плетеных корзинах на плечах целый месяц с раннего утра до поздней ночи плодородную почву из леса. Но потом земля оправдала вложенный в неё тяжёлый труд. Жизнь потихонечку стала налаживаться. И вроде устроилась, воспитывала детей, ждала с тюрьмы мужа. Но тут началась война. А в феврале 1944 года весь ингушский народ по ложному обвинению Сталина и его политической клики был выслан в Казахстан и Среднюю Азию.

В депортации Аминат с детьми попала в Акмолинский район. В это же поселение доставили и её отца Сальмарза с сыновьями. Они так и не простили дочери обиды, не общались с ней, и с племянниками, а завидев, обходили стороной. Не отпускала свою боль и сама Аминат. 

Поначалу она с детьми ютилась в казахской семье, куда её подселили по прибытию на место поселения. Несмотря на календарную весну, на дворе стояла настоящая зима. В колхозе спецпереселенцам предложили работу, но идти было не в чем, тёплых вещей у неё не было. Позже она рассказывала внучке, как за ночь связала себе из напольного войлока, взятого из дома, свитер и юбку, а утром вышла на работу. 

Жизнь пришлось начинать сначала. Где только не приходилось трудиться Аминат, работала на добыче соли, в открытом поле, и на складе в заготзерно. Председатель очень уважал Аминат, которая в разы перевыполняла норму. Скоро он выделил ей земельный участок на возвышенности. Здесь она построила глинобитный дом из двух комнат. В одной жила с детьми, а в другой держала живность — корову и бычка. А под печкой она сделала небольшой тайник, куда каждый вечер по трубочке засыпала по два стакана зерна, что приносила с работы, спрятав под одёжкой. Тайник был так удачно законспирирован, что никто и не догадался бы туда заглянуть. Жила она в сравнительном достатке. Её жилище не пострадало и во время большого наводнения, которое подтопило почти все дома в селе, в том числе жильё её отца и братьев. Именно тогда пришёл к ней отец Сальмарз, потеряв всё, что у него было. Аминат было тяжело, но она нашла в себе силы простить отца, а следом и братьев, и даже помогла им встать на ноги. 

Фото:
семейный архив Нагадиевых
Аминат Нагадиева

Как-то во время посевной, работая на переборке картошки, Аминат предложила соседке вместе ночью забрать ту картошку, что они откидывали в сторону, как непригодную. Обычно депортированные перебирали отходы, срезали глазки и потом засевали ими свой участок земли. А так картошка сгнивала там же на поле. Но пусть пропадает — считали некоторые коменданты, чем из неё извлекут пользу спецпереселенцы. Аминат арестовали по доносу соседки, дали семь лет, из которых она отсидела два года, потому как вышла по амнистии после смерти Сталина. А пока Аминат отбывала срок, в её доме жил брат, по обоюдному договору, присматривая за детьми, но вскоре их забрали братья Нагадиевы, которые жили в соседнем селе, а там и Аминат вернулась из тюрьмы. 

Аминат вырастила детей хорошими людьми, и сама прошла с достоинством все испытания судьбы. Её уважали односельчане, родные и близкие, с её словом считались, как со словом настоящего мужчины. Она прожила долгую жизнь, успела порадоваться успехам сына, увидеть внуков и даже правнуков. Половину прожитой жизни она постилась, прося милости у Всевышнего, за исключением праздничных дней после месяца Уразы. И в эти праздничные дни, чтобы доставить радость другим, она брала на себя обязательства пасти сельское стадо овец, потому как это дело было общественным, и хозяева шли на пастбище в порядке очереди. 

Аминат Нагадиева ушла из жизни в 2001 году, пройдя достойно все испытания, выпавшую на её долю и оставив в сердцах людей добрую память о себе.

Бейали Байсолтанович — достойный сын своего народа

Время шло. Жизнь вошла в своё русло. Дети подросли и всячески старались поддерживать маму. Басрат помогала по дому, а Бейали старался изо всех сил взять на себя обязательства хозяина дома. Он рос мужественным и достойным человеком. С раненого детства умел читать священную книгу Коран, пользовался уважением среди старших. В школе учился хорошо, отличался примерным поведением. Умел дружить. Был справедливым, честным и принципиальным. Вот один эпизод из его жизни, который ярко характеризует его как личность. Он учился в старших классах, когда мама купила ему новую одежду. Бейали был счастлив, но не смог в ней явиться в школу, потому что не хотел выделяться среди других мальчишек, которым родители были не в состоянии купить обновку. Но чтобы угодить маме, он выходил из дома в новых вещах, потом шёл на сеновал, переодевался в старьё, и бегом в школу. Обратно проделывал то же самое. 

