Войлочная летопись ингушей

В Сунже выставили 100 войлочных ковров к столетию ингушской государственности

На минувшей неделе в Государственной выставочной галерее г. Сунжа прошло открытие грандиозной выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей».

Мероприятие приурочили к столетию ингушской государственности, на экспозиции было символически представлено 100 войлочных ковров ручной работы, изготовленных доктором исторических наук, заместителем директора научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева, мастером ковроделия Зейнеп Дзараховой. Ковры сделаны по древней ингушской технологии в мастерской «Истинг», созданной при Республиканском доме народного творчества. 
Выставка прошла при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Главы Ингушетии и Министерства культуры республики.

Отмечается, что почётный гость выставки Глава региона Махмуд-Али Калиматов ознакомился с ковровыми экспозициями в сопровождении Зейнеп Дзараховой, которая вкратце рассказала ему об истории создания ковров, о смысловом значении орнаментальных рисунков и отдельно о секциях ковровых коллекций. В свою очередь руководитель республики отметил важность возрождения древних ремёсел, их сохранения и популяризации в интересах развития общества и с целью приобщения к истокам национальной культуры подрастающего поколения. 
«Если мы не будем сохранять и развивать наше культурное наследие, то можем потерять свою национальную идентичность, — отметил Глава Ингушетии. — А наша с вами задача направлена на то, чтобы сохранить для потомков то, что оставили нам наши предки». Он подчеркнул, что ковровая экспозиция — это настоящее путешествие в прошлое, возможность прикоснуться к корням нашей культуры. Калиматов поблагодарил Зейнеп Дзарахову и всех мастеров за труд и бережное отношение к наследию ингушского народа.

Фото:
Н. Ахильгова
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов в секции «Лоаме». Фото 

Министр культуры Ингушетии Залина Льянова отметила в своём выступлении, что великое наследие, которое ингушам досталось от предков, надо сохранить и передать подрастающему поколению. «Сегодняшняя выставка широко популяризирует наше культурное достояние, — отметила она. — Это бесценный дар всему ингушскому народу, который мы получили от своих предков». Она выразила огромную благодарность Министерству культуры Российской Федерации, Главе республики Махмуд-Али Калиматову, автору проекта, вдохновителю и изготовителю ковров Зейнеп Дзараховой, руководителю мастерской «Истинг» при Республиканском Доме народного творчества и всем, кто сохраняет это ремесло и передаёт его подрастающему поколению.

Из истории войлочного искусства

«Выставка «Истинг. Войлочная летопись ингушей» («100 ковров к 100-летию ингушской государственности») представляет собой ингушские войлочные ковры с орнаментами, изготовленные по зарисовкам художников и исследователей ХХ века. Истоки развития этого искусства уходят во времена, когда у ингушей было развито овцеводство, что в свою очередь способствовало изготовлению войлочного полотна (ферт). Название «истинг» ковры получили от названия сырья — овечьей шерсти («уст» — баран). Войлочные ковры использовались как одеяло, покрывала, напольные войлоки, несли в себе функцию украшения интерьера. Для изготовления войлочных ковров с орнаментами красили шерсть (некоторые мастера красили готовые войлоки) в разные цвета и изготавливали ковры методом врезной технологии, которая получила название «хетта ферт» («сшитый войлок»), где самоназвание указывает на национальную технологию создания орнаментального ковра. 

Фото:
Н. Ахильгова

Такие ковры, требовали творческого подхода, они стали философским осмыслением жизни предков ингушей, их связи с окружающей природой, и, как следствие, предметом интереса искусствоведов. Ещё в начале прошлого столетия на первом съезде деятелей кустарной промышленности Кавказа был поставлен вопрос об организации работы по сбору орнаментальных композиций ковров, о создании альбомов в красках. В 1924 году появился первый рукописный альбом «ГIалгIай гIарчож. 1924»; зарисовки ковров проводились в первой половине ХХ века, и позже, после возвращения народа из депортации. В 1974 году в г. Грозном вышел каталог «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии». Таким образом, ковры, представленные на выставке, были сделаны по зарисовкам и описаниям художников и исследователей Х-Б. Ахриева, И. Щеблыкина, Г-М. Даурбекова, М. Базоркина, Л. Виноградовой, И. Ивановой, А. Гораздиной, Т. Бадяевым и др. Также была коллекция ковров с авторскими композициями З. Дзараховой.