В 1957 году семья Нагадиевых вернулась на родину и поселилась в г. Назрани, рядом с центральной мечетью. Скоро вышла замуж дочь Басрат за Адрахмана Калиматова, представителя благородного рода. В этом браке у них родились десять детей: пять сыновей и пять дочерей. 

Бейали после школы поступил в Профессиональное училище в г. Грозном. Потом отслужил в армии и после возвращения устроился работать электриком на Инструментальный завод в г. Назрани, где работала его мама. В своих делах и поступках он старался во всём и всегда равняться на своего отца, авторитет которого в этой семье всегда стоял на высоком уровне. Гордость за отца подпитывали близкие и знакомые, которые всегда отзывались о нём самыми лестными словами. «Я не мог себе позволить ничего такого, что было бы недостойно памяти моего отца, — говорил Бейали, — во всех делах я мысленно обращался к нему, знал, что он одобрит, и боялся разочаровать его». 

Как-то Бейали встретил человека, который узнал в нём сына своего друга Байсолтана. Они вместе отбывали тюремный срок. «Твой отец был настоящим къонах (мужчиной), — сказал он сыну. — Ты очень похож на Байсолтана. Он был сильным, мужественным человеком, ему чужды были страх и чинопоклоничество. До конца своих дней он не терял достоинство и благородство. Его уважали все: и начальство и заключённые. Он покровительствовал слабым, а для своих земляков был надёжной крепостью». Бейали узнал от него, что отец скончался в тюрьме от болезни и похоронен в братской могиле. Вскоре сын выехал в Ярославль, чтобы почтить память отца, прочитать у его могилы заупокойную молитву. Потом он провёл ритуальный поминальный обряд как положено и вознёс Всевышнему саха (милостыню). 

Бейали Байсолтанович, который никогда не видел своего отца, знал из рассказов старших, что он любил фотографироваться и мечтал найти его фотоснимок у родственников или знакомых. Когда они вернулись на родину старик-односельчанин сказал ему: «В городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) на проспекте Мира в фотоателье работает старый фотограф — армянин. Он сохранил у себя фотографии ингушей, когда нас выслали, верил, что мы вернёмся. Быть может у него ты и найдёшь то, что ищешь». И чудо случилось. Он поехали к фотографу вместе с дядей, который опознал среди других снимков фотографию Байсолтана. После этого Бейали заказал фотографию, где собрал вместе свою семью: отца-мать-сестру и себя. Эта фотография всегда висела в его доме на самом почётном месте. 

Фото:
семейный архив Нагадиевых
супруги Байсултан и Аминат Нагадиевы с детьми Басрат и Бей-Али

Вырос Бейали завистным женихом. «Весь в отца, — говорили родственники, — За него пойдёт любая девушка». Но мама Аминат по этому поводу высказала своё сомнение сыну, что за единственного сына вряд ли отдадут дочь из благородной семьи. Это немного задело честолюбие Бейали, и вскоре он привёл в дом самую красивую девушку из благородного рода Мальсаговых, Лидию — дочь уважаемого и почитаемого в народе Мухарбека Мальсагова. Это был 1966 год.

А в 1971 году Бейали переехал в селение Новый Редант, где жили его родственники Нагадиевы, к которым он хотел быть поближе. У супругов Нагадиевых родилось шесть сыновей и шесть дочерей, все сыновья сегодня проживают там же, в Новом Реданте со своими семьями, а дочери вышли замуж и живут в разных районах республики. 

Трудовая деятельность Бейали Нагадиева началась с раннего детства. Он помогал матери в колхозе; потом работал электриком на Инструментальном заводе в Назрани и в школе Нового Реданта; был диспетчером в правительственном гараже; главным инженером на АТХ в г. Назрани; заведующим складом г. Назрани; летом выезжал на «шабашку» — так называли в народе сезонные работы, на которые в советские годы ездили многие; в разное время занимался предпринимательской деятельностью. И у него всё ладилось, он всегда был при деньгах. Вообще, он был человеком коммуникабельным, открытым, за эти качества его уважали и ценили даже первые лица республики, к которым он всегда был вхож, и находил о чём поговорить, и они к нему относились с уважением. 