В 2022 году традиционная технология изготовления войлочного ковра с орнаментами вошла в «Антологию народной культуры» по сохранению 100 объектов нематериального культурного наследия народов России.
В 2024 году 25 апреля в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли четыре марки, посвященные войлочному ковроделию, где Ингушетию представляет ковёр «Буро».

О выставке «Истинг. Войлочная летопись ингушей»

Идея создать 100 войлочных ковров к столетию ингушской государственности у Зейнеп Дзараховой появилась с тех пор, как она начала заниматься исследованием альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924). Однако озвучить её она решилась только после того, как идею поддержал глава региона на выставке, посвящённой 30-летию республики, где было представлено 50 готовых ковров. 
Выставка 100 ковров к 100-летию ингушской государственности представлена по секциям: коллекция ковров «Ангушт», «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий», «Свадебные коврики» и авторские композиции ковров З. М-Т. Дзараховой. 
Отдельный интерес у гостей выставки вызвало дизайнерское оформление ковровых коллекций. Так, в секции «Ангушт» гости могли познакомиться с копией старинного альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924), книгой «Антология Народной культуры» и каталогом «Войлочное ковроделие народов Северного Кавказа» с почтовыми марками России, в числе которых есть марка с изображением ингушского ковра. В секциях «Наьсаре» и «Свадебные коврики» был представлен сюжет свадебной обрядности: образ невесты и расстеленный перед ней войлочный ковёр «у входа в дом жениха». В секции «Лоаме» была представлена театрализованная композиция, в которой горянка в древнем ингушском костюме с рогообразным курхарсом на голове, собирает ковровые орнаменты в одну композицию. В секции «По следам старинных фотографий» рядом с ковровыми полотнами в рамочном оформлении были даны фотографии, по которым мастер реконструировала ковровые композиции и изготовила ковры. 
Коллекция «Ангушт» получила своё название от ковра, зарисованного художником 100 лет назад в селении «Ангушт». В этой коллекции даны, названия коврам, которые они получили в зависимости от села, где были зарисованы художниками. Это: «Ахки-юрт», «Шолхи», «Яндкъонгий юрт», «Мочхи-юрт», «Буро», «Даьха дукх» и другие, зарисованные в 20-х гг. ХХ века.
Коллекция «Лоаме» («Горы») представляет ковровые композиции, зарисованные на протяжении столетия в Джейрахском ущелье в горных сёлах Фуртоуг, Джейрах, Гоузт, Фалхан, Пхемат, Армхи, Бейни, Хамхи, Лейми и др. Ковры горной Ингушетии представлены геометрическими и рогообразными орнаментами горного тура и оленя, полётом орла и острыми крюками, которые говорят о сильном характере и выносливости, о календарных циклах и местности, о молитвах народа.
В коллекцию «Наьсаре» («Назрановский район») вошли ковры: «Наьсаре вокзал» (так называли поселение Назрань, когда здесь начали прокладывать железную дорогу); «Насыр-корт», «Дошлакъий юрт», «Буро кхал» и другие, в которых мы находим отражение разнообразных мотивов, почитание лунного календаря, звезд, или «древо жизни», как напоминание о связи прошлого, настоящего и будущего поколений.

Фото:
Н. Ахильгова
Ученица Цицкиева Ася в древнем костюме с курхарсом в секции «Лоаме»

В коллекции «По следам старинных фотографий» представлены реконструированные полотна из фрагментов ковров, взятых со старых фотографий.
Коллекция «Свадебные ковры» — это ковры, которые сегодня широко используются в свадебных обрядах — во время встречи невесты войлочным ковром, который расстилают перед ней прямо у порога нового дома. 
Коллекция «Авторские композиции ковров» создана на основе старинных орнаментов. Каждый ковёр имеет своё название и паспорт. Это такие ковры, как «Саькур» (Олень), «Ферх» (Леопард), «Сий» (честь), «Денал» (дух), «Фарал» (изобилие) и т. д.

«Каждая коллекция уникальна по-своему, — говорит заместитель директора Государственной выставочной галереи Фатима Долакова. — символична первая секция «Ангушт», потому как именно в селении Ангушт был подписан договор о вхождении Ингушетии в состав России. Особенно интересна коллекция по старым фотографиям. Здесь проявлено не только мастерство изготовления истинга, но и проведена научно-исследовательская работа по реконструкции всей композиции ковра. В целом, это колоссальный труд, проникнутый патриотизмом и заслуживающий большого внимания».

Гости выставки о своих впечатлениях

На мероприятии присутствовали представители разных министерств и ведомств, общественных организаций, ученые, художники, писатели и поэты, артисты и деятели культуры, люди, занятые в разных сферах народного хозяйства, любители и ценители традиционной ингушской культуры, а так же представители культуры и бизнеса из северокавказских регионов. 
Гости выставки фотографировались на фоне ковровых полотен, принадлежащих их фамильному тейпу; на фоне ковров, которые зарисованы в родовых селениях; на фоне ковров, которые реконструированы по фотографиям из их семейного архива, и в целом на фоне разных ковровых композиций, которые являются наследием всего ингушского народа.

Борис Харсиев, кандидат философских наук, и. о. директора научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева: «Эта выставка показатель большого таланта, большого успеха, я бы сказал, выставка содержательная, интересная и исторически значимая. Приятно вдвойне, что автор проекта Зейнеп Дзарахова наша коллега, заместитель научного института по научной работе, и эта выставка, прежде всего, результат и показатель её научно-исследовательской деятельности».

Фото:
Н. Ахильгова
Коллектив Ингушского НИИ в секции «Ангушт»

Людмила Барахоева, заведующая отделом научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева: «Это огромная работа! Очень понравилось дизайнерское оформление выставки, и сама выставка по содержанию. Понравились яркие расцветки ковров и удивительно гармоничное сочетание. Проведена большая работа, поздравляю Зейнеп Дзарахову с этим успехом!».

Народный художник Ингушетии, председатель союза художников республики Муса Мартазанов: «Все работы Зейнап Дзараховой являются настоящими произведениями искусства. Она проделала огромную работу, которая даёт нам возможность подняться на какой-то ощутимый уровень, восстановила ковры, утерянные в разные годы трагических событий в истории ингушского народа. Время требует инноваций, интеграции в общество, и то, и другое у Зейнап хорошо получается. Я её поздравляю с этой выставкой и думаю эти работы станут достопримечательностью музеев и нашего народа. Успехов, здоровья и творческого вдохновения ей, желания постоянно работать; внутреннего поиска, без чего художник перестаёт развиваться. Она замечательный человек и настоящий патриот».

Райшат Ахильгова, ковровщица, родоначальница возрождения коврового искусства по врезной технологии: «Я, как никто другой, могу понять, какой это колоссальный труд. Над одним ковром приходиться работать от одного до двух месяцев. Но в этом искусстве есть удивительное таинство. Оно действительно доставляет огромное удовольствие. Это своего рода отдых от мирской суеты. Это творчество, которое дает силы и желание творить больше и лучше. От всей души поздравляю Зейнеп Дзарахову, свою коллегу по искусству с этой выставкой!».

Народная артистка республики Любовь Барахоева: «Это было незабываемым событием. Всё продумано до мелочей, всё прошло на высоком уровне. Культура развивается, благодаря огромному труду таких энтузиастов, как Зейнеп Дзарахова!».

Народный артист Ингушетия Руслан Зангиев: «Я, когда смотрю на истинги работы Зейнеп Дзараховой, то вижу глубинные идеи, заложенные в этих орнаментальных композициях. То, что придумали и сотворили в древности наши предки, заслуживает большого внимания, как и то, что это искусство сегодня возродилось, благодаря нашим энтузиастам. Мои поздравления Зейнеп Дзараховой с этим событием!».

Марем Долакова, заслуженный учитель Ингушетии: «Выставку смело можно назвать эпохальным событием. Мы ещё до конца не поняли, какова значимость этой выставки. Спасибо всем, и в первую очередь Зейнеп за тот огромный труд, и очень значимый для истории ингушской культуры».

Алла Павленко, представитель проекта «Гранд мастеров» из Ставропольского края: «Мы приехали делегацией из 10 человек. Просто заколдованы тем, что видим на этой выставке. Прежде всего, это огромный труд. Великолепна и сама идея возрождения древнего ремесла. Мы потрясены многообразием ковров, и тем, что нет ни одного повторяющегося орнамента. Для нас стало открытием и то, что каждый ковёр принадлежит каком-то роду или поселению. Мы интересуемся народными ремёслами северокавказских регионов, занимаемся организацией выставок, и сегодня у нас есть, что перенять, о чем рассказать своим коллегам по творчеству».