Бейали был по натуре человеком общественным, можно сказать — народным. Он больше принадлежал народу, говорят его дети, нежели семье. Принимал активное участие во всех общественных мероприятиях в годы образования и становления республики, в том числе в организационных вопросах исторического референдума. Он всегда был первым на сходах села, когда решались те или иные проблемы. Был всюду и везде, когда нужна была помощь селу, народу, республике. Он принимал самое активное участие в становлении муфтията республики, стоял рядом с известным богословом Магомед-Басиром Оздоевым, который приходился ему родным племянником. Во время трагических событий в Пригородном районе, потом в период боевых действий в Чечне, он всеми возможными способами и средствами помогал тем и другим беженцам — продуктами питания, одеждой и размещением. Причём, вкладывал в добрые дела свои собственные средства, и никогда не жалел на это денег.

История Бейали — первого, единственного и последнего жителя селения Гул Республики Ингушетия

Есть в истории нашего героя одна замечательная страница, которая характеризует его как настоящего патриота и достойного сына своего рода, народа, каким хотел видеть его отец. Он единственный, первый, и последний официально зарегистрированный житель селения Гул Джейрахского района Республики Ингушетия.

— Отец всегда мечтал поехать в своё родовое село Гул, что находится высоко в горах на границе с Грузией, — вспоминает его сын Бекхан Нагадиев. — И вот в 1996 году мы, наконец, собрались, и выехали к земле предков. На подъёме машину пришлось оставить, и уже вверх идти пешком, пробивая тропинку. Вернулись мы оттуда уставшими и расстроенными. Что здесь остались одни руины от боевой башни и жилых башен мы ожидали, их уничтожили ещё в 1944 году, когда наших отцов и дедов выслали в Казахстан. Но вся эта территория, в том числе и кладбища предков, были полностью загажены. Это место со своими альпийскими лугами долгие годы служило пастбищем для огромных отар овец. Отцу было тяжело видеть всё это, и он решил обратиться к первому президенту Ингушетии с просьбой разрешить проблему так, чтобы отныне на этих лугах больше не пасли свой скот чабаны из соседних республик. И Руслан Аушев откликнулся на эту просьбу. 

Фото:
семейный архив Нагадиевых
Б.Нагадиев с сыновьями

Второй раз мы приехали в Гул в 1997 году. Нас было около 10 человек. Подготовились мы основательно. С нами поехали старейшины, бывшие жители этого села — Халмарз Хучбаров и Али Бекботов, которые помнили где чья башня находилась, кто —где жил, и какие тейпы проживали в этом селе. У нас сохранился видеоматериал от этой поездки. Мы с представителями других тейпов расчистили территорию. Потом приезжали ещё и ещё раз. Скоро отец выкупил единственное стоящее здесь здание — служебное помещение погранзаставы, которое потом расширил, благоустроил, огородил вокруг здания территорию и в 1998 году официально прописался. Так он стал первым и единственным жителем селения Гул Республики Ингушетия, официально зарегистрированным здесь. В свободном словаре Википедии так и записано — в селение Гул на лето приезжает Байали Нагадиев, который проживает в доме, где раньше находилась пограничная застава. Кстати, уроженцем селения Гул был до высылки известный ингушский абрек Ахмед Хучбаров. Бейали мечтал возродить в своём родовом селении жизнь. Он приглашал сюда друзей, знакомых, знатных гостей республики, потчевал их по-горски, как полагается. Здесь же в реке Гулойхи, он с лёгкостью вылавливал форель и угощал своих гостей. И ещё, он любил купаться в этой ледяной горной реке. Это потом и подорвало ему здоровье. Всё же организм не был привыкшим к таким стрессам, да и возраст сказался. После очередных водных процедур он заболел, и больше не смог подняться в горы. А вскоре пришло время укреплять государственную границу с Грузией. В 2009 году поступило распоряжение лишить Нагадиева прописки в селении Гул, а территорию передать в ведение погранзоны. Так он стал последним жителем, официально выписанным из селения Гул. Но отец такое решение принял с пониманием. Он вообще был человеком народа, всегда ратовал за его будущее, за его благополучие, и благополучие страны в целом. В настоящее время объекты ингушской архитектуры и вся территория селения Гул входят в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находятся под охраной государства. 

Бейали Нагадиев ушёл из жизни 4 октября 2023 года в возрасте 85 лет. До конца своих дней он оставался человеком, интересы которого не расходились с интересами и чаяниями народа. Он искренно гордился возрождением ингушской государственности и каждый день благодарил Всевышнего, что живёт среди своего народа, на самой благословенной земле. Но сокровенную мечту о возрождении жизни в родовом селении Гул он унёс с собой. А что сулит далёкое будущее, известно только Всевышнему.