Виолета Пустоварова, мастер из г. Пятигорска: «Я сегодня искренне завидую ингушскому народу, что у них есть такие вдохновители. Создать такую выставку, это довольно-таки сильное решение. И как мастер, могу отметить высокое качество изготовления ковров. Смотрела работы с изнаночной стороны, и заметила, что нет ни одного лишнего шва, с изнанки не видны даже ниточки».

Погрузиться в народный промысел войлочного искусства помогла и вокальная девичья группа, которая в традиционных национальных платьях, по старому обычаю, распевая песни, проводила мастер-класс по переборке шерсти. Любовь Барахоева исполнила песню «Ингушетия», а также выступили артисты Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» и воспитанники детского танцевального ансамбля г. Сунжа.

Фото:
Н. Ахильгова

Зейнеп Дзарахова с благодарностью к участникам выставки

В свою очередь Зейнап Дзарахова поблагодарила всех, кто так или иначе принял участие в том, чтобы такая юбилейная выставка состоялась, всех, кто ценит культуру ингушского народа и с особым трепетом относится к возрождению древнего искусства ковроделия. Слова благодарности были сказаны в адрес Главы Ингушетии М-А. Калиматова, Министерства культуры республики; Художественной школы г. Назрань, где была открыта первая школа по возрождению ковроделия; Республиканского дома народного творчества, где была открыта мастерская «Истинг» и всех, кто так или иначе поддерживал эту идею и участвовал в её продвижении: Л. Мержоева, М. Котиева, Б. Досхоева, Б. Газдиева, И. Евлоева и др.

«Наши предки оставили нам это богатое наследие, — сказала Дзарахова. — Эти уникальные по форме и содержанию орнаменты придуманы не мной, а нашими далекими предками, которые в них отражали своё миропонимание, поведали нам о своей жизни, характере. Мы же, в силу своих возможностей, возродили войлочное ковроделие, сохранили его для последующих поколений».

Отзывы из республики и разных городов России и зарубежья от наших соотечественников

Со всех концов республики, с разных городов России и зарубежья в адрес автора идеи и мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой прозвучали слова поддержки и благодарности.

«Это масштабное, грандиозное мероприятие, очень значимое для народа в популяризации ингушского войлочного ковроделия! Горжусь этим событием. Это 100 изделий, изготовленных исключительно по древней технологии, восстановленное древнее ремесло! На моей памяти подобного мероприятия в республике не было. Не было и в годы советской власти. Очень жаль, что не смогла присутствовать. Спасибо Зейнеп Дзараховой за то, что приобщает молодёжь к древнему искусству, создаёт рабочие места для многих людей. Спасибо за любовь к этому творчеству, которому она посвятила свою жизнь и за неустанную работу в популяризации древнего ингушского ремесла. Я получила огромное удовольствие от просмотренных фотографий и видео». (Лейла Колоева, почётный судья в отставке. Норвегия).

«Я ощущаю огромную гордость от проведённой на моей родине грандиозной выставки! Вы гениальная женщина! Гордость Ингушетии. Крепкого вам здоровья» (Инаркиева Мадина, композитор, музыкальный этнограф. Швейцария).

«Вы истинный патриот, любите свой народ, свою историю. Нет слов». (Хажр Ахриева г. Москва).

«Очень жаль, что не смогла побывать на выставке, но просматриваю видеоролики и просто плачу от счастья. Сколько патриотизма, сколько труда, а, главное, сколько души вложено в это дело. Великолепная работа! Спасибо Зейнеп от всех нас!» (Мадина Нагадиева, г. Назрань).

«Заслуженный деятель науки РИ, доктор наук, известный научный и общественный деятель, член Союза журналистов России, мастер декоративно-прикладного искусства, руководитель мастерской «Истинг», а ещё и красивая, порядочная, интеллигентная женщина с очень грамотной речью и особой харизмой!» (Карина, внучка известного музыканта Идриса Цицкиева).

Много благодарностей поступило и в адрес директора Государственной выставочной галереи Ингушетия Заремы Тумгоевой за подготовку и организацию выставочной коллекции из 100 ковров к столетию ингушской государственности.

Для желающих посетить выставку «Истинг. Войлочная летопись ингушей» сообщаем, что выставка продлится до 4 июля включительно. Вход бесплатный